Политические силы Армении активно готовятся к президентским выборам, которые должны состояться в феврале 2013 года. Правящая Республиканская партия Армении (РПА) 15 декабря проведет внеочередной съезд и официально выдвинет кандидатуру своего лидера, действующего президента Сержа Саргсяна на пост главы государства. Остальные партии пока официальных заявлений по этому поводу не сделали, но ожидается, что они последуют в ближайшее время. При этом основная интрига, как и на прошедших в мае парламентских выборах, связана с позицией партии "Процветающая Армения" (ППА). Её формальный руководитель, олигарх и депутат Гагик Царукян, по своему обыкновению, предпочитает до последнего момента сохранять многозначительное молчание. Впрочем, в Ереване многие убеждены, что это молчание вызвано неведением Царукяна относительно своих дальнейших действий и поступков. Неудивительно, если учесть, что реальным лидером ППА является экс-президент Роберт Кочарян. Предполагается, что именно его позиция, связанная со стремлением возвращения этого политического тяжеловеса во власть, предопределила выход ППА из правящей коалиции и её самостоятельное участие в парламентских выборах.

Нет сомнений. что возможное возвращение ППА в поле власти, поддержка кандидатуры действующего президента и лидера РПА Сержа Саргсяна заведомо обеспечило бы последнему гарантированное избрание на второй срок. Подобный вариант не исключен, однако, как утверждается, связан с рядом условий, которые продолжают интенсивно обсуждаться. В частности, как считает политолог Ерванд Бозоян, ППА "предлагает президенту такой вариант: исполнительная власть передается Царукяну и его команде, они формируют коалицию, в которую войдут все парламентские силы, полномочия президента ограничиваются. Если Серж Саргсян примет это предложение, в обществе сформируется консенсус, и эти выборы, вероятно, станут последними президентскими выборами, поскольку Армения, скорее всего, перейдет на парламентскую систему правления. Президент на это не соглашается и предлагает свой вариант - Царукяну и членам его команды предоставляются определенные должности, а на пост премьера назначается компромиссный кандидат, которого предложит сам Серж Саргсян. Это, естественно, неприемлемо уже для Царукяна".

О том, что подобные идеи действительно обсуждаются, свидетельствует и тот факт, что ППА готовится внести в парламент законопроект о переходе на полностью пропорциональную систему формирования законодательного органа (в настоящее время 25% из 131 депутата избираются по мажоритарной системе) и о начале процесса перехода от президентской к парламентской республике.

Все это порождает определенную тревогу во властных структурах, где пытаются представить дело таким образом, будто "самостоятельный политик" Царукян склоняется к поддержке Сержа Саргсяна и непременно выступит с соответствующим заявлением. При этом "информированные источники" ссылаются на недавнее заседание политсовета ППА, во время которого у присутствующих "создалось впечатление", что Царукян готов поддержать главу государства. Однако издания, близкие к ППА, рисуют совершенно иную картину: "заседание прошло в боевой атмосфере... участники призывали лидера партии не идти на уступки... народ устал ждать, чаша терпения переполнилась, все готовы поддержать партию и лично Царукяна... все ждут его веского слова..." и т.д., и т.п. При этом сам Царукян, якобы, призвал однопартийцев "готовиться к жесткой борьбе", отметив, что "это будут особенные выборы". Совершенно понятно, что решительный тон подобных публикаций однозначно продиктован журналистам руководством партии - ведь известно, что в такой авторитарной структуре, каковой является ППА, могут быть лишь два мнения: одно - мнение начальства, а другое - неправильное.

Симптоматично, что при этом участники собрания, якобы, "предлагали как можно скорее начать переговоры с оппозиционными силами", чтобы возглавить все протестное движение. Действительно, вопрос объединения максимального числа политсил, так или иначе оппонирующих действующей власти, становится актуальным, особенно если удастся выдвинуть единого кандидата, которым (разумеется!) должен стать либо сам Царукян, либо близкий соратник Роберта Кочаряна, экс-министр иностранных дел Вардан Осканян, ныне являющийся фигурантом громкого уголовного дела об отмывании денег. В этой связи ему срочно создают имидж "гонимого мученика". Если ППА пойдет на выборы со своим кандидатом, она может рассчитывать на поддержку АРФ "Дашнакцутюн" (партии, также некогда входившей в коалицию власти, но покинувшей её из-за несогласия с процессом армяно-турецкой нормализации) и, как ни странно, Армянского национального конгресса (АНК), лидером которого является первый президент Левон Тер-Петросян. Если относительно недавно ППА была для АНК "частью антинародного режима" (причем - наиболее критикуемой и неприемлемой частью), то теперь картина изменилась. Более того, сама идея объединения оппозиции родилась из выдвинутого Тер-Петросяном лозунга "консенсус минус Серж Саргсян". И вот теперь к этому "консенсусу" пытаются привлечь одного из ведущих олигархов республики - Царукяна. Также амбициозный лидер партии "Наследие" Раффи Ованисян, который было заявил о своем намерении баллотироваться на президентский пост, скорректировал позицию, сказав, что главное для него - консолидация политического поля страны.

Думается, на ситуацию в Армении немалое влияние оказывает сегодня пример Грузии, где казавшийся довольно устойчивым режим Михаила Саакашвили затрещал под натиском коалиционной "Грузинской мечты" миллиардера Бидзины Иванишвили. И хотя эксперты ИА REGNUM уже указывали, что сравнение Царукяна с Иванишвили (равно как и их команд) совершенно некорректно по целому ряду причин, некоторое поверхностное сходство найти можно. Царукян, как и "друг России" Иванишвили, широко прибегает к благотворительности и использует популистские технологии, ППА позиционирует себя в качестве чуть ли не единственной силы - сторонницы вхождения Армении в Евразийский союз. А ведь для рядового избирателя неважно, что о сути и содержании Евразийского союза еще нет четкого представления даже в государствах - основателях этого пока эфемерного объединения. Также распространено мнение, что олигарх Царукян, как человек богатый, не станет "запускать руку в государственный карман", напротив, еще из своего подкинет на нужды народные. Мало кто задумывается над тем, что никакой олигарх не стал бы таковым, если бы не приумножал (любыми методами), а раздавал личные средства. Мало кому известно и то, что Москва, судя по ряду признаков, совсем не в восторге от ППА, поскольку эта партия лишь по названию является политической, а на деле представляет собой конъюнктурное объединение опытных карьеристов и "авторитетных" бизнесменов. Такое объединение никак не может иметь сколь-нибудь внятной и последовательной идеологической платформы, вообще каких-либо твердых принципов.

Впрочем, сказанное не означает, что Россия, от позиции которой весьма многое зависит, в восторге от всех шагов действующей власти. Вопросы, насколько можно понять, имеются. О чем, в частности, свидетельствует постоянное откладывание не раз анонсированного визита Владимира Путина в Ереван, явное нежелание выделить армянскому союзнику запрашиваемый двухмиллиардный долларовый кредит, грядущее повышение тарифов на поставляемый в страну российский газ. Да и, помимо всего, публично отречься от "пророссийской" ППА и её реального лидера Роберта Кочаряна, имеющего в Москве существенные деловые и политические связи, Кремлю явно не хотелось бы.

В этой связи, не исключено, что внешнее воздействие на итоги выборов на сей раз будет не столь ощутимо, как раньше. И вот тут-то могут возникнуть проблемы. Согласно данным соцопроса, проведенного Gallup International Association, если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, президент Саргсян получил бы 28% голосов, Царукян - 19%, а Роберт Кочарян - 11%. Простое сложение сторонников Царукяна и Кочаряна дает преимущество представителю ППА, а если к этому добавятся голоса, на которые могут рассчитывать иные популярные политики, то положение власти может стать несколько проблематичным. К этому следует добавить, что работу президента одобряют 46%, не одобряют 43%, деятельностью правительства довольны 35%, недовольны - 52%. Да и в плане народных симпатий разрыв между президентом и председателем ППА укладывается в рамки статистической погрешности.

Отметим, что некоторые местные аналитики убеждены, что все описанные коллизии носят "искусственный" характер, что так или иначе Серж Саргсян и Роберт Кочарян, которых связывает многолетняя дружба, общее происхождение и тесная совместная работа в Карабахе и в Армении, договорятся и "власть неизбежно воспроизведется". Это более чем вероятно. Вопрос только в том, каким образом будет происходить воспроизводство. Ведь не исключено, что это может случиться путем косвенного возвращения во власть Роберта Кочаряна и ряда его ближайших сторонников. В конце концов, сегодня речь идет не о соперничестве антагонистов, а двух крыльев власти, и проблема победителя может иметь существенное значение для представителей их команд (весьма друг друга недолюбливающих), но никак не для главных участников этого процесса. Их договоренность будет базироваться отнюдь не на эмоциях, а на принципах целесообразности и соответствия принимаемых решений текущему внутри - и внешнеполитическому моменту. Кажется, именно этого не понимает (или не хочет понять) оппозиция, стремящаяся к формированию "единого фронта"... Против кого?

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)