Координационный совет оппозиции (КСО) не более чем одно из немногих проявлений демократии. Виртуальные выборы в КСО никоим образом не отражают реальный электоральный настрой россиян. При этом, утверждают эксперты, ни о какой альтернативной власти или способе ее создания в связи с этими "выборами" говорить не приходится.

КСО вряд ли может рассчитывать на особый статус в глазах власти, в частности, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Для этого, по его мнению, КСО не хватает общественной поддержки.

"Конечно, власть, должна учитывать все позиции в обществе, и позицию меньшинства в том числе. Но все-таки общественных организаций у нас больше 150 тысяч. И все хотят диалога с властью. Почему КСО должен оказаться впереди всех и почему КСО считает, что имеет мандат говорить от имени других организаций? У них что, есть миллионы сторонников, популярная программа, они где-то выиграли выборы, сделали что-то полезное? Чтобы с организацией считались, мало сформировать политбюро и назначить лидера", - пояснил эксперт в комментарии "Известиям", добавив, что нынешней повестки КСО - борьба с коррупцией, необходимость честных выборов, диктатура креативного класса, свобода политзаключенным - достаточно разве что для проведения митинга.

Завкафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков, в свою очередь, главным позитивным последствие формирования КСО считает то, что это "показатель существования реальной демократии" и "свободного общества" в России. При этом Поляков также не видит никаких оснований относиться к КСО по-особому.

"Граждане могут организовываться в любые объединения и могут организовывать в рамках этих объединений любые выборы - это никакого отношения к официальным выборам и формированию власти не может. Поэтому, если какая-то группа граждан численностью 150 или даже 200 тысяч человек решила кого-то выбирать, то это остается их частным делом. В этой связи перспектив КСО, как некоего органа власти, нулевые", - поясняет он.

Кроме того, КСО нежизнеспособен уже потому, что в него войдут представители принципиально разных идеологических лагерей: либералов, левых и националистов, которые никогда не смогут составить общую программу действий.

"План радикальных левых по строительству в России коммунизма принципиально не воспринимается либералами и националистами. То, что собираются делать националисты никаким образом не может быть принято ни либералами, ни левыми. Либеральная программа совершенно чужда как националистам, так и левым. То есть это комбинация взаимоисключающих компонентов. Вся координация между ними может состоять только в одном - борьбе против власти, а как только они начнут бороться за власть, они начнут бороться друг с другом", - рассуждает Поляков.

Согласен с тем, что выборы в КСО никоим образом не отражают реальный электоральный настрой россиян и директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов. По его словам, главный аргумент против координационного органа оппозиции - количество его избирателей, которое в лучшем случае приближается к 0,1% от числа избирателей по всей стране.

"Эту величину можно не брать в расчет при проведении той или иной избирательной кампании - о каком сравнении с реальными выборами вообще может идти речь? - удивляется эксперт. - Кроме того, есть многочисленные вопросы, связанные с особенностями составления списков избирателей, кандидатов, с распределением мандатов между кандидатами. Эти процедуры, с точки зрения современного избирательного права, не совсем демократичны".

Масса подобных сомнений, считает Шаповалов, вряд ли позволит рассчитывать на то, что КСО будет признан хотя бы среди самой оппозиции.

"Думаю, что не все представители несистемной оппозиции признают КСО легитимным, потому что, во-первых, далеко не все лидеры протестного движения приняли участие в выборах. Во-вторых, были проблемы с регистрацией некоторых кандидатов: например, были сняты с выборов отдельные националистические кандидаты. В-третьих, с моей точки зрения, не продуман механизм функционирования КСО, прежде всего, в той части, которая касается координации и организации протестных выступлений и взаимодействия с властью", - продолжает Шаповалов. В заключение он отмечает, что одна из главных декларативных целей КСО - переговоры с властью.