В аппарате полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе констатируют активизацию негативных процессов в мусульманской среде.

Как заявил помощник приволжского полпреда Анатолий Загрядский, анализ поступающей информации позволяет сделать вывод о значительном росте числа мусульманских общин, связанных с экспансией в регионе сторонников международных экстремистских организаций, таких как "Аль-Каида", "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Таблиги Джамаат", "Талибан" и другие. В основном зарубежные эмиссары направляются из Саудовской Аравии, Египта и Пакистана.

В полпредстве отмечают, что на сегодняшний день исламский фактор оказывает "существенное влияние на оперативную обстановку в регионах со значительным количеством мусульманского населения". К ним относятся республики Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Оренбургская, Ульяновская, Самарская, Пензенская области.

"Деятельность радикальных исламских организаций направлена на формирование в отдельных российских регионах, в том числе экономически привлекательных, выгодных условий для последующего политического и экономического освоения, вплоть до постепенного отрыва, - говорит Загрядский. - В практическом плане такая деятельность организуется через миссионерскую деятельность, под прикрытием гуманитарных и благотворительных проектов, создания религиозно-политических центров. В итоге формируется новая политическая элита, ориентированная на радикально настроенных исламских клерикалов".

К аспектам, способствующим успешному распространению радикальных исламских течений на территории ПФО, Загрядский отнес разобщенность среди российских мусульманских лидеров, проповедующих традиционный ислам, неэффективность возглавляемых ими структур, отсутствие достаточного количества пропагандистов, способных противостоять радикальной идеологии. Чтобы исправить ситуацию необходимо пересмотреть программы по профилактике экстремизма и терроризма.

По данным полпредства, на территории ПФО живут около 40% всех мусульман России. Насчитывается более 150 мест компактного проживания этнических групп или народностей, в том числе граждан, традиционной религией которых является ислам. Действует свыше 6 тыс. официальных зарегистрированных религиозных организаций, в том числе 2 тыс. исламских. В органах юстиции зарегистрировано более 3 тыс. объединений и движений, многие из которых отстаивают национальные и религиозные интересы.