"Мурманская особая портовая экономическая зона уже 2 года существует в виде соглашения между регионом и РФ, ни одного резидента в особой портовой экономической зоне нет, создание необходимой инфраструктуры - непосильная ноша для областного бюджета", - сообщил журналистам на брифинге вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин.

Он резюмировал, что проект портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) столкнулся с двумя проблемами. С одной стороны, это отсутствие резидентов, утвержденных федеральными властями, с другой - недостаточность финансовых ресурсов бюджета.

По словам чиновника, на данный момент ПОЭЗ существует только "на бумаге" в формате соглашения между Минтрансом и регионом, в то же время для реализации этого соглашения необходимы инвестиции. А.Тюкавин отметил, что решение о создании ПОЭЗ в 2010 году было принято "без конкурса, по соглашению между РФ и регионом", и правительство Мурманской области взяло на себя все расходы по созданию инфраструктуры. "Мне трудно комментировать, как предыдущее правительство намерено было изыскивать эти средства, но на сегодняшний момент у бюджета нет возможности, - отметил он. -Поэтому процесс находится на таком уровне, что мы обсуждаем с Минтрансом и Министерством экономического развития перспективы существования портовой зоны, которая была создана в 2010 году". Вице-губернатор сообщил, что, несмотря на то, что кандидаты подтверждают свою готовность, на сегодняшний день в Мурманской ПОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента. По словам чиновника, часть потенциальных резидентов отказались от участия в проекте из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, в частности, энергоресурсов.

Другая часть потенциальных резидентов не в состоянии выполнить "те требования, которые существуют в законодательстве". Вице-губернатор напомнил, что резидентами ПОЭЗ должны были стать крупные проекты мурманского транспортного узла. Однако, в реальности остался лишь один проект строительства угольного терминала Лавна на западном берегу Кольского залива, которому власти области намерены оказать поддержку, в том числе и налоговые преференции, без создания ПОЭЗ. "Создавать зону под один терминал не имеет смысла", - сказал он.

"Когда проект создавался в 2010 году предполагалось, что инвестиции в портовую зону должны составить 150 млрд рублей, тогда предусматривались границы в 3 тыс. га", - подчеркнул Тюкавин.

По его словам, конкретных решений по дальнейшей судьбе проекта еще не принято, однако в следующем году соглашение с Минтрансом заканчивается и, вполне возможно, что регион не станет его продлевать.

"Мы сегодня не видим источников в областном бюджете, которые дали бы нам возможность создать необходимую инфраструктуру. Мы не говорим, что не видим путей, но делать за счет бюджета не считаем возможным", - сказал А.Тюкавин.