Месяц назад завершился первый этап реализации проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне". Поэтому сейчас уже можно говорить о том, какую практическую пользу принесло Чувашии участие в этом проекте. Начать с того, что еще в прошлом году бюджетная и налоговая политика республики подверглась тщательному независимому аудиту. Кроме того, те же независимые эксперты провели диагностику бюджетных расходов на ЖКХ, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальную защиту населения. Понятно, что такая глобальная инвентаризация, к тому же проведенная бесплатно, - это уже плюс для экономики республики.

В декабре 2000 года Правительство Чувашии в рамках участия в международном проекте разработало специальную Программу реформирования системы управления общественными финансами, которая практически охватывает все стороны жизнедеятельности республики. Основная часть Программы, направленная на совершенствование бюджетной и налоговой политики, выполнена своевременно. Нормативная законодательная база приведена в соответствие с федеральным законодательством. Приняты два основополагающих для социально-экономической политики Правительства Чувашии закона: "О регулировании в Чувашской Республике бюджетных правоотношений" и "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике". Внесены изменения в закон "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике". В этом же году принят закон "Об утверждении порядка образования и предоставления средств Фонда финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики".

При помощи этих законов внедряется прозрачность бюджета, вместо личностного подхода устанавливаются единые правила игры и для государственных служб, и для местного самоуправления, и для бизнесменов, которые уже смогут планировать финансовое и производственное развитие на перспективу. Приоритеты, определенные в Программе, соблюдались. Среди них и такие важные для населения направления, как поэтапное повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, своевременные выплаты им заработной платы, а также детских пособий, обеспечение надежности социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Так, в 2002 году зарплата бюджетников Чувашии должна в среднем повыситься еще на 89%.

Подготовленный Правительством республики бюджет на следующий год предполагает также, что 24 закона и постановления о льготах будут гарантированно оплачиваться из Фонда субвенций республиканского бюджета. Кроме того, принято решение о развитии адресности в социальных выплатах, чтобы дотации доходили именно до малообеспеченных семей. К примеру, при оплате жилищно-коммунальных услуг учитывается доход семьи. В настоящее время в республике создано 78 служб субсидий, услугами которых за первое полугодие 2001 года воспользовались 37,6 тыс. семей.

Адресности социальных льгот добивается и принятое в 2001 году постановление Кабинета министров Чувашии "О переходе на выплату субсидий населению для приобретения твердых видов топлива и сжиженного газа". Обеспечивается прозрачность бюджета. С 1 января 2001 года введена казначейская система исполнения республиканского бюджета, предусматривающая доведение бюджетных средств целевым назначением в точном соответствии с законом о бюджете и не допускающая неумелого расходования бюджетных средств. В рамках дальнейшего развития прозрачности и ответственности бюджетной политики по конкурсу проведена проверка достоверности отчета об исполнении республиканского бюджета за 2000 год. Стоит отметить, что в этом году по условиям Программы в большинстве случаев размещение заказов на поставки товаров и выполнение работ для государственных нужд республики происходит через конкурсы. Этим добивается эффективность использования бюджетных денег. В целом, по подсчетам специалистов, мероприятия по реализации Программы за 2001 год позволят повысить эффективность использования средств республиканского бюджета на 5%.