Правительство России предложило официальному Минску перечислить в российских бюджет недополученные средства от экспорта белорусскими предприятиями "растворителей", выработанных из российского сырья. Об этом 29 октября заявил российскому информагентству "Прайм" источник в органах госуправления.

"Россия предложила вернуть в российский бюджет пошлины, недополученные от экспорта из Белоруссии растворителей, разбавителей, смазочных материалов и т.д.", - сообщил источник, комментируя ход переговоры в Москве о поставках на белорусские НПЗ российской нефти в IV квартале 2012 года и в 2013 году. Недополученные российским бюджетом средства от реализации белорусской стороной "растворительно-разбавительной" схемы оцениваются в $1,5 млрд.

Напомним, на прошлой неделе в переговорах в Москве принял непосредственное участие курирующий ТЭК Белоруссии первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко. Вице-премьер России Аркадий Дворкович 26 октября прокомментировал ход переговорного процесса: "Предмет переговоров - объемы поставок нефти в этом и следующем году, какие условия для этого должны быть соблюдены, прежде всего, каким образом необходимо поменять нормативную базу, чтобы не повторялись те проблемы, которые были в этом году по поставкам так называемых растворителей".

Отметим, по согласованному в прошлом году балансу, российская сторона обязалась поставить в Белоруссию 21,5 млн т нефти, а белорусская сторона - около 5,8 млн т нефтепродуктов на российский рынок. По факту с начала года из Белоруссии было поставлено лишь около 100 тыс т нефтепродуктов. Российская сторона уже уведомила белорусский госконцерн "Белнефтехим" о сокращении поставок российской нефти в IV квартале на 1,3 млн тонн - до 4 млн т. Возникшую угрозу недозагрузки белорусских НПЗ, а также планов поставок российской нефти в Белоруссию в 2013 году обсуждали в Москве представители официального Минска и Минэнерго РФ.

Ранее созданная властями РФ межведомственная группа изучила схему "белорусского нефтяного оффшора", используя которую белорусские компании резко нарастили экспорт "растворителей", "разбавителей" и "смазок". Поставки данных нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (или прямогонного бензина) и экспортируемых без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, осуществлялись в основном в страны Евросоюза - Нидерланды и республики Прибалтики. Летом 2012 года российской стороне удалось создать препятствия на пути экспорта данных нефтепродуктов за территорию Таможенного союза. По оценкам независимых экспертов, ликвидация "растворительно-разбавительной" схемы существенно повлияла на ряд экономических показателей и доходы госбюджета Белоруссии. Эксперты полагают, что сокращение поставок российской нефти на белорусские НПЗ является мерой воздействия на официальный Минск, получившего дополнительные прибыли от "растворительно-разбавительной" схемы, которые пополнили белорусский бюджет, а не российский.

Чиновники Белоруссии и России проинформировали о том, что "растворительно-разбавительная" схема перестала работать, однако расходятся в трактовке хронологии событий. Так, 14 сентября глава Совмина Белоруссии Михаил Мясникович проинформировал: 4 августа Белоруссию покинул последний вагон с "растворителями", выработанными из российской нефти. По словам главы правительства Белоруссии, прекращение экспорта "растворителей" и "разбавителей" сказалось на доходах белорусского бюджета, однако даже без учёта прибыли от данного вида деятельности и пошлин на нефтепродукты сальдо внешней торговли Белоруссии остаётся положительным. Позднее, 19 октября замглавы Минэнерго РФ Павел Федоров назвал другую дату прекращения действия "растворительно-разбавительной" схемы. "По факту с 6 октября экспорт растворителей из Белоруссии не происходит, граница закрыта", - сказал Федоров.

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко 4 октября заявил, что экспорт за пределы Таможенного союза без уплаты вывозных пошлин в российский бюджет нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, был выгоден и белорусской, и российской сторонам. Лукашенко сказал: "Вы, наверное, слышали про растворители, разбавители. Кстати, как потом выяснилось, наши фирмы работали с вашим соседом. Закупали сырье, допустим, для биодизеля. Нам говорят, что так нельзя. Так может работать только Россия - получать сырье с предприятия от другого производителя, заплатить деньги. Мы получали в России высокосернистую солярку. Платили, как сейчас это выяснилось, эти российские и наши компании, которые производили биодизель, на 15-20% выше рынка. Поэтому было выгодно вам продавать эту солярку везде на наши заводы. Убирали всю лишнюю серу оттуда. Потому что если продаешь, например, в Евросоюз, с этой серы не продашь дизельное топливо. Закупали по всему миру, больше всего, как оказалось, в Германии рапсовое масло и прочие добавки к дизельному топливу. Убирали серу, делали биодизель и продавали. Причем немало. И нас начали "долбать", за что? За то, что мы взяли товар, так как это делают все, купили у вас сырье, произвели у себя и потом кому-то продали, заплатив при этом все налоги. Какие-то деньги они платили в бюджет, компании получали доход, но и реализовали товар, который надо было где-то очищать. В России очень трудно получить на всех заводах чистое дизельное топливо, поскольку нет той глубины переработки, как в Белоруссии. Поэтому бизнесмены пошли через Белоруссию. Но, оказывается, так плохо".