25 и 26 октября 2012 года совещание министров юстиции и внутренних дел стран Евросоюза рассматривает среди прочих пунктов повестки дня вопрос об отмене безвизовых отношений со странами т. н. Западных Балкан. Еще 15 октября 2012 года шесть министров внутренних дел государств-членов Евросоюза в преддверии этого своего очередного совещания потребовали восстановления визового режима с государствами Западных Балкан. Граждане стран этого региона: Албании, Боснии-Герцеговины, Македонии, Черногории и Сербии в настоящий момент имеют право безвизовых поездок по Шенгену. Сербия, Македония и Черногория получили безвизовый режим с Евросоюзом на Рождество 2009 года, а Босния-Герцеговина и Албания получили эту возможность спустя 10 месяцев. По безвизовому соглашению, граждане балканских стран могут находиться без визы в Шенгенской зоне 90 дней. Сейчас, конкретно, восстановления виз с балканскими странами потребовали: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург и Нидерланды. Чуть позднее к ним присоединилась Швеция.

Формальным предлогом для подобной меры стало увеличение ходатайств от граждан стран этого региона о предоставлении убежища в европейских странах. Комиссаром ЕС по внутренним делам Сесилией Мальмстрем было заявлено, что сложилась "тревожная ситуация", создавшая серьезные проблемы для функционирования системы предоставления убежища в странах ЕС. Основным виновником происходящего были объявлены Сербия и Македония. Подавляющее большинство "беженцев" из балканских стран являются обыкновенными экономическими мигрантами, а вовсе не лицами, ищущими убежище. Тем не менее, сообщается, что Германия за первые восемь месяцев 2012 года получила 4835 заявлений на предоставление убежища, а Швеция - 4200. Из этого числа заявления от граждан стран балканского региона представляют, говоря языком Еврокомиссии, "тенденцию".

Сербское правительство мгновенно отреагировало на предложение европейцев. Оно заявило, что готово компенсировать странам ЕС их затраты, связанные с содержанием сербских граждан, ищущих убежища. Премьер-министр Сербии Ивица Дачич заявил о том, что приостановлением безвизовых соглашений будут наказаны простые сербские граждане, совершающие обычные поездки в Европу.

После отмены визового режима в 2009 году уже к 2010 году Сербия стала третьей страной по количеству своих граждан, подавших заявки на убежище в ЕС - почти 18000 человек. 7550 граждан маленькой Македонии поступили подобным же образом. Главными целями ищущих убежища в ЕС стали: Германия, Швеция, Бельгия и Люксембург.

В 2010 году 10300 граждан Сербии и Македонии просили убежища только в одной Германии. В 2011 году таковых было 8500 человек. Сейчас же за сентябрь 2012 года уже 4000 граждан Сербии и Македонии запросили убежище в Германии. Это был своеобразный рекорд. Министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих незамедлительно заявил по этому поводу: "Массовый приток сербских и македонских граждан должен быть остановлен без промедления". При таком наплыве желающих получить убежище, за первые полгода в Германии рассмотрели всего около 5000 ходатайств. Из этого числа заявителей только 11 человек получили "гуманитарную защиту", которая сама по себе не является политическим убежищем и предоставляется в связи с серьезными медицинскими проблемами. Тем не менее, количество подобных заявок в Германии продолжает расти. Простой причиной этого является то, что в июле 2012 года Конституционный суд Германии постановил, чтобы поддержка лиц, ищущих убежище в этой стране, была увеличена. Как правило, лица, ищущие убежище в Германии, проживают в специальных общежитиях и получают еду и одежду. Помимо этого, семья из четырех человек раньше получала также пособие в размере €120 в месяц. С июля этого года пособие было увеличено до €420 в месяц. В том случае, если семья сама покупает себе еду и одежду, то теперь она получает ежемесячное пособие в размере €1100 в месяц. Это в несколько раз превышает средний месячный доход семьи в Сербии и Македонии. В Германии процедура рассмотрения ходатайства на убежище занимает не менее двух с половиной месяцев. После отклонения ходатайства лицо имеет право подать апелляцию, а эта процедура может тянуться еще пять месяцев. В Австрии рассмотрение ходатайства об убежище гражданина из страны балканского региона не занимает больше недели, поскольку страны эти числятся в списке "безопасных стран происхождения". Так же быстро дела о предоставлении убежища рассматриваются в Нидерландах, где несколько лет назад была изменена сама процедура. Ходатайство о предоставлении убежища рассматривается в течение 8 дней после нескольких дней подготовки. В результате подобного подхода в Нидерландах за весь 2011 год зарегистрировано всего 430 запросов о предоставлении убежища от граждан балканских стран.

Либерализация визового режима для Западных Балкан, по мнению европейцев, была экзаменом на ответственность балканских стран. Требование введения виз является свидетельством того, как считают европейцы, что власти и граждане этих стран не смогли справиться с этой ответственностью. Недавно Брюссель потребовал борьбы с посредничеством в деле организации доставки лиц к местам подачи заявлений на убежище. Деликатной стороной вопроса является то, что, на самом деле, среди граждан балканских стран, подающих в странах ЕС заявление на убежище, большую часть составляют цыгане. Из-за соображения "ценностей" ЕС власти европейских стран вынуждены действовать с излишней деликатностью для того, чтобы избежать обвинений в дискриминации и расизме.

В создавшейся ситуации заинтересованные европейские государства, прежде всего Германия, могли бы реформировать у себя систему предоставления убежища. Самым простым способом решения проблемы было бы провозглашение балканских стран "безопасными странами происхождения", что лишило бы граждан этих стран права подачи заявки на убежище или же, как в Австрии, имело бы следствием рассмотрение заявки в ускоренном порядке. В 1997 году государства-члены ЕС подписали специальный протокол к Амстердамскому договору, по которому они согласились рассматривать друг друга в качестве "безопасных стран происхождения". В 2005 году была принята специальная директива процедуры предоставления убежища, по которой Румыния и Болгария, в то время еще не члены ЕС, рассматривались в качестве "безопасных стран происхождения". Эта же директива позволяла государствам-членам составлять собственные списки безопасных стран. Таким образом, на основании этих документов теперь достаточно просто изменить статус балканских стран и тем самым остановить поток беженцев.

Вместо этого европейцы предпочли переложить проблему на балканские страны. Очевидно, что проблема балканских беженцев является просто поводом для ужесточения визового режима на одном из направлений Шенгенской зоны. Нынешнее совещание министров внутренних дел ЕС просто продолжает линию совещания 7 июня 2012 года по ужесточению контроля над внешней границей Шенгенской зоны.

Диссонансом требованию стран Старой Европы приостановить безвизовые отношения с балканскими странами стало требование восьми стран "младоевропейцев" из бывшего советского блока дать безвизовый режим в Шенгене Молдавии, поскольку она предоставила "многие доказательства готовности и способности для продвижения ключевых реформ в соответствии с европейскими устремлениями Республики Молдова". Молдавия, по их утверждению, "укрепила свои позиции в качестве лидера в "Восточном партнерстве". Однако повторное введение визовых отношений с Сербией, Македонией, Албанией, Черногорией и Боснией-Герцеговиной означает, что другие страны с т. н. "дорожными картами" либерализации визового режима от Косово до Турции и Молдавии не имеют в обозримой перспективе ни единого реального шанса на успех. О России и Украине вопрос даже и не ставится.