Мнение: Законопроект о "нулевом варианте" - разрешить нельзя запретить! (Латвия)

Рига, 31 Октября 2012, 17:38 — REGNUM  1 ноября Центральная избирательная комиссия Латвии должна будет вынести свой вердикт относительно возможности начала второго этапа сбора подписей за законопроект, предусматривающий "нулевой вариант" гражданства. Пока члены комиссии дают разноречивые оценки на этот счет и высказывают разные мнения о том, насколько этот законопроект соответствует Конституции.

Рижский юрист и правозащитник Елена Бачинская прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM данную ситуацию. Специалист напоминает: "В Латвии право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу. (статья 64-я Конституции Латвийской Республики). Согласно указанному в статье 22 закона "о народном голосовании и законотворчестве", не менее чем 10 тыс. обладающих правом голоса Латвийских граждан имеют право, указав свое имя, фамилию и персональный код, подать в ЦИК полностью разработанный законопроект.(...)

27 августа 2012 года завершился сбор подписей за законопроект - изменения к закону "о гражданстве", за так называемый в народе "нулевой вариант" гражданства для неграждан Латвии, которых по последним данным насчитывается около 312 тыс. человек, учитывая общее количество латвийцев согласно данным последней переписи населения (2 млн 035 тыс. человек) составляет 15,33% от общего населения страны.

4 сентября 2012 организаторы подали в ЦИК более положенных 10 тыс. нотариально заверенных подписей граждан Латвии ЗА "нулевой вариант гражданства". В этот же день председатель ЦИК Латвии Арнис Цимдарс подтвердил, что поданы 12 тыс. 686 действительных подписей граждан Латвии.

Согласно статье 65. Конституции Латвии, законопроекты могут вносить в Сейм: (...) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей (на сегодняшний день это чуть более 154 тыс. граждан Латвии). Также согласно статье 74 Конституции Латвии, не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. В случае если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

В свою очередь, статья 23 закона "о народном голосовании и законотворчестве" определяет, что, констатировав, что поданный законопроект подписали не менее 10 тыс. обладающих правом голоса Латвийских граждан, ЦИК сообщает, что будет начат сбор подписей под данным законопроектом для соблюдения требований ст. 65 Конституции Латвии. Также данная статья предусматривает, что ЦИК "одновременно" должен отправить во все избирательные комиссии городов и регионов республики соответствующий законопроект, а также листы для сбора подписей в достаточном количестве.

27 сентября 2012 года Центральная избирательная комиссия (ЦИК) объявила, что решение о проведении "второго этапа", предусматривающего сбор подписей 1/10 части избирателей согласно 23 статье закона "о народном голосовании и законотворчестве" за предоставление гражданства негражданам откладывается на месяц, т.е. до 27.10.2012. Данное решение ЦИК приняла для того, чтобы в первый раз в своей истории запросить у различных государственных учреждений дать оценку законопроекту, поданному для организации второго этапа народного голосования.

Часть вторая статьи 4 закона "о центральной избирательной комиссии" гласит, что выполняя свои обязанности и реализуя права, ЦИК действует в рамках действующих нормативных актов. Таким образом, действия ЦИК должны быть "препарированы" с точки зрения действующего законодательства Латвии. Для начала определим, что в Латвийской Республике является нормативным актом?

Нормативный акт - наиболее важная разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Согласно определению понятие нормативного акта весьма всеобъемлющее, однако, все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности. Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами.

Таким образом, в иерархии Латвийских нормативных актов различают (согласно убыванию) - Конституция Латвийской Республики, законы, кодексы, нормативные договора, правила Кабинета министров, правила обязывающие самоуправления и прочие нормативные акты. Кроме того, все нормативные акты принимаются и утверждаются по особым процедурам, а никак не росчерком одного пера.

Кроме того, согласно статье 1 закона "о центральной избирательной комиссии" (далее "о ЦИК"), ЦИК это самостоятельно работающая институция, в обязанность которой входит подготовка и руководство на различных выборах, в том числе и народном голосовании согласно закону "о народном голосовании и законотворчестве" и Конституции Латвии. Кроме того, в части первой статьи 4 закона "о ЦИК" также определено, что ЦИК обеспечивает исполнение закона "о народном голосовании и законотворчестве", а также его одинаковое и правильное применение и контролирует точное исполнение данного закона.

Также статья 6 закона "о ЦИК" не содержит в перечне своих прав и обязанностей "консультирование" и оценку законопроектов переданных в ЦИК для организации сбора подписи на втором этапе на пути к народному голосованию.

Как видно из изложенного, никакие "правовые оценки государственных органов" и т.п. не являются нормативными актами по определению, а также не входят перечень прав и обязанностей ЦИК согласно действующему законодательству. Таким образом, ЦИК не имеет права принимать все рекомендации кого бы то ни было, т.к. данное действие ЦИК противоречит части второй статьи 4 закона "о ЦИК".

На протяжении этих неполных 2 месяцев томительного ожидания только ленивый не высказался по этому поводу. Памятуя о прошедшем 18 февраля 2012 года референдуме за присвоение русскому языку статуса государственного, вопрос, вынесенный на данное народное голосование также оказался весьма болезненным для правящих. Основным аргументом со стороны недовольных выдвигается то, что данный законопроект противоречит "ядру Конституции" (которого пока никто в глаза и не видел), а также противоречит доктрине непрерывности Латвийского государства.

Учитывая, что речь шла о "посягательстве" на конституционные ценности, ЦИК, к одним из первых обратился с просьбой об оценке к Конституционному суду, в компетенцию которого, согласно части первой статьи 1 и статьи 16 закона "о Конституционном суде", как раз и входит рассматривание дел о соответствии законов и прочих нормативных актов Конституции. Однако, Конституционный суд отказал ЦИКу в правовой оценке законопроекта. Данное решение Конституционного суда многие расценили позитивно, мол, серьезное учреждение и не позволяет втянуть себя в политические игры. Однако, с правовой точки зрения это отличнейший ход правящих из разряда "соломки подстелить".

Допустим, что народное голосование прошло. Допустим, что все чаяния организаторов воплотились и народ Латвии большинством принял данный законопроект и последний становится законом. И как раз в тот момент, когда уже все свершилось в дело "включается" Конституционный суд. Согласно пункту 3 части первой статьи 17 закона "о Конституционном суде" заявление о несоответствии какого-либо закона Конституции Латвии имеют право подать также 20 (двадцать) депутатов Сейма. Например, партия "Единство" в нынешнем Сейме как раз имеет на это необходимые 20 мандатов и, не думаю, что они откажут себе в удовольствии воспользоваться такой возможностью "опротестовать" "народный закон", - считает юрист.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея