Молдавско-приднестровское урегулирование: "Считать нас "слабаками" со стороны Кишинева было, по крайне мере, глупо". Демаркация границы с Украиной: "Мы должны терпеливо убеждать Украину, что союзные Румынии власти РМ - враги Украины, а мы - её друзья". Политика: "В Приднестровье появятся свои Джулианы Ассанжи". Верховный совет: "Депутаты из лагеря сторонников президента намерены поддержать религиозный фундаментализм". Общество: "Любого оппозиционера теперь можно закрыть в Приднестровье, как в клетке".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Считать нас "слабаками" со стороны Кишинева было, по крайне мере, глупо"

Президент Евгений Шевчук вернул специальные таможенные пошлины на ввозимые в Приднестровье из Молдавии подакцизные товары, пишут "Профсоюзные вести". Напомним, 100% пошлина на импортируемые молдавские товары была введена в 2006 году как наш ответ на экономическую блокаду, развернутую Молдавией (результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM). В 2012 году Евгений Шевчук в знак доброй воли, в рамках взятого новой властью курса на устранение существующих противоречий между Приднестровьем и Молдавией, своим указом отменил таможенные пошлины в отношении молдавских товаров, поступающих в республику.

Кроме этого решения, республика открыто делала и другие "малые шаги" для решения копившихся годами между ПМР и РМ проблем в социальной, гуманитарной, экономической сферах (при этом президента его оппоненты "разделывали под орех", обвиняя "в сдаче республики"), ожидая от Кишинева ответных шагов, продолжают "Профсоюзные вести". Однако их - ни больших, ни малых - не последовало (уступка в виде возврата подлинников приднестровских документов при нострификации - не в счет). На состоявшейся 26 сентября встрече Евгения Шевчука с премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом приднестровская сторона тоже ждала со стороны Молдавии не "болтовни", а конкретных, действенных шагов навстречу, но Кишинев "затуманил" даже гарантии по неиспользованию моста в районе сел Бычок и Гура-Быкулуй в военных целях.

В данной ситуации удивляет наивность Кишинева, который, видимо, рассчитывал, что такая политика односторонних уступок будет продолжаться и далее, пишут "Профсоюзные вести". Считать нас "слабаками" с его стороны было, по крайне мере, глупо - подписав указ о возврате пошлины, президент Евгений Шевчук симметрично отреагировал на действия молдавских коллег, показав им, как сильно они заблуждались по поводу нашей "слабости", подводит итог издание.

События осени 2012 года свидетельствуют о том, что "медовый месяц" молдавско-приднестровских отношений закончился, пишет "Лента ПМР". Ему на смену пришла холодная и полная скандальных заявлений осень. Такую точку зрения высказал парламентарий, председатель комиссии по внешней политике и международным связям Дмитрий Соин. Депутат заявил: "Стороны конфликта устали ждать удобных для себя решений и действий. Так Молдавия не добилась от Тирасполя включения в повестку дня Венских переговоров вопроса о политическом статусе Приднестровья в составе территориально целостной Молдавии. В свою очередь Тирасполь не смог решить в Кишиневе стратегических вопросов в сфере финансов, экономики, транспорта, а также по признанию приднестровских документов и автомобильных номеров. Судя по всему, Кишинев продолжает блокировать открытие в столице ПМР российского консульства, и это при том, что в республике проживает около 150000 граждан Российской Федерации. В совокупности эти обстоятельства дали толчок взаимным упрекам, а порой и жестким обвинениям. Так буквально в эти дни спецслужба Молдавии - СИБ - обвинила приднестровские банки в тягчайшем финансовом преступлении - отмывании денег. Но и Тирасполь не остался в долгу - была введена снятая в январе пошлина на ввозимые в ПМР товары из Молдавии. Также президент Шевчук лично и через государственные СМИ заявил о банкротстве политики "мелких шагов", которая себя не оправдала, не принесла результатов и разочаровала, как правящие элиты, так и население Приднестровья. У меня есть основания полагать, что это лишь первый и не самый жесткий обмен ударами. Тем более, что после заявлений Сергея Губарева Тирасполь воодушевлен прямой и беспрецедентной поддержкой России. Скорее всего, в обозримой перспективе конфликт между Кишиневом и Тирасполем будет нарастать. Его объективно усилят экономические и социальные проблемы. Надеюсь, что речь будет идти только о "холодной войне". Важно даже в таких условиях сохранять мир и спокойствие на берегах Днестра", - подчеркнул в заключение Дмитрий Соин.

Между тем Москва впервые на дипломатическом уровне так четко и конкретно поддержала Тирасполь в его диалоге с Кишиневом, продолжает "Лента ПМР". Это следует из комментариев, которые продолжает давать посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев. В частности, в эксклюзивном интервью Radio Europa Libera российский дипломат подверг критике неуступчивость Молдавии в диалоге с Приднестровьем и сам подход к урегулированию конфликта, когда на первое место ставятся вопросы политического и статусного характера. По мнению Сергея Губарева, в этом главная причина провала всех попыток урегулировать отношения Кишинева и Тирасполя. Зато позиция и подходы президента ПМР Евгения Шевчука импонируют представителю МИДа РФ. Особенно тактика "малых шагов", которая направлена на решение проблем граждан, повышение их уровня жизни и правовой защищенности. В заключение Сергей Губарев подчеркнул, что Кишинев не демонстрирует адекватных ответов на приднестровские инициативы и посоветовал отнестись к этому по-другому, ища компромиссы с Тирасполем.

По мнению аналитиков Российско-приднестровского информационно-аналитического центра, пишет "Лента ПМР", эти высказывания Сергея Губарева являются сенсационными, так как ранее МИД РФ занимал более промолдавскую позицию, постоянно подчеркивая принципы территориальной целостности РМ. В течение же сентября-октября 2012 г. все стало лавинообразно меняться, и тот же Сергей Губарев 13 октября на пресс-конференции в Тирасполе озвучил наличие плана "Б", который подразумевает признание Приднестровья, если Молдавия продолжит свою прозападную, направленную на интеграцию в Румынию и НАТО политику.

По мнению парламентария, председателя Комиссии по внешней политике Верховного Совета ПМР Дмитрия Соина, "новые веяния во внешнеполитическом ведомстве РФ совпадают с активизацией в РМ сил, выступающих за пророссийский вектор движения Молдавии, за вступление в Таможенный союз и поддерживающих идею президента России Владимира Путина о Евроазиатской интеграции постсоветского пространства". "Эти же идеи поддержаны и в Приднестровье Евгением Шевчуком. Они стали становым хребтом новой концепции внешней политики ПМР. Я не хочу пока делать глубоких выводов, но мне кажется, что этой осенью начался очень серьезный процесс вокруг Молдавии и Приднестровья. Тирасполь в этом процессе уже играет ключевую региональную роль. Скорее всего, речь идет о распространении политического и социально-экономического протектората России над всей территорией бывшей МССР. Кишинев упустил свой шанс стать проводником этой политики, предпочтя ей стратегию Европейской интеграции, и вот инициатива на поле Тирасполя. С учетом поддержки Москвы - это очень мощный фактор, с которым придется считаться всем. При этом, я бы был осторожен в прогнозах развития ситуации. Не думаю, что российская активность и роль в этом Приднестровья очень обрадуют Вашингтон, Брюссель, Страсбург, Бухарест и, возможно, Киев. В той или иной степени, российско-приднестровский тандем встретит системное противодействие. Исход этой конкуренции сегодня не ясен. Скорее всего, мы будем свидетелями многоходовой геополитической шахматной партии. А эта игра не терпит линейного мышления", - подчеркнул в заключение Дмитрий Соин. ("Лента ПМР")

Демаркация границы с Украиной: "Мы должны терпеливо убеждать Украину, что союзные Румынии власти РМ - враги Украины, а мы - её друзья"

С сентября Украина активизировала работы по демаркации на приднестровско-украинском участке границы, пишут "Профсоюзные вести". Демаркация осуществляется ею в одностороннем порядке, без участия приднестровской стороны. Верховный Совет ПМР, общественные организации и национальные общины нашей республики выступили с заявлениями, выражающими обеспокоенность данной ситуацией и призывающими приостановить работы. Однако 15 октября посольство Украины в РМ распространило заявление, из которого явствует, что работы на границе будут продолжены. Правда, также сообщается, что представители Приднестровья приглашены на очередное заседание Совместной украинско-молдавской демаркационной комиссии, которое состоится в Киеве в конце октября.

Напомним, что "спорных" участков на общей границе с Украиной насчитывается 17, продолжают "Профсоюзные вести". Казалось бы - ну чем нам могут грозить дополнительные пограничные столбы? Но, как говорят эксперты, поводы для опасений есть. Во-первых, заводится в тупик переговорный процесс, т.к. статус Приднестровья, как равноценной и равноправной стороны переговорного процесса, превращается в фикцию. Во-вторых, Молдавия получает дополнительные возможности для экономического давления на ПМР, т.е. республика не застрахована от повторения экономической блокады. В-третьих, может измениться режим пропуска на пограничных пунктах: сегодня через украинские пропускные пункты на украинско-приднестровском участке границы граждане ПМР с украинскими и российскими паспортами пропускаются беспрепятственно, в то время как на молдавско-украинских участках их не пропускают без вида на жительство в РМ. По окончании демаркации на приднестровско-украинских постах также может быть введена такая практика. Но вида на жительство в РМ у большинства наших владельцев иноземных загранников нет, а получение этого документа для многих по ряду причин проблематично.

Политолог Андрей Сафонов: "В последние недели в СМИ много шума вокруг возможности односторонней демаркации границы между ПМР и Украиной. В Кишинёве употребляется термин "приднестровский сегмент молдавско-украинской границы". Но суть такова: если вопрос решится без участия ПМР, то возможны нежелательные для нас варианты, в основе которых - контроль РМ над выходом приднестровцев на восток вплоть до невыпуска приднестровцев на Украину без молдавского вида на жительство (если приднестровцы являются гражданами Украины, России, Болгарии и т.д.). О совместных таможенных, полицейских или пограничных молдавско-украинских постах лучше и не думать. В последние дни появилось сообщение, что представители "Приднестровского региона" участвуют в разговоре о демаркации. В частности, об этом говорится на сайте посольства Украины в РМ. Но неясно, о чём ведётся разговор, и какова концепция наших властей. Зато ясно, что мы видим резкое усиление натиска Кишинёва на ПМР, который желает изолировать нас руками Украины. Ясно и то, что этот натиск впрямую связан с односторонними уступками Кишинёву в рамках изначально провальной политики "малых шагов", которую руководство РМ справедливо расценило как слабость. От этой политики надо официально отказаться. Что же касается политики ПМР в отношении Киева, то мы должны терпеливо убеждать Украину, что, во-первых, союзные Румынии власти РМ - враги Украины, а мы - её друзья. Во-вторых, как бы ни было трудно нам, конфликтовать с Украиной нельзя. Это наш тыл и окно в мир. В-третьих, мы должны доказывать Киеву, что вслед за нами придёт и черёд самой Украины, поскольку ПМР - буфер между нашей восточной соседкой и агрессивным румынизмом, который уже посягает на исконно украинские территории Южной Бессарабии, Северной Буковины, остров Майкан на Дунае и черноморский шельф в районе острова Змеиный с месторождениями газа. Мы должны быть вместе с Украиной, а не по разные стороны баррикад". ("Профсоюзные вести")

Политика: "В Приднестровье появятся свои Джулианы Ассанжи"

Издание "Приднестровье - XXI" публикует открытое обращение к руководству ПМР члена первого правительства ПМР (1991-1992), члена президиума депутатского движения всех уровней "Союз" (1990-1992) Андрея Сафонова под заголовком "Об угрозе безопасности и государственности ПМР под прикрытием внесения изменения в Уголовный Кодекс ПМР":

"Анализ законопроекта "О внесении изменения в Уголовный Кодекс ПМР", формально нацеленного на отмену сроков давности за тяжкие и особо тяжкие преступления и распространяющего своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 1992 года, позволяет сделать вывод, что противники ПМР сделают всё, чтобы использовать его для уничтожения Приднестровской государственности, а также для подрыва имиджа нашей Республики.

Прежде всего, перед нами - редчайший случай, когда закону пытаются придать обратную силу. Так делал в СССР Никита Хрущёв, приказавший в 1962 году вынести расстрельный приговор уже осуждённым к лишению свободы валютчикам. Советский Союз тогда был обвинён Западом в юридическом произволе. Но то, что нанесло ущерб даже огромному Советскому Союзу, для маленького Приднестровья смертельно опасно.

В настоящий момент прорумынские власти Кишинёва резко усилили натиск на ПМР по всем направлениям. Ситуация во многом напоминает начало 1990-х годов. В этой ситуации вряд ли кажется случайным совпадение, согласно которому ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления в законопроекте предлагается исчислять с 1 января 1992 года. Как известно, в 1992 год вошли такие события, как противостояние ПМР и РМ перед войной, сама война 1992 года, дело террористической группы "Бужор" во главе с Илие Илашку и т.д. Не легче были и последующие годы становления и развития Республики.

Складывается впечатление, что в принятии данного законопроекта заинтересованы противники ПМР в лице прорумынских властей Кишинёва и правых сил Запада, желающие при помощи сфабрикованных обвинений устранить с политической арены Приднестровья сторонников независимости ПМР с последующим "сливом" Республики правящему в РМ "Альянсу за европейскую интеграцию". Под удар в случае принятия проекта объективно попадают все люди, боровшиеся за независимость ПМР в самые трудные годы, которые могут стать объектами сфальсифицированных дел. Данное впечатление лишь усиливается, поскольку фактически уже начата работа по реабилитации террористической группы убийц и диверсантов "Бужор" во главе с Илие Илашку. О начале такой работы свидетельствует скандальное заявление известного противника приднестровской независимости Михаила Бергмана в "Московском Комсомольце" от 31 августа 2012 года. В нём М.Бергман, проникший на государственную службу в ПМР, утверждает, что дело убийц из "Бужора" "полностью" сфабриковано правоохранительными органами ПМР. Затем М.Бергман заявляет: "Помните, была такая группа, которая убила Гусара, Остапенко? Люди сейчас обращаются к президенту с просьбой пересмотреть свое дело". Всё это М.Бергман заявляет, несмотря на многочисленные интервью самого И.Илашку, который говорил, что являлся офицером национальной безопасности РМ и воевал против "сепаратистов". Стараясь "отмазать" И.Илашку и опорочить ПМР, М.Бергман, вопреки мнению самого командира группы "Бужор", объявляет его просто "ненормальным человеком".

Возможный перенос, согласно некоторым сведениям, вышеуказанных правоотношений с 1992 на 1993 год ничего не меняет в деле террористов, поскольку группа "Бужор" была осуждена в декабре 1993 года. В любом случае, вероятность реабилитации террористов и объявления их "жертвами репрессий сепаратистского режима" сохраняется. Данная схема напоминает горбачёвскую перестройку, когда СССР был представлен государством, возникшим на криминальной основе. Наши оппоненты пытаются вызвать у приднестровцев шок путём складывания впечатления, будто ПМР создавалась и защищалась с помощью России и добровольцев Украины на преступной основе, путём фабрикации дел против невинных патриотов Молдавии и Румынии, каковыми представляют И.Илашку и его подельников.

Такой вывод крепнет, поскольку сам законопроект представляет собой настоящий "винегрет". В нём говорится не только об ответственности за убийства и изнасилования, но и за "планирование, подготовку и развязывание войны", "применение запрещённых средств и методов ведения войны" и "геноцид". Кого имеют в виду авторы и лоббисты данного законопроекта применительно к 1990-м годам в ПМР? Как всем известно, никто в ПМР этим не занимался, тогда как против ПМР была развязана война, сопровождавшаяся расправами над мирным населением. Эти факты общеизвестны.

Зато в Кишинёве утверждают, что именно приднестровская сторона виновна в конфликте, что она проводила политику "геноцида" против молдавского населения Приднестровья. Утверждается, в частности, что ПМР виновна в Бендерской трагедии (перестрелка у типографии "Полиграфист" 19 июня 1992 года), в событиях в Дубоссарах в марте-92, в расстреле "Скорой помощи" у Григориополя и т.д.

Таким образом, перед нами может быть попытка не только юридически возложить на ПМР ответственность за войну 1992 года, но и с помощью появления лжесвидетелей 20 лет спустя подвергнуть репрессиям защитников ПМР всех уровней, сторонников независимости ПМР, дискредитировав Приднестровскую государственность. При таком подходе любой противник ПМР, погибший в те годы, может быть представлен "невинной жертвой сепаратистов".

Интересно, что в Молдавии никто и не думает принимать аналогичный законопроект, потому что там не подвергаются никакому пересмотру официальные трактовки событий 1990-х годов, в том числе, по делу "Бужор". Напротив, в 2001 году Бухарест наградил И.Илашку Орденом Звезды, а в 2010 году тогдашний и.о. президента РМ унионист Михай Гимпу наградил убийцу Орденом Республики "в знак признательности за большой вклад в национально-освободительное движение, за героизм и жертвы в борьбе за независимость Республики Молдова и её территориальной целостности".

В условиях, когда в ПМР появляются силовые структуры, над которыми практически ликвидируется контроль со стороны Прокуратуры, когда законодатели отстраняются от всякого влияния на государственные СМИ, провести репрессии против любого неугодного человека, обвинив его в чём угодно - от "изнасилования" и "убийства" до "геноцида" - становится нетрудно. Настораживает фраза из "Пояснительной записки" к законопроекту: "Много лет спустя иногда всплывают новые факты, свидетель, ранее молчавший, даёт показания". Нельзя исключать, что сейчас "всплывут", к радости Кишинёва и его союзников, и псевдофакты и лжесвидетели, которые будут использованы для устранения тех, кто создавал, защищал и развивал ПМР.

Учитывая объективную возможность использования данного законопроекта против государственности ПМР, обращаюсь к депутатам Верховного Совета с просьбой не принимать его, а к Президенту ПМР - с просьбой отозвать данный законопроект". ("Приднестровье - XXI")

Газета "Приднестровье" публикует отзыв на открытое обращение Андрея Сафонова директора НИИ стратегического анализа и прогнозирования Ильи Галинского:

"Прочитав открытое обращение Андрея Сафонова к руководителям республики под названием "Об угрозе безопасности и государственности ПМР под прикрытием внесения изменения в Уголовный кодекс ПМР", невольно задаешься вопросом - к чему все эти фантазии и страшилки? Откуда у автора такое неадекватное, даже истеричное восприятие, казалось бы, востребованных обществом изменений в Уголовный кодекс ПМР?

Если бы речь шла об экономических преступлениях, о которых упоминает автор, то в какой-то степени его позиция была бы еще понятна. Но в нашем случае речь идет не об экономических, а именно о тяжких и особо тяжких уголовных преступлениях, отношение к которым во всех демократических странах мира предельно жестко и категорично. В международном праве уже давно (Конвенция от 26 ноября 1968 года, принятая ГА ООН) сформировался принцип неприменения сроков давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества. Однако логично спросить, а чем "лучше" убийства, совершенные с особой циничностью и жестокостью, тем более двух или более человек? Именно поэтому уголовное законодательство многих стран мира предусматривает неприменение сроков давности к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления (которые караются смертной казнью или пожизненным лишением свободы). Так, например, в Болгарии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Дании, Албании, Македонии и некоторых других странах ко всем особо тяжким преступлениям не применяются сроки давности. Срок давности для тяжких и особо тяжких преступлений в 25 лет установлен в Финляндии, Чехии, Швейцарии, Хорватии, в 30 лет - в Германии, Польше, Македонии, в 35 лет - в Боснии и Герцеговине.

Неужели автор этого не понимает и попросту защищает кого-то, кто в "греховные" молодые годы безнаказанно убивал и издевался с особой жестокостью над неповинными людьми? Давно и хорошо зная автора, не могу в это поверить. Не могу поверить, что находясь в здравом уме и положа руку на сердце, он мог все это написать. Тут дело в чем-то другом. Как любят говорить аналитики, учитесь читать между строк... Особенно смущает привязка к теме унионистского, румынского фактора и "завихрения" по поводу группы Илашку. При чем тут они? Речь ведь идет о том, что вносить изменения собираются в уголовное законодательство ПМР, а не Молдавии и Румынии. Так кажется. Казалось бы, наоборот, надо только радоваться, что все те, кто совершали зверства и убийства в отношении гражданского населения Приднестровья в 90-х годах прошлого века и в последующем (если такие есть) и не получили по заслугам, не уйдут от заслуженного наказания! Ан нет. Кому-то этого, явно, очень не хочется... В обращении стрелки переводятся совершенно в другую сторону - идет откровенное "передергивание фактов и аргументов", уже, оказывается, "в опасности" и сами защитники Приднестровья. Над ними уже вот-вот "занесут" дамоклов меч несправедливости, именно им "грозит" якобы преследование со стороны нынешней верховной власти... В итоге, как вытекает из обращения, если эти изменения будут внесены, приднестровскому государству - чуть ли не "гибель".

Возвращаясь к вопросу о мотивации создания данного обращения, хочется спросить не автора, а самих приднестровцев - согласны ли они с такой постановкой вопроса? Неужели им безразлично то, что рядом с ними по улицам городов и сел Приднестровья совершенно безнаказанно ходят те, кто, может быть, убил их отца, сына, зверски изнасиловал дочь и не понес, по разным причинам, заслуженного наказания? В этой связи не лишним будет вспомнить, что до сих пор по всему миру израильские спецслужбы разыскивают преступников, совершивших зверства и насилие против евреев, выкрадывают их и судят их, как, в свое время, Эйхмана. Более того, особо опасных преступников, по законам США, Израиля и некоторых других стран, просто отстреливают без суда и следствия в разных странах мира. Иначе говоря, есть преступления, которые прощать нельзя ни при каких обстоятельствах и срок давности для таких преступлений не должен применяться. Именно в данном контексте следует рассматривать внесение инициированных президентской стороной изменений в Уголовный кодекс ПМР. Я убежден, что абсолютное большинство населения Приднестровья придерживается подобной точки зрения". ("Пирднестровье")

ИА "Новости Приднестровья" публикует заявление полномочного представителя президента в Верховном совете ПМР Елены Донник в связи с появившимся в СМИ "Открытым обращением" Андрея Сафонова с комментарием законодательной инициативы президента Приднестровской Молдавской Республики Евгения Шевчука по внесению изменений в Уголовный кодекс ПМР:

"Инициатива президента направлена на реализацию положений статьи 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, которая гарантирует каждому право на жизнь. Государство при этом должно стоять на защите права на жизнь человека от любых противоправных посягательств. Суть инициативы президента сводится к тому, чтобы закрепить в уголовном законе норму, предусматривающую неприменение сроков давности в отношении преступлений против жизни и здоровья (убийство), а также против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилование). Тем самым внесенная инициатива призвана создать условия для привлечения к наказанию лиц, совершивших данные преступления, но до сих пор не привлеченных к уголовной ответственности.

К сведению, за период с 1992 года по настоящее время на территории Приднестровской Молдавской Республики совершено 2189 убийств, из которых 485 убийств остаются нераскрытыми и по сегодняшний день. Однако в "Открытом обращении" г-н Сафонов делает вывод о том, что законопроект, предусматривающий внесение изменений в Уголовный кодекс, может быть использован для уничтожения приднестровской государственности, а также для подрыва имиджа республики. Кроме того, г-н Сафонов подчеркивает, что фактически законопроектом предусматривается ответственность за "планирование, подготовку развязывания войны", "применение запрещенных средств и методов ведения войны" и "геноцид", вследствие чего может быть применена попытка юридически возложить на Приднестровье ответственность за войну 1992 года, а с помощью появления лжесвидетелей подвергнуть репрессиям защитников республики всех уровней и дискредитировать приднестровскую государственность.

Полагаю необходимым подчеркнуть, что выводы г-на Cафонова представляются необоснованными и направлены на искажение сути и целей указанного законопроекта, поскольку действующим уголовным законодательством (пункт 5 статьи 77 Уголовного кодекса) уже предусмотрены нормы, устанавливающие неприменение сроков давности в отношении следующих видов преступлений, а именно: преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 349 (планирование, подготовка, развязывание агрессии или ведение войны), 352 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 353 (геноцид) и 354 (экоцид). Указанный перечень преступлений, в отношении которых согласно действующему уголовному законодательству не применяются сроки давности, лишь дополняется, в соответствии с инициативой президента, преступлениями против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности. Таким образом, законопроектом ни в коей мере не затрагиваются те преступления, о которых говорится в обращении г-на Сафонова. Следует констатировать, что выводы и мнения, изложенные в указанном "Открытом обращении", не соответствуют действительности и свидетельствуют об отсутствии должного ознакомления автора обращения с текстом проекта закона, представленного Президентом на рассмотрение в Верховный Совет, а также анализа действующего уголовного законодательства ПМР". (ИА "Новости Приднестровья")

ИА "Лента ПМР" публикует точку зрения Российского центра защиты прав человека "Честь и закон" (Такого центра в России не существует. Существует Адвокатское бюро "Честь и закон" в г. Санкт-Петербурге, оказывающее услуги по регистрации фирм, в области семейного права, юридическую помощь товариществам собственников жилья (ТСЖ) и т.п. Есть также Центр юридических услуг "Честь и закон" в г. Челябинске. Возможно, в одну из этих фирм ИА "Лента ПМР" и обращалось - прим. ИА REGNUM) на инициативу Евгения Шевчука по внесению изменений в Уголовный кодекс Приднестровья, которые касаются отмены сроков давности по ряду тяжких статей: убийство и изнасилование. При этом предполагается, что эти нормы вступят в действие с 1992 г., то есть закон будет иметь обратную силу. "Честь и закон" провел по данной инициативе серию экспертных интервью с правоведами России, Украины и Евросоюза. На основании этого центр предлагает следующую оценку инициативы Евгения Шевчука:

"1. Данные законопроекты подорвут имидж ПМР, как правового государства. Так в России, Украине, Молдавии, странах ЕС в Уголовном кодексе по такого рода статьям существуют сроки давности. Никому из субъектов законодательной инициативы в этих государствах от президентов до депутатов не пришло в голову инициировать их отмену. Это связано с мировой правовой практикой и черпает свои истоки еще в "Римском праве". Причина проста, спустя 10-15 лет невозможно установить истину по делу. Тем более, по таким преступлениям, как убийство и изнасилование. Оправдание данных инициатив тем, что много не раскрытых преступлений не выдерживает критики - если 15-20 лет назад преступление не было раскрыто, то спустя годы сделать это по определению не возможно. Зато этим легко шантажировать и запугивать граждан. Соответственно отмена сроков давности станет репрессивным инструментом в руках государства, может быть применена к неугодным власти людям и будет нарушать права человека.

2. Предложение применить нормы отмены сроков данности в Уголовном кодексе в режиме обратной силы, вообще выводит Приднестровье за пределы мира правовых государств. Любой квалифицированный правовед даст по этому поводу заключение о том, что закон не может иметь обратную силу. Отдельные подобные случаи имели место в тоталитарных и фашистских государствах, когда надо было кого-то срочно расстрелять, но цивилизованный мир осуждает и отвергает такие подходы в применении норм Уголовного кодекса.

3. Так же вызывает объективное подозрение стремление отменить сроки давности с 1992 г. То есть с периода, когда имели место боевые действия по отражению агрессии Молдавии. По мнению опрошенных экспертов-правоведов это может создать правовые предпосылки для уголовного преследования участников боевых действий, так как при изменении политической ситуации, любой защитник ПМР может быть обвинен в совершении убийства, например волонтера или полицейского Молдавии.

4. Международные организации, а также непосредственно спецпредставитель ООН по правам человека господин Томас Хаммарберг, считают, что уголовное законодательство в Приднестровье неоправданно жесткое, а места заключения не соответствуют международным нормам. Внешние эксперты и уполномоченные представители международных структур предлагают рассмотреть возможность гуманизации Уголовного кодекса ПМР. Однако, вместо этого президент Евгений Шевчук вносит предложения о повышении сроков заключения до 25 лет, что в условиях приднестровских тюрем равнозначно смертной казни.

5. Внося вышеозначенные инициативы, президент Евгений Шевчук видимо не учитывает того, что он сам и его ближайшее окружение сами могут стать жертвами правовых экспериментов. Например, в какой-то момент появятся "потерпевшие" женщины, которые заявят, что в бурные 90-е годы их принуждали к сексу или насиловали. В таком случае в Приднестровье появятся свои Джулианы Ассанжи. Возникнет цепная реакция фабрикации уголовных дел в целях компрометации и изоляции политиков, государственных деятелей, представителей бизнеса и простых граждан.

Исходя из вышеизложенного, эксперты предлагают отозвать непродуманные, неправовые инициативы, которые реально угрожают стабильности приднестровского государства. ПМР, как борющаяся за признание страна не имеет право компрометировать себя тоталитарными изменениями Уголовного кодекса. Скандалы в стиле "Джулиана Ассанжа" не лучший способ продвижения имиджа Приднестровья. Тем более, что эффект от презентуемых инициатив с точки зрения борьбы с тяжкими уголовными преступлениями, так же будет нулевой, так как они имеют социальную, а не правовую природу. Зато репрессивный аппарат под видом борьбы с преступностью получит инструменты для подавления инакомыслия. Глава экспертной группы, профессор права, Горцев В.А." ("Лента ПМР")

Верховный совет: "Депутаты из лагеря сторонников президента намерены поддержать религиозный фундаментализм"

Депутаты Верховного Совета ПМР большинством голосов отклонили вопрос о внесении в повестку дня заседания вопрос о создании межфракционной группы по защите христианских ценностей, пишет ИА "Новости Приднестровья". Как отметил один из инициаторов её создания, председатель парламентского комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Вячеслав Тобух, это первая надфракционная и надпартийная структура за всю историю приднестровского парламента. "Такой опыт существует на постсоветском пространстве практически в каждой стране. По той или иной проблематике создаются межфракционные группы. Они надпартийные и не придерживаются какой-то партийной дисциплины и создаются для достижения какой-то определённой задачи", - отметил при этом Вячеслав Тобух. По его словам, работать в группе уже изъявили желание пятнадцать депутатов, в том числе и пятеро от фракции "Обновление", имеющей в Верховном совете ПМР большинство голосов.

Сам же факт отказа рассматривать на заседании парламента данный вопрос Вячеслав Тобух расценил как нежелание части депутатов "даже рассматривать возможность демонополизировать деятельность в Верховном Совете одной фракции", продолжает ИА "Новости Приднестровья". "Сегодня, к сожалению, не поставили этот вопрос по субъективному мнению тех людей, кому лишние, я так назову, группы в ВС не нужны. Им и так комфортно в своей одной депутатской фракции. Монополизация в данном случае налицо", - заметил по данному поводу Вячеслав Тобух.

При этом он специально подчеркнул, что "сама тема защиты христианских ценностей надпартийная", пишет ИА "Новости Приднестровья". "Она не может быть сопряжена с какими-то узконаправленными или коммерческими интересами", - добавил председатель комитета. Среди целей и задач, которые, по словам Вячеслава Тобуха, ставит перед собой межфракционная группа, - "сохранение духовно-нравственной, культурной и общественно-политической самобытности Приднестровской Молдавской Республики как уникальной христианской цивилизации".

По его словам, среди законопроектов, которые намерена вынести на рассмотрение Верховного совета межфракционная группа, законодательные инициативы об ограничении продажи алкоголя и табачных изделий вблизи образовательных и медицинских учреждений, продолжает ИА "Новости Приднестровья". При этом Вячеслав Тобух напомнил, что на одном из недавних заседаний парламента не была принята законодательная инициатива, ограничивающая торговлю табачной продукцией. Тогда парламентарии не сумели прийти к мнению, принимать ли законопроект в первом чтении или же отправить его на доработку. Ни одна, ни вторая точка зрения не нашла нужного количества голосов. В результате вопрос был снят с рассмотрения, даже несмотря на то, что категорически против его принятия возражал лишь один депутат.

Возвращаясь к созданию межфракционной группы, Вячеслав Тобух заметил, что возможность формирования подобных парламентских структур прописана в статье 7 "Регламента Верховного Совета ПМР", пишет ИА "Новости Приднестровья". При этом депутат особо подчеркнул, что члены межфракционной группы заранее уведомили о намерении внести на рассмотрение данный вопрос в парламентскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике, и проделали все иные необходимые процедуры.

Депутаты из лагеря сторонников президента намерены поддержать религиозный фундаментализм, пишет РИА "Днестр". Депутат ВС Приднестровья Вячеслав Тобух, которого наблюдатели оценивают как члена фракции сторонников Евгения Шевчука, предложил создать парламентскую группу "В защиту христианских ценностей". В новое формирование объединились 15 депутатов Верховного Совета, однако в итоге большинством депутатов данная инициатива не была поддержана. Наблюдатели усматривают в происходящем попытку лоббистов Евгения Шевчука формализовать своё присутствие в парламенте и привести к расколу партию "Обновление".

После провала инициативы официальное информагентство Приднестровья разразилось слезливым комментарием по поводу отказа депутатов массово поддержать некую "межрегиональную группу" по защите "христианских ценностей", продолжает РИА "Днестр". Чтобы понять, в чём дело, нужно всего лишь разобраться, чего не хватает Шевчуку? Ему не хватает ручного парламента, всё остальное уже у него под контролем. Да, Верховный Совет с каждым месяцем становится всё более ручным. Депутатики, в особенности, имеющие свои "маленькие свечные заводики", постепенно к нему перебегают. Но скорость их продвижения под ласковое крыло диктатора какая-то не слишком высокая. Чтобы депутатам сподручней было бежать к нему в объятия, создается такая вот уловка - новая посудина. Межрегиональная группа. Вроде как не важно, в какой ты партии, - важно в неё войти, и это вроде как не будет предательством твоей партии. То есть, есть шанс сохранить лицо и не опозориться.

Партий в Приднестровье и без того немного, пишет РИА "Днестр". Они все до единой полудохлые, но маленьким партиям полудохлыми быть не стыдно - они такими и родились. А вот разложения большого белого кита "Обновление" - этого не заметить сложно. "Обновление" было партией власти и создавалось как партия власти. Сейчас у этой партии не самые лучшие времена, но там есть какой-то актив, готовый сопротивляться Шевчуку в силу инерции, или инстинкта самосохранения - неважно. Но есть в рядах "обновленцев" и потенциальные перебежчики. Под них и создавалась т.н. "Межрегиональная группа". Её инициатором выступил депутат Тобух - симпатизант Шевчука. Сама попытка протащить эту инициативу по созданию группы была очередной пробой сил - она продемонстрировала, что у Шевчука в парламенте уже имеется на данный момент 15 своих карманных народных избранников. Думается, у Шевчука уже приготовлена для каждого из этих персонажей своя, особенная сахарная косточка.

Что же до христианских ценностей, то они здесь, разумеется, совершенно ни при чём, продолжает РИА "Днестр". Хотя кое-кого из оппонентов эти новоявленные православные штурмовики, местные борцы с Pussy Riot и гей-парадами, могут начать анафемствовать и всячески обличать. Разумеется, когда это будет выгодно Шевчуку. Один лишь маленький нюанс. В близком окружении Шевчука хватает геев. В том числе есть и открытые геи. Сможет ли Шевчук спрятать их, когда православный джихад в Приднестровье наберёт полную силу? - подводит итог издание.

Общество: "Любого оппозиционера теперь можно закрыть в Приднестровье, как в клетке"

В ПМР с 17 октября вступили в законную силу поправки в Закон "Об исполнительном производстве", предусматривающие возможность ограничения права на выезд граждан с территории Приднестровья, имеющих задолженности по неисполненным судебным решениям, пишет "Приднестровье". Министр юстиции ПМР Александр Дели объяснил причину введения поправки: "Дело в том, что в республике сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточно эффективных рычагах воздействия на должников по исполнению судебных решений. Если мы не будем исполнять их, то смысла от судебной защиты прав наших граждан, в том числе юридических лиц и государства, нет. Изменения в Закон внесены по аналогии с законодательством Российской Федерации, и подобная практика применяется во всех цивилизованных странах. Мы должны защищать права наших граждан".

Министр юстиции отметил, что ограничения на выезд не будут действовать автоматически, продолжает "Приднестровье". Они вступят в силу только после того, как взыскатель обратится с соответствующим заявлением к судебному исполнителю или же сам исполнитель проявит инициативу и вынесет постановление об ограничении на выезд по исполнительным документам, которые находятся в производстве. Далее постановление направляется в миграционную пограничную службу. Уполномоченные органы не допустят выезда должников с территории Приднестровья до полного погашения их задолженности по исполнительным документам либо по достижении согласия сторонами.

С 18 октября граждане, имеющие долги перед государством, столкнутся с трудностями при пересечении приднестровской границы, пишут "Профсоюзные вести". Иными словами, если у вас есть финансовые "грешки", то выезд за пределы республики станет проблематичным. При этом сумма долга не будет иметь значения - 2 рубля либо 2 миллиона. Важен сам факт задолженности. На границе должник не сможет при желании его погасить, и ему придется вернуться по месту жительства, чтобы встретиться с судебными исполнителями и рассчитаться через банковское учреждение. Поэтому потенциальные путешественники, прежде чем пересечь границу, должны быть уверены в том, что за ними не числятся долги перед государством. В этой ситуации должны "напрячься" неплательщики алиментов, налогов (земельного, на содержание жилого фонда) и иных сборов.

Любого оппозиционера теперь можно закрыть в Приднестровье, как в клетке, пишет РИА "Днестр". Отныне любой житель Приднестровья, у которого появится задолженность перед госструктурами, физическими или юридическими лицами, будет ограничен в правах на передвижение, пока не рассчитается с долгами. Такова суть поправок, которые внесены в закон об исполнительном производстве. Как заявил в интервью телевидению, глава минюста ПМР Александр Дели, данная мера направлена против "злостных алиментщиков".

Между тем, в стороне от обсуждения осталась другая составляющая, - она касается обеспечения политических прав жителей Приднестровья, продолжает РИА "Днестр". В ситуации, когда Евгений Шевчук и его окружение фактически взяли под контроль все структуры государственной власти, включая суды, на основании предвзятых судебных решений в пользу нынешней приднестровской администрации любой человек, высказывающий оппозиционные взгляды, может быть привлечен к ответственности.

Отныне политических оппонентов могут обязать к выплате какого угодно штрафа в пользу госчиновников или лично главы ПМР, пишет РИА "Днестр". В этом случае политические оппоненты могут быть заблокированы на территории Приднестровья обязательствами по выплатам каких угодно сумм - на усмотрение суда, подконтрольного Шевчуку. По мнению Дели, данная мера "призвана повысить эффективность исполнения судебных решений". Однако по мнению наблюдателей, речь идёт об очередных шагах властей Тирасполя по устрашению политических оппонентов и недовольных режимом.