Россия не вела секретных переговоров с США о судьбе президента Сирии Башара Асада. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Египта Мухаммедом Камелем Амром 5 ноября, передает пресс-служба МИД России.

"Мы никогда ни с кем не ведем секретных переговоров о судьбах третьих стран. У нас не было никаких секретных контактов ни с американцами, ни с кем-либо другим по поводу какой-то "сделки" о судьбе Башара Асада. Мы не раз говорили, что не заботимся о том или ином персонаже в Сирии и сирийском руководстве, включая Башара Асада. Наша главная забота о сирийском народе. Для того, чтобы народ в Сирии почувствовал хоть какое-то облегчение, необходимо прекратить насилие с обеих сторон, и об этом мы коллективно договорились в Женеве. Те, кто подрывают женевские договоренности, берут на себя огромную ответственность", - отметил он.

Как констатировал министр, между всеми основными игроками, включая пятерку постоянных членов Совбеза ООН, было достигнуто согласие в Женеве, которое закреплено на страницах одобренного консенсусом Женевского коммюнике". "Каждый участник женевской встречи обязался воздействовать на ту сирийскую сторону, на которую он имеет большее влияние, чтобы достичь прекращения огня и заставить и правительство, и оппозицию назначить переговорные команды и начать договариваться. Россия старается честно выполнять эти договоренности: мы работаем на основе этих принципов и с правительством, и со всеми оппозиционными группами. Но, по понятным причинам, не мы имеем решающее влияние на оппозицию. Те, кто имеет на нее наибольшее влияние, должны, я бы даже сказал, обязаны в соответствии с женевскими договоренностями сделать все, чтобы объединить оппозицию на платформе готовности к выполнению Женевского коммюнике и к переговорам с правительством о параметрах и сроках переходного периода", - подчеркнул он.

Однако вместо этого, по словам Лаврова, "некоторые участники женевской встречи стремятся объединить оппозицию не на платформе готовности к переговорам, а на платформе продолжения вооруженной борьбы". "Это означает, что они готовы за свою позицию, противоречащую женевским договоренностям, платить жизнями сирийских граждан. Мы видим, с какими трудностями у них получается сплотить оппозицию в принципе. Может быть, причина в том, что они пытаются объединять ее на платформе, которая призывает к продолжению боевых действий? Возможно, если бы они попробовали свести все оппозиционные группы вместе на платформе готовности к переговорам ради будущего своей страны, у них бы лучше это получилось", - отметил дипломат.