"В настоящее время вопрос о признании Южной Осети и Абхазии для России носит, скорее, статусный характер", - заявил 30 октября корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, оценивая итоги состоявшегося сегодня в Минске совместного заседания коллегии МИД Белоруссии и коллегии МИД России.

Напомним, по итогам состоявшихся сегодня в Минске межмидовских консультаций министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил журналистам, что в ходе переговоров с Сергеем Лавровым обсуждался и вопрос признания официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. "Не могу сказать, что на сегодня наша позиция поменялась. Но жизнь не стоит на месте, и мы будем анализировать ситуацию на постсоветском пространстве и на международной арене, будем принимать решения, конечно же, исходя из наших национальных интересов", - заявил глава МИД Белоруссии, комментируя перспективы признания официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии.

По мнению Радова, вопрос признания руководством Белоруссии независимости Абхазии и Южной Осетии является предметом политического торга. Москва декларирует заявленную позицию, Минск - тоже, однако на позицию руководства Белоруссии может повлиять ухудшение экономической ситуации в республике. Ситуация может значительно ухудшится, если Москва лишит номинального союзника "нефтяных преференций", считает политолог.

"Вопрос о признании Южной Осети и Абхазии не снят Россией с повестки дня. Ожидать от международного сообщества каких-либо серьезных демаршей в этом направлении не стоит, - сказал Радов. - Другое дело - Белоруссия, особенно - сегодня, когда Москва хочет вернуть себе $1,5 млрд за фактически украденные у нее прибыли от экспорта в Евросоюз и на Украину нефтепродукты. Поэтому в Минске будут всячески стараться напомнить о проблеме признания, стараясь в очередной раз разыграть союзническую карту. Но это уже вряд ли удастся: в Москве перестали верить обещаниям Минска".

"Белорусский президент, который формально переложил вопрос о признании на плечи парламента (пускай, мол, народ решает), сегодня занят поиском новых инструментов шантажа России. Правда, пока совершенно безрезультатно. Да и Кремль в очередной раз смог переиграть белорусов - вначале дав возможность заниматься контрабандой, а затем абсолютно легально предъявив претензии на $1,5 млрд. А это уже куда более серьезный аргумент, который не позволяет Лукашенко маневрировать ни в области политики, ни в области экономики, - сказал Радов. - Поэтому если Россия потребует воплотить в жизнь давние обещания белорусского лидера, пообещав закрыть глаза на долги и контрабанду, то тому ничего иного не останется, как признать Южную Осетию и Абхазию. При этом, вся "любовь" с Михаилом Саакашвили и "интересные" идеи возвращения Грузии в СНГ совершенно утратят декларируемую в последнее время важность, потому что на кону будет стоять политическая стабильность - единственное, что сегодня остается у белорусских властей в запасе".

"В ближайший год никто ничего не признает (если у Александра Лукашенко вдруг не случится очередной выброс эндорфина с утра) - это более чем очевидно, - уверен Радов. - Не до того сейчас ни России, ни Белоруссии. Данный вопрос будет использован обеими сторонами для различного рода упреков и претензий - это логично и ожидаемо".

"У России сейчас нет необходимости форсировать события: на носу грузинские президентские выборы, где абхазско-осетинский вопрос будет стоять достаточно остро. Лишний раз нервировать Тбилиси никто не собирается, тем более что там вряд ли когда-нибудь согласятся с потерей своей территории, - отметил политолог. - Минску остается лишь следовать в русле российской внешней политики, изредка давая о себе знать. И здесь вопрос о признании официальным Минском независимости Абхазии и Южной Осетии - едва ли не единственная возможность "напрячь" Москву".

Как сообщало ИА REGNUM, до сих пор официальный Минск не признал независимость Южной Осетии и Абхазии - несмотря на данное в 2008 году обещание Александра Лукашенко рассмотреть данный вопрос. Позднее, 1 октября 2010 года Лукашенко сообщил журналистам о бесперспективности признания Абхазии и Южной Осетии, отметив, что "продолжения разговор не имеет". При этом Белоруссия сохраняет безвизовый режим с Грузией, что, по мнению российских экспертов, не способствует снятию проблемы нелегальной миграции. Согласно белорусскому законодательству, данное решение находится в компетенции президента. С момента провозглашения независимости бывших провинций Грузинской ССР официальный Минск ни разу не обратился с поздравлениями лидеров Абхазии и Южной Осетии с Днем независимости.