На фоне собственных скандалов в военном ведомстве, Россия возьмется за перевооружение сразу двух иностранных армий. Одна только эта новость, озвученная газетой "Коммерсант", вполне могла бы наделать шуму - не только в прессе, но и в кругах экспертных, среди людей, которые внимательно относятся к использованию российского оружия за пределами же Российской Федерации. И в самом деле, ведь имеет значение, в кого именно будут стрелять эти автоматы? Немаловажно ведь, чью войну они будут поддерживать? Этот контекст - и без того пикантный, многократно усиливается, когда звучат названия стран, в которые пойдет это самое российское оружие.

Оружия на миллиард - получит киргизская армия. И еще на двести миллионов - таджикская.

Киргизия и Таджикистан. Все. Знающим людям можно больше ничего не говорить.

Или все-таки надо напомнить?

Например, Ош-2010. Разве охотничьи ружья стреляли по узбекской, как это принято сейчас говорить, ирреденте? Разве кухонными ножами угрожали в ходе межэтнических разборок в пылающих махаллях? Смеем напомнить, оружие тогда было вполне боевым. Как говорится, маслу обсохнуть не дали. Но такова традиция: вооружаются в сегодняшней Киргизии только таким - новеньким, едва со складов оружием. Не верится? Все тот же 2010 год - но только уже северная столица Киргизии. Любая "картинка" того времени - указывает на родину конфликта. Это вам не Африка. Не Ближний Восток. И даже не Юго-Восточная Азия. Вовсе нет. Не может быть таких новехоньких "стволов" у сомалийских пиратов. Это демократические силы в Киргизии в очередной раз разоружили военных приспешников очередного бесчеловечного режима. Про Таджикистан в этом контексте - и говорить нечего. Любой, кто бывал дальше Душанбе, прекрасно понимает непреложный закон гор - доброе слово и пистолет завсегда лучше просто доброго слова. А у тех, кто еще дружит с памятью - до сих пор в ушах гул размеренной многодневной "беседы" правительственных войск с таджикской оппозицией в Хороге. Давно ли это было?

Летом 2012 года.

И ведь все это понимают. Видели, дескать, слышали.

И по этой причине кошмарный контекст среднеазиатской войны звучит вполне себе в унисон со здравыми доводами экспертов. И ведь цели преследуются исключительно благие, вот в чем обида.

Разве ж может нормальный человек спорить по поводу угроз, которые исходят от одного только словосочетания "вывод войск США из Афганистана в 2014 году"? Даже самым взвешенным сразу начинают мерещиться талибы с исламистами в центре Астаны. И неважно, что первым до фени Средняя Азия, а вторым - будет не до нее.

Риски здесь действительно не просчитаешь.

Да и другие доводы, впрочем, не хуже.

Вот навскидку: Америка хотела бы оставить свою технику из Афганистана на ответственное хранение. В той же Киргизии. Но может ли позволить случиться этому Россия? Опять нет. В условиях торговой войны за рынки вооружений - оставлять братские республики на съедение гидре американского империализма? Смерти подобно. Особенно в условиях киргизской армии: согласно недавнему чистосердечному признанию президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, современным требованиям республики отвечает лишь 25-я бригада спецназа "Скорпион", и то потому что, в ее подготовке участвовали инструкторы НАТО. Остальное вооружение - осталось с советских времен. Вон, гаубицы М-30 и Д-1 - еще фашистов били - произведены соответственно, в 1938 и 1943 годах.

Президенту страны вторят киргизские политологи: Токтогул Какчекеев считает, что Россия устанавливает боевое влияние в Средней Азии, которое защитит регион от рисков. Стремление России создать логистический центр в Киргизии, о котором говорит Какчекеев, будет блокировать доминирующую роль Узбекистана в Средней Азии. Другой политолог, Марат Казакбаев, считает, что действительно существуют угрозы со стороны Афганистана после вывода оттуда коалиционных войск. На его взгляд, подобная военно-техническая помощь просто необходима республике. Впрочем, и он подчеркивает, что это должны быть не финансы, а исключительно военное обмундирование и техника, так как коррупционные схемы в Киргизии до сих пор во власти актуальны и сильны.

На это месте - хотелось бы поподробнее.

Сильны - это совсем не то слово. Они разнузданы и непоколебимы.

Совсем недавно, кажется, бывшего министра обороны Киргизии Исмаила Исакова водворили за халатность на 8 лет в места не столь отдаленные. А уже демократическая волна 7 апреля 2010 года вернула Исакова в министерское, а затем в депутатское кресло. Известен и скандал вокруг продажи вертолетов МИ-24 и БТР в африканские страны в начале 90-х годов прошлого века. Быть может, по этой причине многие эксперты прогнозируют, что значительная часть оружия, в первую очередь стрелкового, может стремительно оказаться на "черном рынке", который и без того непомерно велик? После апрельских и июньских событий 2010 года в Киргизии по республике гуляет не одна тысяча стволов. А через коррупционные схемы российское оружие может оказаться в руках не только криминала, но и тех самых террористических группировок, для отражения угрозы которых априори предназначено.

Но решение, кажется, уже принято.

Поэтому теперь - проблема низкой дееспособности силовых структур КР и РТ переложена на плечи России. И задача Москвы состоит в том, чтобы поднять эффективность силовых структур союзников, а не заниматься отражением возникающих угроз только своими силами. Решением проблемы могло бы стать создание - например, в рамках ОДКБ - механизмов контроля над использованием военно-технической помощи России республикам Средней Азии. Заодно можно было бы решить в том же формате ОДКБ и еще одну из возникающих проблем. По мнению Токтогула Какчекеева, было бы неплохо создать специальные межгосударственные военные логистические центры и центры обучения киргизских военнослужащих на территории самой Киргизии российскими инструкторами. Подобная схема вполне применима и для Таджикистана, где базой обучения таджикистанских военнослужащих может стать российская 201-я военная база.

Андрей Князев - корреспондент МТРК "Мир", специально для ИА REGNUM