"Согласно наиболее распространённой трактовке термина "белорусы", под ним понимается общность людей, родившихся на территории современной Белоруссии или имеющих паспорта граждан Республики Беларусь", - заявил 9 ноября корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук, доцент Александр Гронский, комментируя возобновившуюся в XXI веке дискуссию вокруг термина "белорусы".

Отметим, в настоящее время термин "белорусы" снова стал предметом осмысления белорусских учёных. В то время, как разработчики государственной идеологии (Владимир Мельник и др.) утверждают трактовку термина "белорусы" как общности граждан Республики Беларусь, возникшей на основе политической организации преимущественно славянского населения Белоруссии, сторонники "литвинизма" (Олег Кравцов и др.) предлагают "сменить историческую парадигму" и трактовать термин "белорусы" как "славяноязычный балтский народ".

По мнению Гронского, дискуссия вокруг термина "белорусы" изначально была политизирована и остаётся таковой до сих пор. "Термин "белорусы" в массовом сознании закрепился в период советской власти, - сказал Гронский. Он отметил, что имеет ввиду именно "массовое сознание, а не появление термина вообще". По словам эксперта, трактовка термина "белорусы" вызывала споры среди политиков и публицистов начала XX века.

"Академик Евфимий Карский утверждал, что белорусские крестьяне не называют себя белорусами. Учёный заявил об этом, проанализировав ситуацию на начало ХХ в. Такое заявление Карского коррелирует и с воспоминаниями самих крестьян, которые утверждали, что узнали про белорусов после революции, - сказал Гронский. Он сослался также на мнение одного из оппонентов известного в своё время учёного-слависта - публициста и литературоведа, активного деятеля националистической организации "Белорусская социалистическая громада" (БСГ) и масонской ложи "Лучнасць", активного сторонника самопровозглашенной Белорусской Народной Республики (БНР, 1918 г.) Антона Луцкевича.

"По-моему, Антон Луцкевич (но могу ошибаться), писал, что он на курсах "белорусоведения" опрашивал слушателей на предмет, когда они поняли, что являются белорусами. Ответы в большинстве своём показывали, что в начале 20-х гг. Так что массово никто себя белорусами не называл - это именование населения бывшего Северо-Западного края Российской империи распространилось только в 20-е годы XX века", - сообщил Гронский.

"Само слово "белорус" использовалось и ранее, но его использовали интеллектуалы, а не народная масса. Белорусы для деятелей западнорусского движения являлись ветвью русского народа, - отметил историк. - Кстати, академик Карский был того же мнения, т.к. он был западнорусом (сторонником идеологии западнорусизма, - прим. ИА REGNUM). Были учёные, которые рассматривали белорусов как часть великорусов, обосновывая существование двух русских народностей - великорусской и малорусской".

По словам Гронского, не только сторонники западнорусизма, но и белорусские "нацдемы", которых сегодня в официальной историографии именуют деятелями "белорусского Возрождения" (а в довоенный период репрессировали по обвинению в национал-фашизме и мелкобуржуазном национализме) большое внимание уделяли трактовке термина "белорус". Историк отметил, что "белорусские националисты, естественно, рассматривали белорусов как отдельный народ, или нацию, или даже цивилизацию", однако часто данные понятия в их работах путались, иногда являясь синонимами, а иногда имея оригинальную трактовку.

"Советские партийные и прочие органы вслед за националистами рассматривали белорусов как отдельный народ. Наглядным примером этому служит осуществлённая в 20-е годы "белорусизация", которая вводилась отнюдь не по желанию белорусов, а по воле советских органов, - констатировал эксперт. - В советское время представление о белорусах получило завершенное оформление: они попали в схему развития племя-народность-народ-нация. В настоящее время эта схема так или иначе доминирует в представлениях о том, кто такие белорусы".

Как сообщало ИА REGNUM, 10 января Александр Лукашенко заявил о наличии "белорусской цивилизации", отметив: "Белорусская цивилизация создавалась не огнем и мечом, а мудростью и словом. Именно наша земля дала человечеству таких светочей христианства, как Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский. Здесь появился на свет выдающийся просветитель Франциск Скорина, который 495 лет назад подарил восточным славянам первое печатное издание. Белоруссия обогатила мировую культуру поэзией Янки Купалы, Якуба Коласа, 130-летний юбилей которых мы отмечаем в нынешнем году". Ряд учёных усомнились в наличии "белорусской цивилизации", а также в том, что именно Скорина впервые одарил восточных славян печатным изданием.