Обязательство Молдавии об отказе от изъятия приднестровских документов об образовании при выдаче молдавского аналога документа является лишь первым шагом по решению проблемы нострификации приднестровских документов об образовании. Об этом, как сообщили 8 ноября корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД ПМР, заявила по итогам встречи с представителями посредников, гарантов и наблюдателей в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию руководитель экспертной группы по образованию от Приднестровья, министр просвещения Светлана Фадеева.

"К сожалению, проблема заключалась не только в изъятии документов, но и в необходимости приднестровским студентам сдавать так называемую разницу по образовательным программам, которая включает, помимо прочего, и румынскую литературу и румынский язык (Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавская письменность существует на кириллице с XVI века, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР в 1989 году молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM)", - пояснила Фадеева.

Также министр просвещения ПМР подтвердила нежелание молдавской стороны продвигаться в решении проблемы молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики, территориально размещенных в Приднестровье (6 находящихся на территории ПМР "румынских школ", подчиняющихся Кишиневу и используемых Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации - прим. ИА REGNUM). По ее словам, Тирасполь предпринял целый ряд мер, значительно упрощающих работу этих школ. "Школы работают без каких-либо затруднений, они обеспечены всем для ведения полноценного образовательного процесса", - сообщила эксперт. По ее словам, приднестровская сторона также предложила упрощенную форму лицензирования таких учебных учреждений на территории Приднестровья, что нашло поддержку со стороны ОБСЕ, однако молдавская сторона отклонила это предложение. "Протоколы с нашими предложениями, предоставленные три месяца назад, на сегодняшний день остаются неподписанными", - заключила Светлана Фадеева.

В свою очередь руководитель экспертной группы по экономике Майя Парнас выразила обеспокоенность рядом проблем, которые "не находят понимания со стороны молдавских коллег". "Усилилось давление на наших экономических агентов, мы не нашли с коллегами из Молдавии каких-либо точек соприкосновения в вопросах банковской сферы, не достигнуто договоренностей в упрощении процедур внешнеэкономической деятельности. Надеемся, что в ходе последующих заседаний будут найдены общие позиции, стороны придут к определенным договоренностям, потому что от этого зависит и жизнь экономических агентов Приднестровья и экономическое положение граждан нашей республики", - заявила Майя Парнас. Она подчеркнула, что в ответ на аргументацию приднестровской стороны представители профильной рабочей группы от Молдавии заявляют о необходимости получения Приднестровским республиканским банком молдавской лицензии, предлагая приднестровскому банку работать в правовом поле Молдавии.

Несмотря на комплекс неразрешенных проблем в работе экспертных (рабочих) групп сторон, спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Эрван Фуэрэ и глава миссии ОБСЕ в Молдавии Дженифер Браш дали положительную оценку проделанной экспертами работы в области здравоохранения, борьбы с преступностью и железнодорожного транспорта. Фуэрэ также выразил мнение, что динамику встреч экспертных групп необходимо сохранять "Есть еще очень много работы, поэтому встречи надо сделать еще более интенсивными. Необходимо проявлять больше доброй воли, гибкости, способности к компромиссу, и это послание я адресую политическим представителям сторон в том числе. Обе стороны должны помнить о том, что вся эта работа ведется для одной цели - улучшение качества жизни населения на обоих берегах Днестра", - заявил дипломат.

Он также призвал помнить, что конечная цель - это достижение окончательного разрешения конфликта, в связи с чем Фуэре заявил, что рано или поздно сторонам придется переходить и к обсуждению третьей переговорной "корзины", связанной с вопросами политического урегулирования и определения статуса Приднестровья.

ИА REGNUM напоминает, что согласованная 17-18 апреля в Вене и утвержденная специальным протоколом 12-13 июля повестка дня официального переговорного процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) состоит из трех "корзин", а именно - "социально-экономические вопросы", "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека", "всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности". Таким образом, только третья переговорная "корзина" касается "политических аспектов урегулирования конфликта", в том числе определения статуса ПМР. При этом, согласно утверждённой повестке, "третья корзина" в отличие от других не наполнена на сегодняшний день предметным содержанием и вопросами для обсуждения. Более того, приднестровская сторона неоднократно заявляла, что до решения всех практических вопросов социально-экономического характера между Молдавией и ПМР Тирасполь не намерен обсуждать за столом переговоров, в том числе в формате "5+2", вопрос статуса Приднестровья и другие политические вопросы, входящие в третью переговорную "корзину", касающуюся политического урегулирования конфликта. "Утвержденная на сегодняшний день повестка не позволяет сторонам вносить на рассмотрение в ходе заседания вопросы, относящиеся к "третьей корзине", - заявила ранее глава МИД ПМР Нина Штански. По ее словам, пока не будут решены вопросы "первой корзины", связанные с социально-экономической проблематикой, ко второй (права человека и общие правовые вопросы), и тем более третьей, участники формата "5+2" не приступят.