Грузовик "МАЗ" - это "российский автомобиль", и смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ" не очевиден. Об этом 9 ноября заявил Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

В ходе переговоров руководитель Белоруссии поднял тему объединения минского и камского автозаводов в холдинг "Росбелавто". При этом он завёл речь о продаже госсобственности, усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ".

"Вот критикуют меня: МАЗ-КАМАЗ. Ладно пришли бы к нам с завода, который выпускает К-700, и предложили МТЗ (Минскому тракторному заводу, - прим. ИА REGNUM) сотрудничество. Ну да, К-700 уже не тот трактор сегодня, он должен быть заменен более современным. А объединяется МАЗ-КАМАЗ, начинаю задавать вопросы: во имя чего? КАМАЗ что, инвестировать будет в программу на полмиллиарда долларов на МАЗе? Нет, КАМАЗ инвестировать не будет. Может, денег нет, но что-то технологически суперсовременное есть? Нет, МАЗ конкурентоспособен и МАЗ скорее купят, чем КАМАЗ. Объясните мне, что дает эта приватизация, ну, допустим, для МАЗа в данном случае? Никто объяснить не может. Рынки? Так мы и так поделить можем наши рынки, и мы делим, нормально делим. Даже для России это выгодно, если будет небольшая конкуренция. Ведь МАЗ - это не чужой для России автомобиль. Мы же комплектующих большую половину и металл закупаем в России. Это и российский автомобиль", - заявил Лукашенко.

"Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации МАЗ или КАМАЗ? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное. Ленинградцы же приезжают и говорят - мы готовы ваши автобусы покупать. А это же мазовские автобусы. Значит, спрос есть. Но какая-то темнота идет вокруг этого. Поэтому мы очень аккуратно к данному вопросу относимся", - сказал Лукашенко.

По словам Лукашенко, белорусам и россиянам надо теснее сотрудничать: "У меня много примеров того, что никуда мы не денемся друг от друга. И нам надо выстраивать свою политику. Европа пусть сама разбирается со своими рынками. А мы должны беречь свои".

Напомним, 2 ноября генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин подтвердил факт переговоров об объединении с ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто", отметив: "То, что касается возможных отношений с "МАЗом", это больше политика. И часто мы с "МАЗом" идём по чёткому пути, но потом этот процесс на каком-то этапе внезапно останавливается, что говорит о том, что дальше должно приниматься уже некое политическое решение". По словам Когогина, германский автоконцерн Daimler AG (акционер ОАО "КАМАЗ") не обозначил своего отношения к объединению камского и минского автозаводов: "Даймлер" не может сейчас выразить никакого мнения, потому что это мнение должно основываться на конкретных договоренностях. В отношении "МАЗа" эти договорённости носят пока всё-таки облачный характер".

Когогин пояснил смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ": "Мы, несомненно, получим неплохие экономические и финансовые результаты за счёт масштабов производства - по двигателям, коробкам и другим комплектующим. Это позволит снизить и нам, и "МАЗу" инвестиционные затраты в будущем. Но в целом я не вижу близкого завершения этого процесса".

Переговоры об объединении двух автопроизводителей продолжаются около года. Инициатором выступила российская госкорпорация "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ" - зимой 2010 года руководство Белоруссии получило соответствующее предложение. Практически сразу в процесс обсуждения вмешался Лукашенко и сделал ряд резких заявлений, однако затем переговорный процесс наладился.

В ходе переговров практически сразу возникла проблема оценки стоимости активов белорусского госпредприятия, т.к. ОАО "МАЗ", в отличие от ОАО "КАМАЗ", не пользовалось услугами независимого оценщика. В 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы минского автозавода в $800 млн, однако белорусская сторона посчитала данную оценку заниженной. Стороны постоянно подтверждали заинтересованность в сделке. Так, 28 августа первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов, причём создание "Росбелавто" может быть реализовано в первую очередь, т.к. документы об образовании холдинга "находятся в высокой степени готовности" и вскоре будут предоставлены на рассмотрение президента Белоруссии.

Ближе к осени правительство Белоруссии переоценило стоимость минского автозавода: Семашко проинформировал, что рыночная цена активов ОАО "МАЗ" составляет $1,1 млрд и $1,6 млрд - ОАО "КАМАЗ". Исходя из этой оценки, сообщил Семашко, холдинг "Росбелавто" будет создан по принципу "50 на 50", однако учитывая разницу стоимости активов, МАЗ внесёт фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. Лукашенко 14 июня, комментируя процесс объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ", заявил: "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".

Осенью текущего года, 21 сентября глава Минпрома Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что процесс объединения в автохолдинг "Росбелавто" минского и камского автозаводов завершится к марту 2013 года. Заинтересованность сторон в создании "Росбелавто" сохраняется, стороны значительно продвинулись в переговорном процессе. По словам чиновника, сроки затянулись в результате финансового аудита белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ", а также разработки соглашения по управляющей компании белорусского холдинга "Белавтомаз" - ОАО "МАЗ" является управляющей компанией белорусского холдинга.

Ход переговоров по созданию "Росбелавто" 26 сентября прокомментировал глава российской госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, отметив: "Туго идут (переговоры - ИА REGNUM). Дело в том, что мы сделали свою новую оценку, а в Белоруссии тоже была сделана новая оценка. Мы знаем, что первоначально были сделаны одни оценки, они (белорусы) сделали вновь. Прошло два года, поэтому мы переоценили тоже. Поэтому нам сейчас нужно сесть и договориться, принимается ли эта оценка белорусской стороной". Чемезов напомнил также, что два года назад оценка "КАМАЗ" ненамного превышала $1 млрд, а сейчас превышает $2 млрд. В 2011 году Ernst & Young оценила ОАО "МАЗ" в $0,8 млрд, а теперь минский автозавод оценивается в $ 1,6 млрд, сообщил Чемезов. Вскоре, 28 сентября было опубликовано интервью Чемезова, в котором он сообщил: после объединения ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто" контрольный пакет СП будет находиться у российской госкорпорации "Ростехнологии". В частности, он сказал: "У нас есть рекомендации правительства сохранять как минимум блокирующую долю в автомобильных активах. У нас 49,9% КАМАЗа, и мы не собираемся их продавать. Нам пока такого разрешения никто не давал. Но мы собираемся вложить этот пакет в совместное предприятие с МАЗом". Чемезов отметил также: "СП позволит нам расширить рынок и самим производить в Белоруссии КАМАЗы, которые впоследствии мы планируем продавать и в Европе".

Относительно недавно, 4 октября, руководитель Белоруссии заявил, что процесс объединения минского и камского автозаводов в "Росбелавто" излишне политизируется. Лукашенко отметил, что он не участвует непосредственно в переговорном процессе, и рекомендовал Дмитрию Медведеву также передать вопрос о создании холдинга на уровень руководства предприятий: "Пусть разговаривает руководство МАЗа и КамАЗа, вносят конкретные предложения, договариваются. Наше дело, как говорится в России, царское: "освятить", а дальше "идите работать". До этого, 18 июля в Минске премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что создание совместного предприятия через объединение российского КамАЗа и белорусского МАЗа находится в продвинутой стадии. "Идет достаточно сложный переговорный процесс, который, я надеюсь, в относительно короткой перспективе будет завершен", - сообщил Медведев. Он отметил, что многие интересы сторон уже согласованы, однако некоторые позиции всё же требуют дополнительных переговоров. Медведев подчеркнул, что стороны будут искать баланс интересов государств и компаний.

Заявления Лукашенко во время переговоров с губернатором Ленинградской области 9 ноября входят в противоречие с сообщением пресс-службы президента Белоруссии от 21 июня о том, что между Москвой и Минском достигнута принципиальная договорённость о формировании автомобильного холдинга "Росбелавто" через слияние на паритетной основе активов ОАО "МАЗ" и ОАО "КамАЗ". Возможно, переговорный процесс зашел в тупик, и через заявление Лукашенко во время встречи с Дрозденко официальный Минск посылает сигнал руководству России и бизнес-сообществу.

Как сообщало ИА REGNUM, 9 ноября Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко заявил, что "канадцы и эти блумберги" оценивают ОАО "Беларуськалий" в $33-36 млрд. Таким образом, с марта 2012 года стоимость солигорского калийного комбината выросла на $6 млрд.

Также 9 ноября Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия готова переориентировать грузы с портов Прибалтики на российские порты, отметив: "Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырех портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем". Лукашенко сообщил, что данную тему он серьёзно обсуждал на последней встрече с президентом России и "президент России однозначно поддержал эту инициативу".