В Чувашии на очередном заседании Совета муниципальных образований (СМО) весьма экспрессивным и неоднозначным получилось обсуждение вопроса "прессинга со стороны контрольно-надзорных органов". На публичной площадке это выливалось порой в пикировку между обеими сторонами - как обоснованные взаимные претензии, так и тянущие за собой ещё вереницу неозвученных вопросов. Понятно, что контролирующие органы сами по себе едва ли могут кому-то нравиться, и проверки нужны. Но чрезмерное бдение контролирующего ока и несопоставимость наказаний бьёт по имиджу глав местного значения, защищали свою позицию муниципалитеты. Чем лучше инспекторы работают, тем больше мешают кому-то жить, резюмировали их оппоненты, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

От имени муниципалитетов и сельских поселений, а в зале было 311 представителей из 317, выступил исполнительный директор СМО Станислав Николаев, который акцентировал внимание на "резко возросшем" числе проверок со стороны 25 органов власти различных уровней. Итогом стал рост выписанных штрафов: если в первом полугодии 2011 года их было 266, то за аналогичный период этого года - 310. Сумма штрафов, уплаченных главами муниципалитетов в качестве физических лиц, возросла с 1,3 млн рублей до 1,65 млн.

Николаев выделил ряд "характерных проблем". Первое - это "формальность позиции" контролирующих органов, которая "в большинстве случаев находит поддержку у судей, принуждающих муниципалитеты осуществлять какие-либо действия без учёта реальной возможности": "Например, отсутствие средств". Особый акцент был сделан на отсутствии скоординированности проверок. В частности, Чичканское сельское поселение Комсомольского района 22 августа до обеда проверяли инспекторы управления Ростехнадзора, затем - управления Россельхознадзора по Чувашии, 23 августа нагрянули с внеплановой проверкой прокурорские работники. 16 августа и 4 сентября глава поселения заседал по искам в судах. "Из-за того, что мусор на этой территории вывозился в специальных пакетах, а не в контейнерах... Наверное, глава немного своё мнение высказывал, видимо, поэтому вот так вот", - несколько путано объяснял Станислав Николаев. Также в числе проблем он выделил отсутствие совместной профилактической работы и установление сроков подготовки ответов на запросы, несоразмерных с запрашиваемой информацией: "Часто бывает такая ситуация, когда в течение 1-2 суток приходилось представлять информацию. Даже бывают и часы указаны".

Говоря о "неоправданной строгости мер", принимаемых в отношении должностных лиц, был отмечен резонансно-показательный случай в Марпосадском районе, где главу города дисквалифицировали на два года. "Очевидно, возможно было принятие и других решений в данном случае. Тем более, что глава очень активно взялся за свою работу, и положительные моменты там присутствуют", - сказал Николаев. И привёл ещё один пример: глава одного из поселений Алатырского района за нарушения в сфере противопожарной безопасности за полтора года проплатил 54 тыс. рублей штрафа.

"Это в целом снижает имидж глав сельских поселений. Люди прошли выборы с желанием работать. И получалось так, что, к сожалению, одной из причин текучести кадров является, наверное, такой прессинг со стороны контрольно-надзорных органов", - выдохнул под аплодисменты Станислав Николаев.

Глава Чувашии Михаил Игнатьев, от которого обе стороны ждали некого политического вердикта, кратко заверил, что понимает возмущение и поддержал докладчика, отметив, что "отдельные нерешённые вопросы остаются": "Ваша задача, когда есть необоснованные наступления на вас, защищать свои интересы". Поставив задачи - развитие экономики и улучшение качества жизни, Игнатьев в то же время подверг критике бездействие муниципалитетов в части формирования базы земельных участков и контроля за их использованием. Говоря о приоритетах жилищного строительства - в частности, перспективах малоэтажной застройки, глава Чувашии подчеркнул, что "ни в одном муниципалитете сегодня нет единой земельной базы данных". Более того, ни один глава, где были выявлены случаи неуплаты арендной платы за землю, не предъявил соответствующие санкции. И это даже при том, что арендная плата за землю - "один из главных инструментов" пополнения доходной части бюджета муниципалитета. "В итоге пришли новые люди, вместе с нами здесь наводят элементарный порядок. Вопрос о том, почему не были предъявлены санкции, остаётся", - многозначительно сказал глава Чувашии, не исключив, что могли быть "заложены интересы".

От контролирующих органов ожидали аргументированной полемики. Однако первое же выступление несколько разочаровало, оставшись практически незамеченным: представитель управления Роспотребнадзора по Чувашии сделал упор на слайды, а пестрящий малоинтересными цифрами отчёт, где говорилось даже о количестве размещённых на сайте новостей, едва не усыпил всех.

Начал было докладывать по бумажке и глава Чувашского УФАС Вячеслав Борисов, констатируя, что в управление поступают "многочисленные жалобы" от предпринимателей "на создание административных барьеров" со стороны органов власти: "Из 300 жалоб большинство посвящено именно этому вопросу, рассмотрено 136 дел о нарушении антимонопольного законодательства". При этом "в силу предпринимательской активности большинство этих дел посвящено администрации города Чебоксары и его структурными подразделениям". По словам Борисова, наиболее частые нарушения - действия при предоставлении земельных участков и муниципального имущества, создание преференций отдельным предпринимателям.

Когда главный антимонопольщик Чувашии начал приводить "наглядные" и "достаточно красноречивые" примеры, в зале напряжённо оживились. Однако основной удар пришёлся на Чебоксары. Борисов, в частности, сообщил, что только в столице при выкупе муниципального имущества субъекты малого бизнеса уплачивали НДС. Также в Чебоксарах по одному и тому земельному участку были даны разные ответы разным предпринимателям: первым двум, которые хотели построить соответственно отель и дилерский автоцентр, было отказано под предлогом отведения территории под муниципальные нужды. "После них за короткий промежуток времени выходит третий предприниматель, который получает достаточно оперативно удовлетворение своей просьбы", - сказал Борисов.

Глава Чувашского УФАС, говоря о взаимодействии, сообщил, что муниципалитетам оказывается "помощь в виде семинаров" и "кустовых" Дней конкуренции. К примеру, "достаточно подробно на наших семинарах рассказали" об особенностях конкуренции на рынке пассажирских перевозках по следам нарушений в Чебоксарах, когда договоры с перевозчиками заключались без проведения торгов. Что не допустимо. "Через год практически та же самая ситуация выявляется в Новочебоксарске. Никакие действия не были предприняты. Более того, заключено соглашение только с одним-единственным перевозчиком, который взял на себя полномочия по организации в целом пассажирских перевозок автомобильным транспортом во всём городе".

Если представители Новочебоксарска тихо отсиделись, то глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков сдерживать себя не стал, хотя его выступление не было заявлено в повестке дня. Он подчеркнул, что с контролирующими органами ведётся "слаженная работа", в том числе по предотвращению нарушений. Особенно активно - с прокуратурой Чувашии, которая "не препятствует, а помогает наводить порядок". "Из всех федеральных служб не видим мы взаимодействия именно с ФАС", - сказал Ладыков.

Комментируя продажу имущества с включённым в его стоимость НДС, сити-менеджер признал, что нарушение могло быть: "Но когда мы видим, что муниципальное имущество продаётся, по отчётам оценщиков, за 14 тыс. рублей 1 кв. метр - да, мы тормозим этот процесс. И заключаем договора с учётом НДС. Но в договоре это не выделяется. Может быть, практики такой нет, в судах мы тоже это смотрели". "Таких цен нет в природе. На наш взгляд, вообще существует сговор с оценщиками. Просто мы не можем этот процесс разрулить", - совсем был откровенен Алексей Ладыков, приведя ряд примеров и объектов, где муниципальное имущество оценивалось в указанную сумму.

Говоря о рынке наружной рекламы, глава администрации напомнил, что именно антимонопольщики остановили проведение аукционов: "А когда мы просили проконсультировать и составить вместе техническое задание - мы не нашли понимания и не можем этого найти". "Да, по факту может быть проще поставить галочку и сказать, что мы нарушили... Но я не понимаю, когда руководитель ставит задачу прежде всего обеспечить себя какими-то показателями. Когда мы видим, что нужно решать проблему, и она носит даже республиканский характер, можно поставить галочку, можно быть лучшим в федерации, но проблема в республике останется, проблема в городе останется", - сорвал аплодисменты Ладыков.

Заместитель прокурора Чувашии Александр Григорьев в своём выступлении подчеркнул, что "без плановых проверок обойтись нельзя": "Это нам позволяет изучить ситуацию того или иного вопроса, проблемы по всей республике. И дать конкретное предложение органам республиканской власти для исправления ситуации". Он не исключил, что в отчётности "не всё так гладко, как у нас указано на бумаге" и в иных случаях действительно может быть "формальный подход": "Однако к нам в аппарат какой-либо негативной информации не поступает. Я на совещаниях всегда напоминаю, что должен быть конструктивный подход, без формализма, нам галочки-палочки не нужны". И призвал "не бояться испортить отношения" с прокурорами: "Все они ориентированы на нормальные, конструктивные отношения с главами".

"Выслушав выступление Станислава Андреевича (Николаев Станислав, ИА REGNUM), подумал, что чем лучше наши инспекторы работают, тем хуже мы выполняем закон, кому-то мы мешаем жить", - иронично-мрачновато отреагировал глава ГУ МЧС РФ по Чувашии Станислав Антонов. Он подчеркнул, что инспекторы штрафуют "только в 30% всех проведённых проверках" и при этом "штраф - это вынужденная мера". К примеру, на одного инспектора в среднем с начала года пришлось три штрафа в отношении юридических лиц, в то время как в Приволжском федеральном округе - 7,5. "Мы достаточно демократично работаем", - говорил убедительно Антонов и заверил, что "если есть перегибы, то готовы исправлять". "Наверное, это просто амбиции. Амбиции чрезмерные кого-то захлёстывают. И кто-то не понимает важность выполнения этих мероприятий", - высказал мнение глава ГУ МЧС РФ по Чувашии, напомнив, что правила пожарной безопасности написаны кровью. И ущерб, нанесённый пожаром, обходится потом дороже: "Поэтому говорить о том, что мы беспределим и кошмарим бизнес - нет, из бизнеса мы практически давно ушли".

Станислав Антонов обратил особое внимание, что половина штрафов за нарушения по линии пожарной безопасности возвращается в бюджет муниципалитета. "Всем смешно, сейчас посмеёмся ещё больше", - несколько зловеще прозвучало это предупреждение. И посыпались цифры. Порецкий район в прошлом году заложил в бюджет на выполнение мероприятий по пожарной безопасности 37,755 тыс. рублей, в итоге в результате выписанных штрафов получил 73 тыс. рублей. "В этом году он понял, что, наверное, достаточно было заложено денег, и заложил на 2012 год 6,5 тыс. рублей. Обалденная сумма, которая просто спасёт всё население. В итоге он уже за 10 месяцев получил 48,5 тыс. из наших штрафов", - сказал Антонов. В Урмарском районе в прошлом году предусмотрено в бюджете по линии пожарной безопасности 33,6 тыс. рублей, в виде штрафов пришло 46 тыс. рублей. В этом году предусмотрено было 10,8 тыс. рублей, уже перечислено 68 тыс. штрафных рублей.

Глава ГУ МЧС по Чувашии также предупредил, что "сейчас занимаемся проталкиванием создания ЕДДС в районах". И если эта задача не будет выполняться, как того требует федеральное законодательство, то "с нового года тоже будем кого-то отдавать в органы прокуратуры": "Будем следить и каким-то образом карать".