Дворкович: Объёмы поставок российской нефти Белоруссии зависят от проблемы "растворителей"

Москва, 26 октября 2012, 19:04 — REGNUM  В ходе белорусско-российских переговоров в Москве на тему объемов поставок российской нефти в Белоруссию в 2012-2013 годах стороны могут прийти к позитивному результату, однако для этого следует изменить нормативную базу отношений. Об этом 26 октября заявил вице-премьер России Аркадий Дворкович.

"Предмет переговоров - объемы поставок нефти в этом и следующем году, какие условия для этого должны быть соблюдены, прежде всего, каким образом необходимо поменять нормативную базу, чтобы не повторялись те проблемы, которые были в этом году по поставкам так называемых растворителей", - заявил Дворкович, комментируя ход переговоров о поставках российской нефти в Белоруссию.

Напомним, в Москве курирующие ТЭК вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко и вице-премьер России Аркадий Дворкович обсуждают индикативные балансы поставок российской нефти на белорусские НПЗ в IV квартале текущего года. По согласованному в прошлом году балансу, российская сторона обязалась поставить в Белоруссию 21,5 млн т нефти, а белорусская сторона - около 5,8 млн т нефтепродуктов на российский рынок. По факту с начала года из Белоруссии было поставлено лишь около 100 тыс т нефтепродуктов. Российская сторона уже уведомила белорусский госконцерн "Белнефтехим" о сокращении поставок российской нефти в IV квартале на 1,3 млн тонн - до 4 млн т. Возникшую угрозу недозагрузки белорусских НПЗ, а также планов поставок российской нефти в Белоруссию в 2013 году обсуждают в настоящее время в Москве представители официального Минска и Минэнерго РФ.

Отметим, ранее созданная властями РФ межведомственная группа изучила схему "белорусского нефтяного оффшора", используя которую белорусские компании резко нарастили экспорт "растворителей", "разбавителей" и "смазок". Поставки данных нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (или прямогонного бензина) и экспортируемых без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, осуществлялись в основном в страны Евросоюза - Нидерланды и республики Прибалтики. Летом 2012 года российской стороне удалось создать препятствия на пути экспорта данных нефтепродуктов за территорию Таможенного союза. По оценкам независимых экспертов, ликвидация "растворительно-разбавительной" схемы существенно повлияла на ряд экономических показателей и доходы госбюджета Белоруссии. Эксперты полагают, что сокращение поставок российской нефти на белорусские НПЗ является мерой воздействия на официальный Минск, получившего дополнительные прибыли от "растворительно-разбавительной" схемы, которые пополнили белорусский бюджет, а не российский.

Чиновники Белоруссии и России проинформировали о том, что "растворительно-разбавительная" схема перестала работать, однако расходятся в трактовке хронологии событий. Так, 14 сентября глава Совмина Белоруссии Михаил Мясникович проинформировал: 4 августа Белоруссию покинул последний вагон с "растворителями", выработанными из российской нефти. По словам главы правительства Белоруссии, прекращение экспорта "растворителей" и "разбавителей" сказалось на доходах белорусского бюджета, однако даже без учёта прибыли от данного вида деятельности и пошлин на нефтепродукты сальдо внешней торговли Белоруссии остаётся положительным. Позднее, 19 октября замглавы Минэнерго РФ Павел Федоров назвал другую дату прекращения действия "растворительно-разбавительной" схемы. "По факту с 6 октября экспорт растворителей из Белоруссии не происходит, граница закрыта", - сказал Федоров. Как сообщало ИА REGNUM, 4 октября Александр Лукашенко заявил, что экспорт за пределы Таможенного союза без уплаты вывозных пошлин в российский бюджет нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, был выгоден и белорусской, и российской сторонам. Лукашенко сказал: "Вы, наверное, слышали про растворители, разбавители. Кстати, как потом выяснилось, наши фирмы работали с вашим соседом. Закупали сырье, допустим, для биодизеля. Нам говорят, что так нельзя. Так может работать только Россия - получать сырье с предприятия от другого производителя, заплатить деньги. Мы получали в России высокосернистую солярку. Платили, как сейчас это выяснилось, эти российские и наши компании, которые производили биодизель, на 15-20% выше рынка. Поэтому было выгодно вам продавать эту солярку везде на наши заводы. Убирали всю лишнюю серу оттуда. Потому что если продаешь, например, в Евросоюз, с этой серы не продашь дизельное топливо. Закупали по всему миру, больше всего, как оказалось, в Германии рапсовое масло и прочие добавки к дизельному топливу. Убирали серу, делали биодизель и продавали. Причем немало. И нас начали "долбать", за что? За то, что мы взяли товар, так как это делают все, купили у вас сырье, произвели у себя и потом кому-то продали, заплатив при этом все налоги. Какие-то деньги они платили в бюджет, компании получали доход, но и реализовали товар, который надо было где-то очищать. В России очень трудно получить на всех заводах чистое дизельное топливо, поскольку нет той глубины переработки, как в Белоруссии. Поэтому бизнесмены пошли через Белоруссию. Но, оказывается, так плохо".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.