Слава Паронян: очерк о художнике, воспевающем теплую зиму Армении

Ереван, 7 ноября 2012, 12:03 — REGNUM  Отвлеченный взгляд из-под морщинистого лба, глубоко запавшие глаза, сигарета в руке, низкий, проникновенный голос, обрамленный хрипотой... Передо мной на фоне написанных им же картин сидит живописец, пейзажист, Народный художник Армении Слава Паронян. Мы находимся в его мастерской, со стен которой на нас словно смотрят десятки полотен маэстро. "Я никогда не гнался за славой", - говорит мастер, - "Это слава всегда гналась за мной".

Слава Паронян родился в 1929 году в Ереване, в семье беженца из Вана, который перебрался в Армению в начале 30-х годов прошлого столетия. На пути в столицу Армении отец будущего художника Багдасар Паронян и повстречал свою супругу Агавни Акопян. Всего в семье Паронянов было четыре ребенка - два мальчика и две девочки. Старшая сестра Айкануш Паронян тоже стала художницей, и именно она привила брату любовь к искусству, живописи. Слава рисовал с 8 лет. В восьмом классе он поступил в Художественное училище им. П. Терлемезяна, где проучился 4 года. Затем его ждал Ереванский художественно-театральный институт. "Я учился у Оганеса Зардаряна. Первые мои шаги в качестве состоявшегося художника были направлены им", - вспоминает Паронян. - "В то время я общался со многими замечательными художниками, людьми искусства. Мы все перенимали что-то друг у друга, обменивались опытом... Помню, как Мартирос Сарьян как-то остановил меня в коридорах института, я нес с собой недавно нарисованную картину. Он попросил меня показать ему полотно, после чего посмотрел на меня и спросил: "Ты ведь знаешь, что ты армянин?". Он хотел сказать, что я должен рисовать, как армянин, по-армянски".

Эта фраза, брошенная классиком армянской живописи, во многом определила творческий путь маэстро Пароняна. Он - певец своей страны. В 70-х годах ХХ века Пароняна приглашали в США, предлагали особняк, отдельную мастерскую, но художник отказался, так как не представляет, как писать картины о родине, сидя по ту сторону океана.

Его рисунки очень разнообразны, но объединены одной общей чертой - они рассказывают об Армении. Паронян - представитель реализма. Кроме того, в его творениях местами отчетливо проглядывает соцреализм. В течение многих лет творческой деятельности художник своей кистью обессмертил чуть ли не все исторические достопримечательности Армении. "Вон, на картине дерево... Через два дня после того, как я его нарисовал, это дерево срубили", - рассказывает Паронян. На холсте изображено высокое, цветущее дерево, сопротивляющееся могучим порывам ветра на фоне массивных гор, покрытых густым зеленым ковром. Картина называется "Весна".

- Почему именно "Весна"? - спрашиваю я.

- Потому что это самое дерево я рисовал еще летом, осенью и зимой. Оно всегда было разным, - отвечает Паронян.

Рядом с "Весной", от которой будто бы исходит аромат весенней оттепели, стоит другой холст, на котором изображено унылое, одинокое дерево с изломанными ветвями и опавшими листьями. Картина заполнена тоской и серостью. Дерево - отражение самого Пароняна, оно символизирует его внутренний мир, который зимой выживает, а весной борется с ветром, цветет. Маэстро избрал дерево своим символом, а на этой картине изобразил сам себя.

Слава Паронян - единственный армянский художник, который воспевает теплую зиму. В его картинах очень много воздуха. Паронян создал множество горных пейзажей и признается, что с особым теплом относится к горе Арагац. "Если Арарат - седовласый старец, то Арагац - молодая дева... Кхм-кхм!..", - к маэстро подбегает Анжела Паронян - супруга и верный спутник жизни творца на протяжении последних 45 лет.

- Что случилось, джана? - спрашивает она, кладя руку на грудь мужа.

- Эх... Даже не знаю, - улыбается в ответ Слава.

На всемирной выставке "Экспо-74", посвященной защите окружающей среды от загрязнения (Спокан, США), армянский павильон оформил Слава Паронян. Нарисованное им гигантское панно размером 6х3,5 м. представленное на мероприятии, затем хранилось в Национальной картинной галерее Армении, в конце 80-х исчезло, хотя эскизы до сих пор хранятся у семьи Паронянов. Через некоторое время полотно нашлось в США. В 1981 году Союз художников СССР назвал его лучшим пейзажистом, а уже совсем недавно маэстро был награжден почетным званием Народный художник Армении. Только Славе Пароняну, отличительной чертой характера которого является скромность, не нужны похвала и признание. "Зачем мне все эти звания, награды и почести? Я что, буду от этого лучше рисовать?", - за этими словами последовали небрежный жест рукой и красноречивая ухмылка, - "Я творю ради творения, во имя искусства... Остальное не важно". Тем не менее, картины художника выставлены в музеях Новосибирска, Красноярска, Новороссийска, других городов, выставки его полотен проводились в разных постсоветских и европейских странах, например в Валенсе (Франция), в Венеции (Италия). Местоположение многих картин точно неизвестно, так как в советские годы Министерство культуры постоянно покупало творения Славы, после чего они расходились по всему Советскому Союзу. Паронян не любит об этом говорить.

Всего из-под кисти художника вышло порядка 500 картин, из которых при нем остались чуть более 300 полотен. Паронян много дарил, раздавал свои картины за красивые глаза и добрую улыбку.

Одной из особенностей творчества Пароняна является довольно редкая техника, которую мастер использует в работе: аля-прим. Этот метод нанесения изображения на холст ведет свою родословную от французских импрессионистов. С виду простая, эта техника требует от художника высокого мастерства и таланта. Аля-прим предусматривает выполнение картины (или фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевок. Выбор техники Паронян объяснил так: "Я никогда не дорисовываю, не меняю свои картины. Увидел, пропустил через себя, отразил, все". Кроме того, убежден художник, неважно, как и во что трансформируется искусство, как пишет автор, но во всем важен академизм. Как-то раз в молодости Славе Пароняну пришлось поспорить с коллегами на эту тему, результатом чего стали несколько картин, выполненных маэстро техникой пуантилизма.

У художника нет любимого цвета. У него нет любимой картины среди созданных им полотен. "Если я восхищаюсь картиной, которую только что создал, то уже через 4 дня она становится последней", - говорит маэстро. Одновременно Паронян признался, что еще не написал главного шедевра своей жизни.

При помощи своего творчества маэстро пытается сохранить и передать красоту, которую довелось ему увидеть. "Я отражаю ее, представляю так, как вижу я; вывожу на картинах то, чего не видят другие. Я преподношу зрителю свое восприятие, свой взгляд на природу, в подчинении которой нахожусь и находился на протяжении всей своей жизни", - признался Слава Паронян...

***

Беседа подходит к концу. Грустно покидать мастерскую, воздух которой пронизан особой атмосферой творения. Она проникает внутрь, приобщая посетителей к миру хозяина - живописи. Но уходить нужно, ведь завтра маэстро празднует свой 83-й день рождения, будут гости, нужно готовиться. Приходится закрывать за собой дверь в волшебный и живописный мир Славы Пароняна, втайне надеясь, что дверь закрывается не навсегда.

Подготовил Эмиль Бабаян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
«Воздержитесь от поездок» — США предупредили Гватемалу о депортациях
NB!
23.02.17
Пушков о подготовке Порошенко к войне с Россией: «Масштаб не тот»
NB!
23.02.17
Единственный президент США, избранный единогласно
NB!
23.02.17
«Будьте реалистами!» или Пагубные иллюзии современности
NB!
23.02.17
Первая игра «Лестера» в плей-офф Лиги Чемпионов завершилась поражением
NB!
23.02.17
«Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них...»
NB!
22.02.17
Имея тотальное преимущество, «Реал» сенсационно проиграл «Валенсии»
NB!
22.02.17
«Краснодар» впервые в истории прошел в четвертьфинал Лиги Европы
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Выплаты бюджетникам переводятся на карту «Мир»: тарифы пока под вопросом
NB!
22.02.17
«Подготовка губернаторского резерва — главная задача правящей партии»
NB!
22.02.17
В России созданы Войска информационных операций — Шойгу
NB!
22.02.17
В Крыму лидеров ОПГ «Башмаки» отправят под суд за преступления 1990-х годов