Планы столичных властей относительно строительства жилья в центре - приятный сюрприз для девелоперов, отмечают аналитики рынка недвижимости. Напомним, в рамках форума MREF-2012 руководитель московского стройкомплекса Марат Хуснуллин обозначил два новых направления для работы застройщиков в Москве: строительство жилья в центра города и освоение миллионов квадратных метров в районах вдоль новосоздаваемых транспортных магистралей. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", эксперт Юрий Кочетков отметил новые акценты в градостроительной политике Москвы - прежде всего, ее связь с крупными транспортными проектами.

"Буквально два года назад мэр Сергей Собянин объявил строительство в центре нежелательным, а Москва-Сити вообще назвал градостроительной ошибкой. Прошло время, и жизнь заставила пересмотреть взгляды. Но в любом случае пожелание строить жилье в центре прозвучало очень неожиданно из уст заммэра по градостроительной политике, - отметил Кочетков. - Чем обосновывает Марат Хуснуллин такую перемену точки зрения московского руководства? По его словам, внутри Третьего транспортного кольца сосредоточены рабочие места для 49% населения Москвы. В то же время здесь, в центре города, проживает 8%. Такую диспропорцию чиновник назвал явной градостроительную ошибку".

Что это означает на практике, задал вопрос эксперт? "Город теперь готов рассматривать любые проекты в центре по перепрофилированию административных, производственных и иных нежилых зданий в жилье. Конечно, речь не идет о том, чтобы вместо четырехэтажного административного здания возник 25-этажный небоскреб. По словам заммэра, прирост общей площади объекта при реконструкции не должен выйти за пределы 20%, а застройка промзон будет идти в соответствии с утвержденными градостроительными регламентами, разработанными для центра города относительно недавно, - пояснил он. - Довольно неожиданно прозвучала идея о предоставлении участков в "новой Москве" тем ведомствам и учреждениям, которые согласятся навсегда покинуть свое здание в центре. Это позволит последним, скажем, построить современное комфортабельное здание в федеральном правительственном центре и со временем переселиться туда. Причем, как считает Марат Хуснуллин, чиновники способны выиграть и на времени, проводимом в транспорте до работы. К новым московским территориям уже сейчас прокладываются все транспортные коммуникации, от новых веток метро до автомагистралей. Муниципалитет же, в свою очередь, получит в центре города площадку для возведения жилья".

Отметим, что второе направление работы для застройщиков - зоны развития (или тяготения) новых транспортных магистралей и транспортно-пересадочных узлов. Вдоль новых веток метро может появиться около 10 млн. кв. м недвижимости, 10-12 млн. кв. метров - вдоль Малой кольцевой железной дороги и Третьего пересадочного контура метро, 3,7 млн. кв. метров около проектируемых в количестве 251 единицы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Также предполагается рассматривать как отдельную транспортную магистраль города зону вдоль Москва-реки. Также Хуснуллин упомянул о более отдаленных проектах освоения территорий, прилегающих к аэропортам Внуково, Остафьево, Шереметьево и Домодедово.

Наконец, никуда не исчезают и крупные площадки промзон, напомнил Кочетков. "В ближайшее время на конкурс планируется выставить территорию завода ЗИЛ. Большая работа предстоит по проекту Большого Сити, расположенного на западе столицы в пределах территорий, большинство из которых сейчас отведены под разнообразные нежилые помещения, - отметил Хуснуллин. - В итоге оказывается, что в Москве еще есть, где строить. Однако эта стройка не точечная, не квартальная и даже не микрорайонная. Она привязана к крупным транспортным проектам и изначально будет рассматриваться исключительно в комплексном развитии со всей подобающей инфраструктурой. Исключение составляет лишь центр города, где по понятным причинам транспортную инфраструктуру уже не развить. Здесь основным ресурсом рассматриваются старые промышленные и административные здания, которые ждет перепрофилирование".

"Остается вопрос, зачем же тогда вся эта история с территорией "новой Москвы"? Мнение экспертов пока сходится в одном - проект имеет далекие перспективы, так как Москва не может развиваться в узких границах, и в большей степени является федеральным проектом, а не муниципальным. В целом, девелоперам стоит снова пристально присматриваться к "старой Москве" и ее центру. Времена меняются, меняются правила игры, меняется и фокус зрения городского руководства", - резюмировал Кочетков.