С 1 ноября вступают в силу поправки в законодательство, которые должны ограничить доступ в интернете к детской порнографии, рекламе наркотиков, призывам к совершению самоубийств и прочим антисоциальным явлениям. Однако, как полагают Аргументы.ru, выйдут в свет эти поправки, судя по всему, в существенно смягченном варианте. Объяснение этому простое - мощное лоббирование, против которого российские чиновники оказываются неспособны противостоять.

Для блокировки сайтов, содержащих вредоносную информацию, предполагалось создать специальный реестр, после внесения в который владельцы сайтов или те, кто предоставляет им место под эти сайты, должны удалить запрещенную информацию. Если же сайт не удаляется, тогда уже операторы связи должны начать блокировку доступа к таким сайтам. Как полагает издание, на размещении противоправного контента зарабатывают его создатели, но дело даже не в них. Миллиардные долларовые доходы на интернет-рекламе получают популярные поисковики, социальные сети и видеохостинги. Они не хотят рисковать лишиться даже части своих доходов в результате любых, в том числе самых разумных ограничений. вокруг постановления правительства, без которого закон не вступит в силу, развернулась настоящая война.

Проект документа, вывешенный на сайте Минкомсвязи, переписывался уже несколько раз. От первоначально бескомпромиссных формулировок не осталось и следа. "Нет ничего удивительного в том, что итоговый вариант поправок в 139-ФЗ в результате корректировок стал существенно менее жёстким. Насколько можно судить, Минкомсвязи испытало на себе сильное давление со стороны крупнейших американских и европейских интернет-компаний", − заявил старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский. − Неудивительно, что именно американский интернет-гигант Google сумел выторговать для себя существенные послабления в плане регулирования поисковых сервисов и тем самым добился привилегированного положения на российском рынке интернет-услуг". "Что касается выступлений западных компаний против поправок, то любой бизнес будет против подобных законов, т.к. они несут в себе необходимость выполнять дополнительные действия для соответствия нормам закона, а это затраты. Кроме этого, тот же Google ещё и ограничивается в возможностях привлечения юной аудитории к себе, а это - его будущее, его деньги и рост прибыли", − подчеркивает заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI Алексей Бугай.

В том, что законопроект стал более "мягким", нет ничего удивительного, считают эксперты. "Как правило, чиновники сознательно сначала готовят откровенно "непроходной" и крайне жёсткий вариант законопроекта, а затем в ходе согласований и не всегда на бескорыстной основе идут навстречу разного рода группам влияния и лоббистам", - заявляет Владислав Жуковский. Против слишком "сурового" закона, направленного на борьбу с распространителями порнографии выступили не только иностранные интернет-гиганты, но и представители отечественного бизнеса. В частности Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), с одной стороны, декларирует, что "приветствует факт появления законопроекта, вносящего поправки в федеральный закон №436-ФЗ". Но с другой стороны, "часть законопроекта, касающаяся применения аппаратно-программных средств приостановления доступа к информации в сетях, в том числе в сети интернет, не может получить однозначную оценку интернет-сообщества", − отметили в РАЭК.

"Судя по всему, некоторые руководители РАЭК, являясь друзьями Google, обладают весьма существенными лоббистскими ресурсами и поддержкой в высших эшелонах власти − именно они активней всех остальных выступали против ужесточения законодательства в сфере регулирования информационных потоков", − полагает Владислав Жуковский.