После того, как эксперты ИА REGNUM предположили, что Азербайджан и Турция, которые 20 лет держат Армению в транспортно-энергетической блокаде, попытаются воспротивиться планам Тбилиси по возобновлению железнодорожного движения через Абхазию, с комментарием на эту тему выступил грузинский политолог, председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия. В частности, эксперт заявил, что известное предложение грузинского министра по реинтеграции Пааты Закареишвили создаст для Абхазии транспортную альтернативу России в лице Грузии, а сама Грузия увеличит свои транзитные потоки в направлении не только "восток-запад", но и "север-юг".

В то же время этот выгодный сценарий для Армении, которая восстановит прямое железнодорожное сообщение с Россией, по мнению эксперта, "не встретит активного сопротивления Азербайджана". В этой связи Нодия напоминает, что "в свое время Армении было выгодно и открытие КПП "Верхний Ларс" (контрольно-пропускной пункт на Военно-грузинской автомобильной дороге- ред.)". По его словам, "Азербайджан и тогда был недоволен, но серьезного противодействия не оказал. Не ожидаю такого и сейчас".

Думается, однако, что политолог не совсем прав, поскольку между открытием КПП на автотрассе в горах Кавказа и деблокадой железнодорожного сообщения имеется весьма существенная разница. Дело в том, что Абхазская железная дорога является самым удобным, наиболее коротким и наименее затратным маршрутом, при посредстве которого может осуществляться регулярное снабжение 102-й российской базы в Армении. Напомним, что с 1992 года, когда был взорван мост через реку Ингур и железнодорожное сообщение между Грузией и Абхазией было прервано, российские войска в Закавказье (а с 2006 года лишь в Армении) получали снабжение через паромные переправы в грузинских портах Поти и Батуми.

Напомним также, что 19 апреля 2011 года грузинский парламент по инициативе президента Михаила Саакашвили подавляющим большинством голосов денонсировал двустороннее соглашение между Тбилиси и Москвой от 31 марта 2006 года "О транзите военных грузов и персонала через территорию страны", подписанное одновременно с договором о выводе российских военных баз с территории Грузии. Как заявила тогда пресс-секретарь президента Манана Манджгаладзе, после войны 2008 года соглашение носило формальный характер, поэтому его пролонгация лишена смысла.

После этого 102-я российская военная база в Армении оказалась в изоляции, поскольку военный организм такого масштаба не может функционировать лишь благодаря авиационному сообщению. Впрочем, достаточно скоро были разработаны альтернативные маршруты её снабжения - в частности, через Иран, куда грузы морем поступают из Астрахани в иранский порт Энзели, затем идут по железной дороге в Тавриз и уже оттуда автотранспортом перевозятся в Армению и направляются на базу в Гюмри. Это очень длинный и неудобный, к тому же дорогой маршрут, но ничего иного в сложившихся условиях не дано.

В свете происходящих на Ближнем Востоке событий, нарастающих угроз и рисков для геополитических интересов Москвы в Закавказье и на Кавказе, Россия в последнее время не скрывает намерений повысить роль и значение своей базы в Армении, последовательно усиливает её огневую мощь, увеличивает насыщенность техникой и совершенствует боевую подготовку военнослужащих. Прошедший год стал наиболее интенсивным в этом отношении за все время дислокации базы в Армении. Именно поэтому, несмотря на известные риски, связанные с проведением в 2014 году зимней Олимпиады в Сочи, российская сторона может быть заинтересована в возобновлении сквозного железнодорожного движения через Абхазию. Но именно по этой же причине такие планы могут быть отрицательно восприняты как Анкарой, так и Баку.

Общеизвестно, что Турция стремится усилить свои военно-политические позиции в Закавказье. Однако для этого мало стратегического союза с Азербайджаном и настойчивого проникновения в экономику Грузии, как то сегодня происходит. Главное для Анкары - возникновение в регионе вакуума силы, который она постарается восполнить. Но это невозможно в условиях существования сильной российской базы в Армении. Кроме того, как уже отмечалось, возобновление прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией полностью обесценивает азербайджано-турецкую блокаду Еревана. Данное обстоятельство способно сыграть роль катализатора к пересмотру Анкарой своей позиции, связанной с нежеланием ратифицировать известные Цюрихские протоколы от 2009 года о нормализации армяно-турецких отношений до подвижек в процессе решения карабахского вопроса. Прорыв блокады поставил бы Турцию в крайне невыгодное положение, поскольку дальнейшее следование требованиям Азербайджана, во-первых, ясно продемонстрировало бы предвзятость Анкары, которая, между прочим, является членом Минской группы ОБСЕ по Карабаху; во-вторых, усилило бы недовольство бизнес-сообщества, и без того считающего, что реальные предпринимательские интересы приносятся правительством в жертву эфемерным идеям "тюркского братства". Смысл держать армянскую границу закрытой был бы утрачен.

Поскольку в Баку, несомненно, всё это понимают, можно не сомневаться, что Азербайджан сделает все от себя зависящее, чтобы опровергнуть оценки Пааты Закареишвили.

Анна Леванишвили, Тбилиси