Лукашенко не видит смысла в объединении "КАМАЗ" и "МАЗ"

Москва, 10 ноября 2012, 00:16 — REGNUM  Грузовик "МАЗ" - это "российский автомобиль", и смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ" не очевиден. Об этом 9 ноября заявил Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

В ходе переговоров руководитель Белоруссии поднял тему объединения минского и камского автозаводов в холдинг "Росбелавто". При этом он завёл речь о продаже госсобственности, усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ".

"Вот критикуют меня: МАЗ-КАМАЗ. Ладно пришли бы к нам с завода, который выпускает К-700, и предложили МТЗ (Минскому тракторному заводу, - прим. ИА REGNUM) сотрудничество. Ну да, К-700 уже не тот трактор сегодня, он должен быть заменен более современным. А объединяется МАЗ-КАМАЗ, начинаю задавать вопросы: во имя чего? КАМАЗ что, инвестировать будет в программу на полмиллиарда долларов на МАЗе? Нет, КАМАЗ инвестировать не будет. Может, денег нет, но что-то технологически суперсовременное есть? Нет, МАЗ конкурентоспособен и МАЗ скорее купят, чем КАМАЗ. Объясните мне, что дает эта приватизация, ну, допустим, для МАЗа в данном случае? Никто объяснить не может. Рынки? Так мы и так поделить можем наши рынки, и мы делим, нормально делим. Даже для России это выгодно, если будет небольшая конкуренция. Ведь МАЗ - это не чужой для России автомобиль. Мы же комплектующих большую половину и металл закупаем в России. Это и российский автомобиль", - заявил Лукашенко.

"Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации МАЗ или КАМАЗ? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное. Ленинградцы же приезжают и говорят - мы готовы ваши автобусы покупать. А это же мазовские автобусы. Значит, спрос есть. Но какая-то темнота идет вокруг этого. Поэтому мы очень аккуратно к данному вопросу относимся", - сказал Лукашенко.

По словам Лукашенко, белорусам и россиянам надо теснее сотрудничать: "У меня много примеров того, что никуда мы не денемся друг от друга. И нам надо выстраивать свою политику. Европа пусть сама разбирается со своими рынками. А мы должны беречь свои".

Напомним, 2 ноября генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин подтвердил факт переговоров об объединении с ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто", отметив: "То, что касается возможных отношений с "МАЗом", это больше политика. И часто мы с "МАЗом" идём по чёткому пути, но потом этот процесс на каком-то этапе внезапно останавливается, что говорит о том, что дальше должно приниматься уже некое политическое решение". По словам Когогина, германский автоконцерн Daimler AG (акционер ОАО "КАМАЗ") не обозначил своего отношения к объединению камского и минского автозаводов: "Даймлер" не может сейчас выразить никакого мнения, потому что это мнение должно основываться на конкретных договоренностях. В отношении "МАЗа" эти договорённости носят пока всё-таки облачный характер".

Когогин пояснил смысл объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ": "Мы, несомненно, получим неплохие экономические и финансовые результаты за счёт масштабов производства - по двигателям, коробкам и другим комплектующим. Это позволит снизить и нам, и "МАЗу" инвестиционные затраты в будущем. Но в целом я не вижу близкого завершения этого процесса".

Переговоры об объединении двух автопроизводителей продолжаются около года. Инициатором выступила российская госкорпорация "Ростехнологии", которой принадлежит 49,9% акций ОАО "КАМАЗ" - зимой 2010 года руководство Белоруссии получило соответствующее предложение. Практически сразу в процесс обсуждения вмешался Лукашенко и сделал ряд резких заявлений, однако затем переговорный процесс наладился.

В ходе переговров практически сразу возникла проблема оценки стоимости активов белорусского госпредприятия, т.к. ОАО "МАЗ", в отличие от ОАО "КАМАЗ", не пользовалось услугами независимого оценщика. В 2011 году аудиторская компания Ernst & Young оценила активы минского автозавода в $800 млн, однако белорусская сторона посчитала данную оценку заниженной. Стороны постоянно подтверждали заинтересованность в сделке. Так, 28 августа первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что до конца 2012 года могут быть окончательно решены вопросы по созданию белорусско-российских холдингов, причём создание "Росбелавто" может быть реализовано в первую очередь, т.к. документы об образовании холдинга "находятся в высокой степени готовности" и вскоре будут предоставлены на рассмотрение президента Белоруссии.

Ближе к осени правительство Белоруссии переоценило стоимость минского автозавода: Семашко проинформировал, что рыночная цена активов ОАО "МАЗ" составляет $1,1 млрд и $1,6 млрд - ОАО "КАМАЗ". Исходя из этой оценки, сообщил Семашко, холдинг "Росбелавто" будет создан по принципу "50 на 50", однако учитывая разницу стоимости активов, МАЗ внесёт фонд управляющей компании 75% своих акций, а КамАЗ - 49,9%. Лукашенко 14 июня, комментируя процесс объединения ОАО "КАМАЗ" с ОАО "КАМАЗ", заявил: "Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. "МАЗ" сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".

Осенью текущего года, 21 сентября глава Минпрома Белоруссии Дмитрий Катеринич заявил, что процесс объединения в автохолдинг "Росбелавто" минского и камского автозаводов завершится к марту 2013 года. Заинтересованность сторон в создании "Росбелавто" сохраняется, стороны значительно продвинулись в переговорном процессе. По словам чиновника, сроки затянулись в результате финансового аудита белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ", а также разработки соглашения по управляющей компании белорусского холдинга "Белавтомаз" - ОАО "МАЗ" является управляющей компанией белорусского холдинга.

Ход переговоров по созданию "Росбелавто" 26 сентября прокомментировал глава российской госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, отметив: "Туго идут (переговоры - ИА REGNUM). Дело в том, что мы сделали свою новую оценку, а в Белоруссии тоже была сделана новая оценка. Мы знаем, что первоначально были сделаны одни оценки, они (белорусы) сделали вновь. Прошло два года, поэтому мы переоценили тоже. Поэтому нам сейчас нужно сесть и договориться, принимается ли эта оценка белорусской стороной". Чемезов напомнил также, что два года назад оценка "КАМАЗ" ненамного превышала $1 млрд, а сейчас превышает $2 млрд. В 2011 году Ernst & Young оценила ОАО "МАЗ" в $0,8 млрд, а теперь минский автозавод оценивается в $ 1,6 млрд, сообщил Чемезов. Вскоре, 28 сентября было опубликовано интервью Чемезова, в котором он сообщил: после объединения ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" в холдинг "Росбелавто" контрольный пакет СП будет находиться у российской госкорпорации "Ростехнологии". В частности, он сказал: "У нас есть рекомендации правительства сохранять как минимум блокирующую долю в автомобильных активах. У нас 49,9% КАМАЗа, и мы не собираемся их продавать. Нам пока такого разрешения никто не давал. Но мы собираемся вложить этот пакет в совместное предприятие с МАЗом". Чемезов отметил также: "СП позволит нам расширить рынок и самим производить в Белоруссии КАМАЗы, которые впоследствии мы планируем продавать и в Европе".

Относительно недавно, 4 октября, руководитель Белоруссии заявил, что процесс объединения минского и камского автозаводов в "Росбелавто" излишне политизируется. Лукашенко отметил, что он не участвует непосредственно в переговорном процессе, и рекомендовал Дмитрию Медведеву также передать вопрос о создании холдинга на уровень руководства предприятий: "Пусть разговаривает руководство МАЗа и КамАЗа, вносят конкретные предложения, договариваются. Наше дело, как говорится в России, царское: "освятить", а дальше "идите работать". До этого, 18 июля в Минске премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что создание совместного предприятия через объединение российского КамАЗа и белорусского МАЗа находится в продвинутой стадии. "Идет достаточно сложный переговорный процесс, который, я надеюсь, в относительно короткой перспективе будет завершен", - сообщил Медведев. Он отметил, что многие интересы сторон уже согласованы, однако некоторые позиции всё же требуют дополнительных переговоров. Медведев подчеркнул, что стороны будут искать баланс интересов государств и компаний.

Заявления Лукашенко во время переговоров с губернатором Ленинградской области 9 ноября входят в противоречие с сообщением пресс-службы президента Белоруссии от 21 июня о том, что между Москвой и Минском достигнута принципиальная договорённость о формировании автомобильного холдинга "Росбелавто" через слияние на паритетной основе активов ОАО "МАЗ" и ОАО "КамАЗ". Возможно, переговорный процесс зашел в тупик, и через заявление Лукашенко во время встречи с Дрозденко официальный Минск посылает сигнал руководству России и бизнес-сообществу.

Как сообщало ИА REGNUM, 9 ноября Александр Лукашенко на встрече с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко заявил, что "канадцы и эти блумберги" оценивают ОАО "Беларуськалий" в $33-36 млрд. Таким образом, с марта 2012 года стоимость солигорского калийного комбината выросла на $6 млрд.

Также 9 ноября Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия готова переориентировать грузы с портов Прибалтики на российские порты, отметив: "Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырех портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путем". Лукашенко сообщил, что данную тему он серьёзно обсуждал на последней встрече с президентом России и "президент России однозначно поддержал эту инициативу".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.03.17
Россия снаружи: брендинг изменит ситуацию?
NB!
29.03.17
Украину могут отстранить от «Евровидения» из-за ситуации с Самойловой
NB!
29.03.17
«США нужно менять курс в Азии, иначе велика вероятность войны с Китаем»
NB!
29.03.17
Акции 26 марта: «Пропаганда «борьбы с коррупцией» идет в школах»
NB!
29.03.17
«Ситуация в школе — самая главная проблема», — о причинах протеста 26 марта
NB!
29.03.17
Кургинян: Гражданское общество не отдаст государство под снос «навальным»
NB!
29.03.17
«Пока мы ничего не предложим молодежи, будет побеждать Навальный»
NB!
29.03.17
Первый пошел? Ливан может сделать ставку на создание гражданской нации
NB!
29.03.17
«Патриотического движения на улице нет»
NB!
29.03.17
Расстрел генконсульства Польши на Украине: опять виновата Россия
NB!
29.03.17
Почему Эрдоган заговорил о распаде Турции
NB!
29.03.17
Правительство не может привезти хлеб. Промышленность стоит
NB!
29.03.17
Немецкий политик в Крыму: «Если я на Украине, пусть Аваков меня арестует»
NB!
29.03.17
Порты: белорусские грузы увязли в Прибалтике
NB!
29.03.17
Госдуме предлагают ввести конфискацию для близких коррупционеров
NB!
29.03.17
Госдолг регионов России вырос на 5,6 млрд рублей
NB!
29.03.17
Шотландия: возвращение к независимости
NB!
29.03.17
Рогозин предложил латвийскому депутату навредить РФ, отморозив уши
NB!
29.03.17
Strategist: Канберра должна сохранять сделку с Ираном вопреки США и Израилю
NB!
29.03.17
Ле Пен: ЕС попытается наказать Великобританию за Brexit
NB!
29.03.17
«Рубль скован»
NB!
29.03.17
The National Interest: Вопрос о THAAD в Южной Корее стал политическим