Социальная служба Финляндии вернула россиянке Анастасии Завгородней ее четверых детей. Как сообщает сегодня, 26 октября, "Вести.Ru", это событие стало полной неожиданностью и для нее, и для ее защитников.

Анастасии Завгородней совершенно неожиданно разрешили забрать детей и покинуть приют. Сейчас старшая шестилетняя дочь, двухлетние близнецы и новорожденный малыш уже дома. Сама Анастасия до сих пор не верит в случившееся. "Они пришли к решению, что нам будет лучше дома, - говорит счастливая мать. - Сказали, что работники будут навещать нас. Мы очень рады этой перемене! Мы не знаем, что повлияло на решение, почему они его так неожиданно переменили. Конечно же, мы очень рады, и очень рады дети у меня! У Вероники завтра день рождения, ей будет семь лет!"

Началось все с Вероники. В школе девочка рассказала, что папа ее шлепнул. Дальше события развивались молниеносно: инспекторы ворвались в дом к Завгородней. Отца заковали в наручники. Сначала в приют отправили троих ребят. Анастасию вместе с грудничком поместили в социальный изолятор, в комнату с решетками, где она должна была находиться до решения суда - минимум полгода. Но спустя десять дней их с ребенком тоже разлучили.

История попала в прессу, в Финляндии прошли митинги. На сторону россиянки встали сотрудники консульства РФ, громкие заявления делали в МИДе, кропотливую работу проделали юристы и правозащитники. "Можно, в принципе, считать, что вопрос семьи Завгородних закрыт, - заверил Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов. - Конечно же, если вдруг повторится какая-нибудь история или дети пожалуются, финские социальные службы не преминут опять применить карательные меры. Но в настоящее время, можно сказать, это определенная победа".

По статистике, только в 2011 году соцработники Финляндии забрали из семей около 18 тысяч несовершеннолетних - это население среднего финского города.

Очевидно, что ряд процедур, законов, да и сами методы разлучения давно нуждаются в пересмотре. Ювенальная юстиция, о которой правозащитники всего мира совсем недавно говорили как о лекарстве против насилия в семьях, явно дала сбой. "Чтобы решать проблемы русских детей в Финляндии, российские чиновники и эксперты должны создавать рабочие группы и обсуждать проблему, - говорит финский правозащитник Йохан Бекман. - Проблему законодательства, проблему разницы законов между нашими государствами. Это очень важно для благополучия наших семей". Бекман утверждает, что в финской национальной программе по борьбе за права ребенка сказано: в России избиение детей - норма, поэтому на русских детей идет настоящая охота.

И хотя победа Анастасии Завгородней внушает надежду, десятки других россиянок в Финляндии пока не могут отстоять право воспитывать своих детей. Из смешанных российско-финских семей на сегодняшний день изъяты более 50 детей. Последний случай - дело Альбины Касаткиной, у которой отобрали сына и дочь по заявлению новой жены ее бывшего мужа.