Аналитики: развитие широкополосного доступа в интернет невозможно без участия государства

Москва, 31 октября 2012, 21:59 — REGNUM  В конце октября вице-премьер Аркадий Дворкович предложил скорректировать инвестиционную программу "Ростелекома". По его мнению, госкомпания должна обеспечивать широкополосный доступ в интернет (ШПД) на всей территории страны, т.е. заниматься строительством магистральных сетей, отдавая "последнюю милю" местным операторам. Фактически, госкомпании предложено исполнять за свой счет ту работу, которую невыгодно делать другим операторам. Насколько это оправдано?

"Инвестпрограмма Ростелекома создавалась при участии Минкомсвязи и была одобрена предыдущим его руководством", - напоминает аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков. По его мнению, необходим диалог нового руководства ведомства с госкомпанией. "Идеально было бы, если бы Ростелеком больше внимания уделил развитию ШПД, так как здесь он имеет конкурентные преимущества по сравнению с другими операторами, в отличие от сегмента мобильной связи, а государство при этом подключалось в тех регионах и местностях, где развитие ШПД коммерчески невыгодно - в том числе, через субсидирование посредством Фонда универсальной услуги", - полагает он.

Чем так важен ШПД? Прежде всего тем, что позволяет создать высокоскоростное соединение, не зависящее от капризов погоды и особенностей месторасположения, в отличие от мобильного интернета. Однако и стоит он гораздо дороже. Так, приводит пример "ТАСС-телеком", обеспечение 92% населения в городе с более 20 тыс. человек по технологии FTTB (оптоволоконный кабель) на скорости 100 Мбит/с обойдется в 1,789 трлн рублей. А проведение интернета по технологии мобильной CDMA со скоростью 2Мбит/с в населенные пункты менее 20 тыс. человек будет стоить всего 436 млрд рублей.

Не удивительно, что российские операторы предпочитают строить мобильные сети: по данным консалтинговой компании Ovum, в 4-м квартале 2010 года инвестиции операторов в мобильный сегмент достигла пика, добравшись до отметки почти в $3,5 млрд. В это же время капвложения в фиксированные сети были на уровне ниже $1 млрд.

Учитывая масштабы российской территории, значительная доля которой малонаселена, большой разрыв в доходах населения, не приходится удивляться, что Россия находится в числе стран, где интернет-проникновение очень невелико. Так, данным исследований Telegeography, проникновение широкополосного интернет-доступа в России в 2011 году достигло 39,1%. Это больше, чем в Китае, Бразилии, Индии, Украине и Белоруссии, но значительно ниже, чем в странах-лидерах рейтинга: Швейцарии (86%), Франции (82%) и Канады (78%). При этом в Москве и в Санкт-Петербурге показатели вполне соответствуют уровню развитых стран: 79% и 69% соответственно. Для сравнения: в Великобритании ШПД-покрытие составляет 78%, в Испании - 69%, в Японии - 68%, а в США и Германии - по 67%. То есть, налицо то самое "цифровое неравенство", которое хотят преодолеть в правительстве: по планам Минкомсвязи к 2018 году доступ в интернет на скорости 100 Мбит/с должны иметь 80% жителей страны. Кстати, большинство развитых стран стремится обеспечить 100% ШПД-покрытие.

"Цифрового равенства без помощи государства мы не добьемся никогда", - считает Константин Чернышев, руководитель аналитического управления "Уралсиб Кэпитал". - Потому что есть места, куда сам по себе фиксированный интернет не дойдет никогда. Строить его можно двумя способами: директивно - то есть приказать своей структуре, Ростелекому. Второй вариант - включить ШПД в состав универсальной услуги. В первом случае Ростелеком будет нести убытки, развивая ШПД в экономически невыгодных местностях, что, в свою очередь, будет негативно отражаться на выполнении им других, не менее социально важных услуг. Во втором случае убытки в экономически невыгодных проектах будут компенсироваться из того же фонда универсального обслуживания, который с 2003 года наполняется через поступления от операторов 1,2% основной части их доходов".

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Михаила Клягина, включение интернета в состав универсальной услуги вполне возможно в среднесрочной перспективе, ведь понимание социально важного продукта меняется. "Для примера: во многих странах, как известно, в минимальную потребительскую корзину уже давно входят услуги мобильной связи", - говорит он.

Государственная поддержка при создании инфраструкатуры ШПД имеется практически во всех развитых странах, а также там, где правительства стремятся повысить ШПД-проникновение. Так, США на развитие ШПД планирует потратить из бюджета не менее $15,5 млрд, отмечает "ТАСС-Телеком": к 2020 году ШПД здесь придет в 100 млн. домохозяйств на скорости 100 Мбит/с download (скачивание) и 50 Мбит/с upload (загрузка). Крупные суммы на ликвидацию "цифрового разрыва" планирует выделять и Германия: там иметь интернет-доступ на скорости не менее 50 Мбит/с должны к 2014 году уже 75% домохозяйств. У Бразилии также довольно амбициозные цели по повышению обеспечения населения интернет-услугами: 29 млн абонентов проводного ШПД и 60 млн абонентов беспроводного интернета в 2014. При этом государственное финансирование этого проекта составит $14,6 млрд, что сравнимо с инвестициями из бюджета США.

"Роль государства, несомненно, остается очень важной в части развития инфраструктуры, - говорит Михаил Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". - Потому что такие затраты тяжелы даже для самых крупных операторов, особенно учитывая географию нашей страны. Прежде всего, позиция государства должна быть сильной и последовательной в части обеспечения современными средствами доступа периферийных территорий, отдаленных регионов, где в силу сравнительно низкой плотности населения коммерческая эксплуатация сетей нового поколения остается не очень рентабельной, что снижает мотивацию операторов".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.