"...И тут внезапно появляется Румыния в роли спасителя": Молдавия за неделю

Москва, 28 октября 2012, 04:26 — REGNUM  

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Дело идет к "холодной войне". Энергетика: "Если все остальные еврозаигрывания Москва Кишиневу спускала с рук, то "газовый" вопрос напрямую затрагивает ее интересы, а это уже несмешно". Геополитика: "...И тут внезапно появляется Румыния в роли спасителя".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Дело идет к "холодной войне"

"Букетно-конфетный" период во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя сменился "вооруженным нейтралитетом", пишет "Кишиневский обозреватель". Дело идет к "холодной войне"?.. Приднестровье не хочет объединения с Республикой Молдова и не видит своего будущего под началом Кишинева. Об этом недавно, хоть и не официально (в Facebook) объявил президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук. "К сожалению, - говорится в его сообщении в социальной сети, - Молдавия для нас не является моделью ни с точки зрения экономики, политики, ни с точки зрения демократических стандартов. Это не критика, это констатация факта". Владимир Филат пока никак не прокомментировал заявление своего "хорошего друга": он улетел в Бухарест - получать очередные ЦУ от президента Бэсеску и румынского премьер-министра Понты.

История, как писал классик марксизма-ленинизма, развивается по спирали, продолжает "Кишиневский обозреватель". Взаимоотношения между Кишиневом и Тирасполем - яркое тому подтверждение. Все, что сейчас происходит, и все что предпринималось Филатом и Шевчуком в течение этого года в ходе переговорного процесса и реализации т.н. политики "малых шагов", давно уже прошли Воронин со Смирновым. В их отношениях был и недолгий ренессанс (апрель-август 2001 г.), и рецессия, и затяжной период "холодной войны", начало которому положила знаменитая фраза третьего президента РМ "со Смирновым и его бандой вести переговоры невозможно". У Владимира Филата и Евгения Шевчука стадия "ренессанса" получилась более продолжительной, но и они, похоже, планомерно сползают к стадии "холодной войны".

Стремительное охлаждение отношений началось сразу же после последней встречи Филата и Шевчука в Кишиневе 26 сентября, пишет "Кишиневский обозреватель". На самой встрече оба лидера много говорили о доверии. "Тот факт, что у нас оно сложилось и есть возможность встречаться и разговаривать по всем вопросам, доказывает, что на основе доверия мы сможем решать комплексные вопросы" (Владимир Филат). Евгения Шевчука в Кишиневе встречали на самом высоком уровне (в государственной резиденции - с кортежем и красными дорожками). Тем не менее, воспетая проправительственными СМИ "легендарная дружба" молдавского и приднестровского политиков "новой формации" дала трещину.

После кишиневской встречи как будто прорвало шлюзы, и началось соревнование - кто кого больнее укусит, продолжает "Кишиневский обозреватель". Уже через день после встречи с Филатом, Евгений Шевчук подписывает указ о введении специальных таможенных пошлин на товары, ввозимые из РМ - для "защиты отечественных производителей подакцизных товаров". Хотя в январе этого года сам же президент непризнанной республики отменил введенную при Смирнове 100-процентную спецпошлину на товары, поступающие из правобережной Молдавии, как контрпродуктивную в двусторонних экономических отношениях.

"Симметричный" ответ из Кишинева не заставил себя ждать, положив начало новому этапу информационной войны между двумя берегами Днестра, пишет "Кишиневский обозреватель". Служба информации и безопасности в лице замдиректора Вадима Врабие в лучших традициях воронинско-смирновской эпохи обвинила приднестровские банки в отмывании денег "местных и зарубежных финансово-преступных групп, занимающихся наркобизнесом, продажей живого товара, оружия и другими незаконными и прибыльными делами" и налоговых махинациях. Никаких конкретных примеров с цифрами и фактами г-н Врабие не привел. Видимо, поставленная перед ним задача заключалась в другом - очернить администрацию Шевчука. Что функционер СИБа и сделал: "Последние политические перемены в Тирасполе не привели к значительным изменениям в банковской сфере. Более того, нынешняя политика сепаратистской администрации направлена на экономическую и финансовую консолидацию региона в ущерб интересам Кишинева".

Заглохшая было на время филатовско-шевчуковской оттепели приднестровская идеологическая машина, с радостью включилась в запущенную Кишиневом информационную войну, продолжает "Кишиневский обозреватель". "Кишиневские власти собираются разместить на своей территории базу НАТО. В Бульбоаке соответствующим образом оснащается полигон, эта территория готовится под базу НАТО. По имеющейся у нас информации, правящий в РМ альянс пытается внести в Конституцию дополнение, позволяющее размещать на территории республики иностранные базы", - заявил в интервью "Независимой газете" председатель Комитета госбезопасности Приднестровья Владислав Финагин.

"Сам дурак", - не осталось в долгу молдавское оборонное ведомство, пишет "Кишиневский обозреватель". "Россия начала поставлять в Приднестровье не только автомобили, но и вооружение, которого до сих пор у миротворческих войск не было, и которое нехарактерно для миротворческих операций. Отмечены попытки и сепаратистских сил, и Российской Федерации включить в сценарии учений миротворцев в Зоне безопасности операции по высадке и атакам на воде. Также нас беспокоят работы по модернизации аэропорта в Тирасполе", - объявил министр обороны Виталий Маринуца.

За этим самозабвенным обменом ударами, вырисовывается суровая правда жизни - так называемая политика "малых шагов" Филата-Шевчука, похоже, зашла в тупик, продолжает "Кишиневский обозреватель". Да и была ли она вообще, эта самая политика? На днях, на встрече с первым вице-спикером Совета Федерации РФ Александром Торшиным, Евгений Шевчук заявил, что Тирасполь так и не дождался от Кишинева ответных мер на свои уступки в рамках политики малых шагов. В январе 2012 г., заявил приднестровский лидер, ПМР отменила заградительную 100-процентную пошлину для молдавских товаров в торговле с РМ. А в ответ - тишина. "Мы надеялись, что наши партнеры усмотрят в этом добрую волю, пойдут навстречу и рассмотрят ряд проблем, связанных с двойным налогообложением наших товаров, которые поступают на рынки Молдавии. Это, в частности, и налог на добавленную стоимость, который взимается с наших товаров, это некий экологический сбор, который тоже взимается с наших товаров при торговле с Молдавией".

Другой пример - закрытость информационного пространства РМ, пишет "Кишиневский обозреватель". "В качестве доброй воли впервые на территории Приднестровья транслируются два молдавских телевизионных канала. Предполагалось, что мы организуем трансляцию молдавских каналов на территории Приднестровья, а молдавские партнеры предоставят возможность выбора для граждан Молдавии, в том числе иметь доступ и к приднестровскому каналу. Однако молдавская сторона не усматривает необходимости пропорциональных шагов со своей стороны по отношению к приднестровскому информационному полю. Начинают выдвигаться определенные дополнительные требования", - пожаловался Евгений Шевчук.

К слову - еще в 2001 г. Владимир Воронин и Игорь Смирнов подписали протокольное соглашение о восстановлении общего информационного пространства, которое предусматривало установление полного паритета в распространении печатных изданий, теле- и радиопрограмм на территории Приднестровья и правобережной Молдавии, продолжает "Кишиневский обозреватель". Тогда же было подписано и соглашение "О взаимном признании действия на территории Молдавии документов, выданных органами власти Приднестровья", включая аттестаты и дипломы. Этот вопрос нынешний официальный Кишинев только собирается рассматривать. Так что протокольно-документальная часть для реализации "политики малых шагов" давным-давно готова. Все обговорено и подписано задолго до Филата и Шевчука. Нужна лишь политическая воля, чтобы запустить эти документы в действие. А вот ее как раз и нет.

В конце апреля, запуская в Рыбнице первый товарный поезд, Владимир Филат публично пообещал, что "максимум в течение двух месяцев" между Левобережьем и РМ будет возобновлено телефонное сообщение, пишет "Кишиневский обозреватель". Однако месяц назад, комментируя перспективы возобновления полноценной связи, в министерстве информационных технологий нам заявили, что пока об этом говорить рано и данный вопрос на повестке дня не стоит. Что это - саботаж или распоряжение сверху? Все факты указывают на второй вариант. В том числе и более чем спокойная реакция Владимира Филата на указ Евгения Шевчука о введении специальных таможенных пошлин на сигареты, алкогольные напитки, ГСМ и ряд других товаров, ввозимых из РМ. "Такой подход вызывает сожаление, я должен быть проинформирован. Теперь необходимо провести детальный анализ", - вот и все, что нашел сказать молдавский премьер. Судя по всему, обычно быстро выходящий из себя импульсивный Владимир Филат прекрасно знал о готовящемся указе приднестровского лидера.

Так какую же цель преследует официальный Кишинев и лично Владимир Филат, регулярно встречаясь с Евгением Шевчуком или проводя переговоры в формате "5+2 "(Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), продолжает "Кишиневский обозреватель". Объединение страны, как написано в программе действия правительства? Сомнительно. Если бы реинтеграция действительно значилась приоритетом №1, молдавские власти не совершали бы действий, которые ведут не к консолидации, а к расколу и разъединению. И не разжигали бы бессмысленных информационных войн (пусть и устами чиновника среднего звена) на тему "Шевчук такой же преступник, как и Смирнов". Пока складывается впечатление, что приднестровскую карту правительство разыгрывает исключительно ради пиара, получения грантовых бонусов от доноров на реинтеграционные цели и зарабатывания имиджевых очков в глазах внешних партнеров. Слишком уж постановочно красиво обставляются его встречи с Евгением Шевчуком - то на футбольном матче, то на концерте Лары Фабиан, то на святой горе Афон.

По мнению бывшего замминистра иностранных дел Валерия Осталепа, Владимир Филат (если он действительно жаждет реинтеграции) должен быть куда приземленней и практичней, пишет "Кишиневский обозреватель". "Не надо фотографий, концертов и полётов на Луну. Во-первых, нужно очень чётко определить, что именно для жителей приднестровского региона является принципиально важным с экономической, социальной точки зрения, и, совместно с господином Шевчуком, показать реальные результаты совместной работы. Во-вторых, следует запретить себе делать неадекватные заявления, а тем более поступки. Кто эти люди в историческом масштабе, чтобы судить о прошлом? А тем более "осуждать"? В-третьих, нужно объяснить, наконец, всем, как именно Кишинев видит решение проблемы. Но, перед этим крепко подумав. Найти поддержку этой формулы в Тирасполе, Москве, и так далее. Заявить чётко, внятно, что ни при каких обстоятельствах Молдавия не будет менять нейтральный статус государства, а главной целью власти является укрепление государственности", - заявил Валерий Осталеп.

В противном случае Приднестровье будет для РМ окончательно и бесповоротно потеряно. О чем Российская Федерация уже предупредила Кишинев: на днях выступая в Тирасполе по случаю 220-летия основания города, посол МИД РФ по особым поручениям Сергей Губарев прямо заявил, что утрата Молдавией суверенитета или нейтралитета может привести к признанию Россией независимости Приднестровья, подводит итог издание.

В минувший вторник российская "Независимая газета" сообщила сенсационную новость: власти Молдавии планируют разместить на своей территории базу НАТО, пишут "Молдавские ведомости". Издание ссылалось на председателя Комитета госбезопасности Приднестровья Владислава Финагина. "Военный полигон неподалеку от молдавского села Бульбоака власти РМ готовят под базу для НАТО", сообщила газета. "По имеющейся у нас информации, правящий в РМ альянс пытается внести в Конституцию дополнение, позволяющее размещать на территории республики иностранные базы", - процитировало издание Финагина.

В Кишиневе пытаются смягчить возможные последствия заявления Финагина, продолжают "Молдавские ведомости". В руководстве генштаба Нацармии его назвали "в корне неверным". "Действительно, недавно президент Николай Тимофти подписал Соглашение с представителями правительства США о военном сотрудничестве в рамках миротворческих операций ООН, - дал свой комментарий информагентству Инфотаг директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару. - В рамках этого документа Вашингтон выделяет 1,5 млн долл., в том числе на переоснащение полигона в Бульбоаке. Такого рода соглашения подписаны у США с десятками стран, а за последнее пятилетие курсы подготовки миротворцев прошло порядка 75 тыс. военнослужащих".

США всегда готовы воевать и давно приноровились использовать в своих боевых действиях человеческие ресурсы других стран, пишут "Молдавские ведомости". Те, впрочем, редко отказываются пособить. Невыгодно. Молдавия также заявила, что считает честью для себя участие молдавских миротворцев в американских миссиях. Однако история с мнимой базой НАТО - очередной эпизод совсем другой истории. На днях замдиректора Службы информации и безопасности Вадим Врабие заметил, что через банковскую систему Приднестровья по-прежнему отмываются деньги. КГБ ПМР тут же парировало заявлением о том, что молдавские чиновники "целенаправленно пытаются дискредитировать деятельность различных госструктур Приднестровья с целью искусственной дестабилизации их функционирования и навязывания форм контроля со стороны Молдавии". Ну а после возникла история с базой НАТО.

Дыма без огня, как известно, не бывает, продолжают "Молдавские ведомости". Приднестровцы пытаются прикрыть свои выходки позицией России. Дескать, начали не они. Мол, еще в середине сентября на окончательное скатывание Молдавии под НАТО намекал, находясь в Тирасполе, посол по особым поручениям МИД России Сергей Губарев. Он тогда заметил, что "в случае утраты Республикой Молдова суверенитета или нейтралитета Россия вернется к вопросу реализации Приднестровьем права на самоопределение". Это заявление в Приднестровье и расценили, как руководство к действию.

Действовать они принялись с энергией поистине разрушительной, пишут "Молдавские ведомости". Во всяком случае, следует ждать отката в наладившемся было переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта. Никаких прорывов эти переговоры пока не дают, но они формируют контекст для обсуждения базиса для будущего воссоединения страны. И здесь действительно были достигнуты результаты - все вовлеченные в переговорный процесс стороны согласились взвесить за и против реинтеграции на основе федеративной модели (возможность реализации "реинтеграции на основе федеративной модели" была в очередной раз единодушно отвергнута как сторонами, так и другими участниками переговоров, а также экспертным сообществом сторон в ходе обсуждения распространенного 15 августа анонимного "плана приднестровского урегулирования" на официальном бланке ОБСЕ, предполагающего федерализацию территории бывшей Молдавской ССР - прим. ИА REGNUM). Еще недавно эта модель отвергалась безоговорочно. Наверняка, теперь следует ждать и взрыва возмущения в Кишиневе. Самого разного рода русофобы сейчас с новой силой во всю глотку заверещат о российской угрозе, которая душит будущее Молдавии. На правом берегу Днестра и без того до предела накалены страсти, общество разделилось на радикальных евроинтеграторов и евроскептиков; буйным цветом цветут национализм и идеологическое фальсификаторство. В такой ситуации легко допустить предположение, что приднестровские спецслужбы сработали по договоренности с самыми заядлыми кишиневскими унионистами. Кому еще на руку сыграл КГБ ПМР?

В середине следующего месяца, после полуторагодового перерыва, в Кишиневе соберется молдавско-российская межправкомиссия, а также съедутся бизнесмены на первый за долгие годы форум деловых людей, продолжают "Молдавские ведомости". Если у приднестровцев был расчет максимально снизить эффективность этих мероприятий, то они на верном пути. "Не путайте туризм и ПМЖ", - советует весьма популярный анекдот. Но подобно бывшей приднестровской администрации нынешняя, по всему, тоже решила жить и питаться восторгами и мечтами.

Независимость Приднестровья невозможна. И не нужна России, утверждают "Молдавские ведомости". Кремль готов помочь Приднестровью вылезти из нищеты, но он не намерен его содержать вечно. Москва выступает гарантом приднестровского урегулирования, но в ее планы не входит до бесконечности выслушивать отповеди за мнимую вину в том, что конфликт затянулся слишком надолго. Молдавская власть слаба и недальновидна. Она дает приднестровцам массу поводов для здорового политического торга. Но Тирасполь предпочел плюнуть против ветра и развязал банальную "холодную войну" по самым низкопробным шаблонам, подводит итог издание.

Отношения между Кишиневом и Тирасполем, после краткой оттепели, возвращаются к традиционному холоду, пишет "Панорама". В последнее время стороны обмениваются взаимными обвинениями, которые рискуют отбросить эти отношения к периоду полной заморозки времен третьего президента Молдавии и первого лидера Приднестровья (история с Меморандумом Козака, личная ненависть Воронина и Смирнова друг к другу).

Если смотреть в корень, то причина этого похолодания состоит в том, что новому руководству Молдавии, пришедшему к власти после Воронина, не удалось коррумпировать, при помощи Запада, новое руководство Приднестровья, пришедшее к власти после Смирнова, продолжает "Панорама". С самого прихода Евгения Шевчука к власти в отношении него отменили запрет на поездки в Европейский союз и организовали как самому лидеру Приднестровья, так и главе его внешнеполитического ведомства Нине Штански ряд приятных во всех отношениях поездок в самые живописные места Баварии. Им как бы давали понять: смотрите, как здесь красиво, видите ― вокруг виллы российских чиновников и бизнесменов, рядом может появиться и ваша, отсюда можно быстро, хотите, через Мюнхен, хотите, через Инсбрук, съездить в Цюрих, там на каждом углу отделения банков, и открыть и вам счета, только подмигните... Не получилось. Этого и следовало ожидать. Во-первых, любого приднестровского руководителя, который пошел бы на это, можно считать (политическим) трупом. Во-вторых, Россия может предложить лидерам Приднестровья не меньше, чем ЕС, не говоря уже о Кишиневе, который просто вообще ничего им предложить не может. Разве что совместную контрабанду сигарет в ЕС, но это как-то уж слишком мелко.

В результате переговорный формат "5+2" превращается в турбюро по организации экскурсий за казенный счет для дюжины политических лидеров, чиновников и дипломатов, а на деле стороны переходят к форсированию взаимоисключающих проектов по укреплению собственных позиций, пишет "Панорама". О планах Кишинева проговорился в своем блоге лондонский эксперт Нику Попеску, бывший советник премьер-министра Влада Филата по внешней политике. Молдавии, считает Попеску, нужна передышка в два-три года, чтобы выйти на новую фазу своих отношений с ЕС (соглашения об ассоциации, либерализации визового режима, свободной торговле). За это время Молдавии важно не получить неожиданный удар в спину со стороны России, для чего нужно с ней не ссориться, как Украина и Грузия в нулевые годы. Укрепив свои отношения с ЕС, Молдавия упрочит и свои позиции по приднестровской проблеме и в отношениях с Россией. А там жизнь подскажет, что делать, или чего не делать, дальше. Логика Мальчиша-Кибальчиша: нам бы день простоять, да ночь продержаться... Точно так же, кстати, ведет себя и приднестровская сторона, только движется она в прямо противоположном направлении ― Таможенного и Евразийского союзов.

На мезебергских договоренностях России и Германии по поводу Приднестровья (в меморандуме, подписанном по итогам состоявшейся 5 июня 2010 года в Мезеберге встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорится о намерении сторон рассмотреть возможность создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, одним из направлений работы которого станет разрешение молдавско-приднестровского конфликта; при этом Германия не является участником ни одного из форматов урегулирования на Днестре - прим. ИА REGNUM) можно поставить крест, продолжает "Панорама". На сегодня ни у кого никакого плана по Приднестровью нет. От тактики умиротворения тираспольских лидеров Брюссель может вернуться к санкциям, снова запретив им въезд в ЕС. Придется Шевчуку и Штански вместо прекрасного голубого Дуная любоваться берегами родного Днестра, а также Москва-реки и Днепра. И что дальше? Реальное приднестровское урегулирование, означающее фактическое упразднение как РМ, так и ПМР в их нынешнем виде, и создание нового Молдавского государства ― это слишком масштабный, глобального уровня проект, который никто ни на правом, ни на левом берегу не хочет, да и не может реализовать. Тактика же малых шагов снова оборачивается топтанием на месте. В тупике, подводит итог издание.

Приднестровская тематика после дружных и в то же время абсолютно фальшивых мнений о намечающемся прорыве в урегулировании опять становится скучной, пишет "НИКА-пресс". Так было не единожды: сначала стороны под "кнутами и пряниками" или потому, что просто так надо, говорили, что идут друг другу навстречу, потом ощетинивались, иллюстрировали приверженность государственным ценностям "соответствующими" заявлениями, расходились по своим берегам, а оттуда общались, т.е. переплевывались. Нынешнее положение дел в урегулировании опять наглядно указывает всем его участникам - политикам, чиновникам, экспертам, что за переговорщиками времен первого молдавского президента Снегура по-прежнему сохраняется статус самых эффективных. Все, что было до подписания московского Меморандума-97, складывалось в пользу двух берегов и постепенно очерчивало контуры будущего государства. Тогда еще никто не боялся слова "федерализация", а смирновские и снегуровские переговорщики вели нудную работу, понимая, что окончательное урегулирование ознаменуется непростыми спорами не о статусе Приднестровья, а о его полномочиях в рамках Республики Молдова.

Удивительное дело, к устойчивому миру, к истинному урегулированию успешно шли те, кто еще года два-три назад смотрели друг на друга через прицелы (в ОКК от Кишинева и Тирасполя тогда были сплошь воевавшие с обеих сторон), а сегодня, когда в рядах переговорщиков с обоих берегов нет ни одного, кто бы сидел в окопах, процесс либо останавливается, либо идет в тупик, продолжает "НИКА-пресс". Значит, ошибаются не только те, кто считает приднестровский вопрос самым легким из всех этническо- территориальных на постсоветском пространстве, но и те, кто считает, что "не опаленным боями на Днестре" договориться будет легче.

Есть, впрочем, в новой "приднестровской скуке" свои нюансы, в том числе и настораживающие, пишет "НИКА-пресс". И порой кажется, что среди участников переговоров, активных наблюдателей за ними и высоких чиновников носится вирус то ли забывчивости, то ли равнодушия, то ли незнания предмета, то ли неспособности к самостоятельной деятельности, то ли лени... Приехал из Москвы в Тирасполь высокопоставленный мидовский чиновник Губарев и сказал про ключ к урегулированию. Оказывается, что он не где-то, а в Кишиневе и Тирасполе. При этом Москва со всеми ее экспертными и политическими потрохами уже давно не скрывает, что хотела бы видеть Молдавию федеративной. Про ключ нам понятно давно, как и понятно, что ни Тирасполь, ни Кишинев на федерализацию не согласятся, но, допустим, как только они, отыскав этот пресловутый ключ, договорятся о чем-то своем и ином, Москва обязательно вмешается.

Замминистра Карасин говорит об урегулировании: "на сегодня реально не решен ни один вопрос". Как будто ни ему, ни нам всем не понятно, что он "реально" решен никогда не будет, поскольку тактика "малых шагов" вредна, потому что лжива, убыточна, потому что уходит время, глупа, потому что эти шаги не направлены никуда, продолжает "НИКА-пресс". Допустим, что друг к другу. Ну, и сблизятся Тирасполь и Кишинев. Вот сблизились - а теперь куда? В разные стороны, согласно их убеждениям, устремлениям и доктринам. Только "альтернативно одаренные люди" (так корректно следует называть дураков и сумасшедших) поверят, что если нет понимания, куда и для чего идти, то можно дойти до цели.

Молдавский премьер Филат сказал (два раза за несколько месяцев), что готов полететь на Луну, только бы реинтегрировать Молдавию, пишет "НИКА-пресс". Ладно, Луна - образ, объявление о том, что Молдавия готова потратить кучу усилий, чтобы... А интегрировать как? Федерация, конфедерация, особый статус Левобережья в составе Молдавии? Опять эта дорога без цели, направления и сроков. Бег по "приднестровскому кругу"? Похоже, так. И про ключ давно сказано, и про Луну, и про эффективность "семерки", и про сохранение независимости, и про "с учетом приднестровских реалий", и всякое разное. А стороны все отдаляются, все сильнее злятся, все нервнее становятся их встречи для исполнения ритуального танца "малые шаги". Кто из нас сумасшедший? Когда же кто-то из непосредственных участников процесса принимается нам, нетерпеливым, объяснить, что не все так просто в урегулировании, то подобные объяснения заставляют задавать этот неприличный вопрос еще громче и чаще, подводит итог издание.

Представители Приднестровья после шестилетнего перерыва возвращаются к участию в работе молдавско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По договоренности Кишинева и Тирасполя, приднестровцы получат в межправкомиссии статус независимых наблюдателей, что политически устраивает обе стороны. Куда сложнее идут переговоры двух берегов Днестра в транспортных вопросах. Как выяснил "Ъ-MD", в этой сфере они увязли в противоречиях и взаимных условиях.

Как сообщила "глава МИД Приднестровья Нина Штански, представители Тирасполя примут участие уже в ближайшем заседании межправкомиссии, которое состоится 15-16 ноября в Кишиневе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Уровень представительства приднестровской стороны на заседании пока не определен. В ближайшее время этим вопросом намерен озадачиться лично президент Приднестровья Евгений Шевчук. В то же время уже сегодня стороны решили, что представители Приднестровья в межправкомиссии получат статус независимых наблюдателей с правом участия в дискуссиях по темам, связанным с ситуацией вокруг приднестровских предприятий и экономических агентов.

Вопрос возвращения приднестровских представителей к работе в рамках молдавско-российской межправкомиссии обсуждался и в ходе визита на прошлой неделе в Кишинев и Тирасполь посла МИД РФ по особым поручениям Сергея Губарева, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Однако до самого последнего момента исход переговоров был неясен. Основные противоречия между сторонами возникли вокруг наиболее щекотливого и политизированного вопроса - о статусе приднестровских участников комиссии. Лишь сегодня Кишиневу и Тирасполю, наконец, удалось поставить точку в этом вопросе.

Участие приднестровских представителей в работе молдавско-российской межправительственной комиссии практиковалось и ранее - вплоть до 2006 года, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тогда Кишинев ввел в отношении Приднестровья ряд мер экономического характера, которые власти ПМР расценили как экономическую блокаду (результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM), и отношения резко охладились. С тех пор приднестровцы на заседаниях межправкомиссии не появлялись. Впрочем, как сообщил экс-глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак, в период 2006-2011 годов встречи в рамках межправкомиссии вообще проходили достаточно редко. Помимо блокадных мер, введенных против приднестровской экономики в 2006 году, господин Ястребчак указывает и на другие причины неучастия Тирасполя в работе комиссии: "В тот период отсутствовал реальный механизм, который позволял бы приднестровскому государству и бизнесу быть услышанным в рамках двустороннего российско-молдавского диалога. Тем более что Кишинев зачастую спекулировал интересами приднестровских предприятий, работавших на российских рынках, тем самым стремясь добиться восстановления прерванного диалога с Москвой. В частности, именно молдавская сторона несколько раз блокировала договоренности о производственной кооперации, отчетливо осознавая, что в этом заинтересованы именно приднестровские предприятия". При этом, по словам бывшего главы приднестровской дипломатии, для Тирасполя защита интересов и приднестровских предприятий, и российских инвесторов всегда являлась одним из главных приоритетов. "Если в настоящее время выработан соответствующий законодательству и интересам ПМР механизм участия приднестровских органов государственной власти и заинтересованных экономических агентов в работе межправкомиссии РФ - РМ, это остается только приветствовать, тем более что это может стать важной составной частью реализации евразийских устремлений Приднестровья", - подчеркнул господин Ястребчак.

Также на состоявшемся заседании приднестровская сторона передала молдавским коллегам на рассмотрение проект нового дизайна номерных знаков для транспортных средств Приднестровья, осуществляющих международные перевозки, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Как сообщила "Ъ-MD" Нина Штански, эскиз новых номеров предполагает присвоение перевозчику номера типа "AB" с пятизначным числом, а сам автомобильный номер будет выполнен в желтом цвете. В верхней части номерного знака предполагается разместить электронный QR-код, который позволит получать из специальной базы данных необходимую информацию о транспортном средстве и обладателе номерного знака. В процессе обсуждения на данный момент находится принципиальный для сторон вопрос: где будет размещена эта база данных. В случае согласования представленных эскизов и других технических аспектов проблемы приднестровские перевозчики смогут осуществлять международные грузовые и пассажирские перевозки, в том числе в страны ЕС. Пока предполагается, что новые знаки будут выдаваться только приднестровским международным перевозчикам, в то время как обычным приднестровским автовладельцам решения проблемы передвижения в западном направлении придется подождать. Причем даже приблизительные сроки ожидания стороны пока назвать затрудняются.

Работа молдавско-приднестровской экспертной группы по вопросам автомобильного транспорта, к слову, вызывает наибольшие нарекания обеих сторон, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Нина Штански отозвалась о результатах деятельности профильных экспертов крайне негативно: "Они близки к тому, чтобы оказаться в тупике". Впрочем, этот тупик имеет не только техническо-экспертное, но и политическое измерение. Так, источник в молдавском МИДЕИ отметил, что в транспортной сфере между сторонами к нынешнему моменту образовался целый узел противоречий и взаимных условий. К примеру, молдавская сторона увязывает прогресс в вопросе автомобильных номеров с проблемой "дозволов" - разрешительных документов, выдаваемых Кишиневом приднестровским перевозчикам. Логика Кишинева проста: "Нет решения по автономерам - нет дозволов". Напомним, молдавский Минтранс уже год не выдает "дозволы" приднестровским пассажироперевозчикам, в том числе работающим в направлении Украины и России. В свою очередь, приднестровская сторона увязывает проблему "дозволов" с давно ожидаемым открытием моста через Днестр в районе села Гура Быкулуй. Данные вопросы, по информации "Ъ-MD", также обсуждались на сегодняшней встрече сторон. Однако существенного прогресса в распутывании политико-технического узла противоречий пока не достигнуто, подводит итог издание.

Энергетика: "Если все остальные еврозаигрывания Москва Кишиневу спускала с рук, то "газовый" вопрос напрямую затрагивает ее интересы, а это уже несмешно"

Республика Молдова на ежегодном заседании европейских министров по энергетике 18 октября ходатайствовала об отсрочке на 4 года - до 2020 года - срока внедрения III энергетического пакета ЕС, пишет государственное информационное агентство Moldpres. Совет министров Энергетического сообщества принял решение одобрить перенос внедрения энергетического соглашения, в частности область, касающуюся рынка природного газа. Это не простая формальность, несмотря на то, что официальные лица Европейского союза объявили о поддержке Республики Молдова.

III энергетический пакет - это новый пакет, продолжает Moldpres. И как все новое, трудно внедрялся в некоторых странах ЕС. Изначально крайний срок его внедрения был установлен 3 марта 2011 года. Затем по запросу некоторых государств срок был продлен еще на один год. Восьми странам, в том числе Румынии, Эстонии и Болгарии, не удалось внедрить III энергетический пакет. В апреле 2012 года пять государств получили предупреждение от Европейской комиссии, что против них будут поданы иски за несоблюдение европейских рамок. ЕК установила новый срок для внедрения III энергетического пакета - 2014 год. Следовательно, существовали проблемы во многих странах-членах ЕС. Задержка в случае с Молдавией не является исключением.

На уровне организаций ЕС молдавские власти нашли понимание и поддержку, пишет Moldpres. Отсрочка "была строго согласована с нашими партнерами из Европейской комиссии, в том числе с комиссаром по энергетике", - заявил премьер-министр Влад Филат. Неделей раньше ежегодного заседания европейских министров по энергетике еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер призвал государства-члены ЕС помочь Республике Молдова. Он обвинил Россию в "чистом шантаже" и в "неприемлемом" поведении по отношению к Кишиневу. А несколькими днями позднее глава Делегации Европейского союза в Молдавии Дирк Шубель заявил, что отношения Республики Молдова с ее энергетическими партнерами находятся в правильном направлении. Высокопоставленный чиновник ЕС сказал, что "у нас нет никаких сомнений, что Молдавия должна быть частью Энергетического сообщества. Это не первый случай отсрочки от сроков внедрения, и мы понимаем ситуацию, в которой находится Молдавия".

В случае с Молдавией речь идет об отделении транспортной деятельности от поставок и распределения природного газа в компании "Молдова-газ", продолжает Moldpres. Российский концерн "Газпром", который владеет мажоритарным пакетом в совместном предприятии, опасается, что в результате этого разделения пострадают его инвестиции в Республике Молдова. Российский поставщик газа требует гарантий, что не проиграет после создания двух компаний, одна из которых будет управлять транспортировкой газа и другая - поставками и распределением газа. Понятно, что компания обеспокоена своим будущим. Однако проблема, характер которой больше экономический, стала чисто политической. После заявлений российского министра энергетики Александра Новака, который сказал, что если Республика Молдова, хочет получить 30% скидку на импортированный "Газпромом" газ, она должна отказаться от внедрения III энергетического пакета, последовали не менее категоричные заявления. Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин заявлял, что Молдавия не может рассчитывать на снижение цены на газ и подписание долгосрочного контракта на его поставку без устранения рисков для "Газпрома" в связи с переориентацией на сотрудничество с Европой в области энергетики.

Республика Молдова ходатайствовала перед Советом министров Энергетического сообщества о четырехлетней отсрочке, которая позволит найти взаимоприемлемое решение, в том числе и для "Газпрома", пишет Moldpres. Об отказе от энергетических соглашений с ЕС нет и речи. "Республика Молдова никогда не намеревалась выйти из Европейского энергетического сообщества", - заверяет премьер Влад Филат.

Энергетический гордиев узел, которым стал III пакет, возможно, удастся разрубить, продолжает Moldpres. В уравнении надежного с точки зрения энергетической безопасности будущего самым важным является движение вперед вопреки отсрочке внедрения III пакета. Это означает создание функционального энергетического рынка и подключение к альтернативным источникам. "С точки зрения правил игры мы относимся к энергетическому рынку ЕС", - заявил недавно вице-премьер, министр экономики Валериу Лазэр. Однако, отметил он, следует обеспечить физическое взаимоподключение с этим рынком. Вот почему и уделяется такое упорное внимание строительству газопровода Унгень-Яссы, прокладке межсистемных линий электропередачи. По мнению бывшего советника премьер-министра Нику Попеску, этот рынок следует развивать "практически с нуля, при том, что пока не существует ни доступа к альтернативным источникам газа, ни должной инфраструктуры".

Крайне важно разработать "дорожную карту", рассчитанную до 2020 года, и предусмотреть в ней четкие сроки и действия, с тем, чтобы в 2020 году интеграция в Энергетическое сообщество ЕС стала необратимой, уверены эксперты, которые хорошо знают этот предмет, пишет Moldpres. В Энергетической стратегии до 2030 года власти поставили перед собой амбициозную цель - чтобы Молдавия вновь стала активным игроком на региональном энергетическом рынке (Молдавия никогда не являлась не только активным, но и вообще каким-либо игроком на региональном энергетическом рынке, поскольку не имеет собственных энергоресурсов, а осуществляемый через ее территорию транзит является второстепенным - прим. ИА REGNUM). Много будет зависеть от того, что удастся сделать за следующие 8 лет, то есть до 2020 года, когда наступит момент для внедрения III Энергетического пакета, подводит итог агентство.

Премьер-министр РМ Владимир Филат предпринял очередную попытку договориться о контракте на поставку в Молдавию газа из России, пишет "Панорама". После того, как министр экономики Валерий Лазэр привез из Европы отсрочку на 4 года по Третьему энергетическому пакету - бельму на глазу "Газпрома" - Филат провел телефонный разговор со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым. Успех министра Лазэра, сумевшего прийти к соглашению с ЕС о том, чтобы отодвинуть срок выполнения Молдавией условий Третьего энергетического пакета с 2017 до 2020 года, позволил Владимиру Филату разговаривать с Россией более предметно. До этого, в сентябре, Филат отправился в Москву договариваться о новом контракте на поставку газа, где его приняли на высшем уровне - российский премьер Медведев и президент Путин. Но обратно он приехал с пустыми руками - с ним им не о чем было разговаривать, потому что и ему нечего было предложить взамен.

Напомним, "Газпром" не хочет подписывать с Молдавией новый контракт, пока та "ведет шашни" с Евросоюзом по вопросам энергетики - внедряет "Третий энергетический законодательный пакет", продолжает "Панорама". Если все остальные еврозаигрывания Москва Кишиневу спускала с рук, то "газовый" вопрос в рамках Третьего энергопакета напрямую затрагивает ее интересы, а это уже несмешно. Дело в том, что помимо прочего Энергопакет предполагает масштабное реформирование предприятия, заведующего поставкой газа потребителям. В частности, одно из условий - отделить от него распределительные и транзитные сети. А в Молдавии сегодня и поставку, и распределение газа держит в своих руках госпредприятие "Молдова-газ", половина акций которого принадлежит "Газпрому".

По мнению Вячеслава Ионицэ, депутата от Либерально-демократической партии и главы парламентской комиссии по бюджету, рынку и финансам, плюс Энергопакета в том, что он устанавливает прозрачные правила, которые будут способствовать справедливому ценообразованию в газоэнергетическом секторе, пишет "Панорама". "Если его предписания вступят в силу, выиграют все участники рынка. Минусов я не вижу", ― заметил Ионицэ.

Молдавия не будет расставаться с Третьим энергетическим пакетом даже ради 30-процентной скидки за поставляемый газ, которую обещает Россия, продолжает "Панорама". Спикер парламента Мариан Лупу подтвердил недавно, что позиция правящего Альянса по участию Молдавии в Европейском энергетическом сообществе осталась неизменной - Энергопакету быть. Пусть и к 2020 году.

Но что означает подобная отсрочка для Молдавии, которая активно стремится тесно интегрироваться с ЕС, но у которой еще сохранились и функционируют газовые сети, оставшиеся от старой советской энергосистемы? - пишет "Панорама". Эксперт по энергетике Idis Viitorul Ион Мунтяну негативно оценивает такую перспективу. "Это будет выглядеть несерьезно для нашей страны, которая чуть более года назад обязалась внедрять Третий энергопакет ЕС. Имеются уже проекты, надежные партнеры, да и первые положительные результаты сотрудничества с европейскими энергетическими компаниями. Есть риск, что, нарушив партнерство с ними, Молдавия потеряет дорогие четыре года и надолго отстанет в процессе реформирования своего энергетического комплекса. А это чревато потерей энергобезопасности", - сказал Мунтяну. Эксперт подчеркнул также, что пресловутый газовый долг Молдавии не так уж и велик перед "Газпромом", долгие годы снисходительно относившимся к плохому менеджменту своих газовый сетей в Приднестровье, задолженность которого перед российским концерном давно превысила $3 млрд (и юридически тоже числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM).

Геополитика: "...И тут внезапно появляется Румыния в роли спасителя"

Экономика Республики Молдова трещит во всех суставах и по всем статьям, пишет Jurnal de Chisinau. Статистика представляет новые тревожные цифры по промышленному производству. Министерство экономики пересматривает свои оптимистичные прогнозы на следующий год именно тогда, когда проект бюджета отправился в парламент на рассмотрение.

Ситуация усложняется и в политическом плане, потому что Республику Молдова всё больше и больше затягивает "водоворот" второго потока геополитического противостояния, продолжает Jurnal de Chisinau. С одной стороны, обещание подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, Соглашение о свободном, углубленном и всеобъемлющем обмене, и особенно перспектива безвизового режима с ЕС для молдавских граждан, усиливает проевропейский курс страны и укрепляет Альянс за евроинтеграцию. С другой стороны, ухудшение экономической ситуации стимулирует внешних и внутренних апостолов Евразийского союза активнее продвигать свою идею. Москва ищет новые рычаги давления на Кишинёв и, следовательно, на общественное мнение в РМ, чтобы убедить народ отказаться от Европы в пользу России. Никогда прежде рычаг "Газпрома" не использовался так открыто против кишинёвских властей. Усиливаются действия и в приднестровском направлении. Представители России хотят заставить нас поверить в то, что от Кишинева требуется небольшой компромисс, и "проблема будет решена", а Тирасполь открыто заявляет, что этот компромисс должен предполагать интеграцию в евразийское пространство, а не в европейское.

"Пятая колонна" - средства массовой информации и прорусские партии - сейчас более активны в антизападной пропаганде, чем когда-либо ранее, пишет Jurnal de Chisinau. Их небольшие, но шумные партии, пытаются создать впечатление, что "молдаване передумали" и больше не хотят в ЕС, а стремятся в противоположную сторону. После парламентских каникул и ПКРМ внезапно радикализировалась, угрожает массовыми акциями протестов в том случае, если власти не дадут зелёный свет на проведение референдума по вопросу присоединения к Таможенному союзу Россия-Белоруссия-Казахстан.

Хорошая новость состоит в том, что Европа не собирается бросать нас на самостоятельную борьбу с "Голиафом", продолжает Jurnal de Chisinau. Слово "шантаж", которое боялся произнести премьер-министр Влад Филат, вернувшись из Москвы, сказал комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер. Россия шантажирует РМ, чтобы убедить её отказаться от реализации третьего энергетического пакета, а это приведёт к исключению Молдавии из Европейского энергетического сообщества. Эттингер призвал страны ЕС прийти на помощь Молдавии и принять отсрочку по просьбе Кишинёва по "деструктуризации" предприятия "Молдова-газ", в котором "Газпрому" принадлежит 50% акций. И тут внезапно появляется Румыния в роли спасителя, обязавшегося частично профинансировать и реализовать до конца 2013 года проект газопровода Яссы-Унгены, который будет транспортировать 1,5 миллиарда кубических метров газа в год. Таким образом, на территорию РМ без Приднестровья может поставляться газ (Румыния сама импортирует из России от 30% до 42% от объема потребляемого ей газа. А найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM).

Послание Гюнтера Эттингера о присоединении к европейскому энергетическому сообществу было адресовано не столько власти, сколько оппозиции и молдавскому обществу, пишет Jurnal de Chisinau. Дирк Шубель, глава Делегации ЕС в Молдавии также подчеркнул это, заявив, что Республика Молдавии должна решить, в каком направлении она движется - к ЕС или к Таможенному союзу Путина, ведь эти векторы несовместимы. Партии, утверждающие о возможности вступления в путинский проект, не отказываясь от ЕС, нагло врут гражданам.

Неожиданный визит президента еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, что состоится в конце ноября, отвечает срочной необходимости обратиться к молдавскому обществу, показать, что Европа нуждается в нем, что евроинтеграция - это не химера, как пытаются продемонстрировать пророссийские партии, что мы близимся к тому моменту, когда будем вознаграждены за наши усилия: мы сможем свободно передвигаться по ЕС, а наши производители получат доступ к европейскому рынку, продолжает Jurnal de Chisinau. Немаловажным является тот факт, что отношения Молдавии с ЕС будут "узаконены" под формой соглашения об ассоциации, которое должно содержать положения относительно развития этих отношений. В данном сложном экономическом, политическом и геополитическом контексте "история успеха" Республики Молдова нескоро превратится в историю успеха своих граждан, если лидеры АЕИ не откажутся от партийных интересов и не сосредоточат внимание на реформах, которые невозможно больше откладывать. "Основополагающее изменение качества жизни людей", как на днях пообещал Филат в ходе конгресса Европейской народной партии в Бухаресте, нуждается в серьезных усилиях. Но, кажется, что лидеры Альянса все еще не окончили делить полномочия, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.