Эксперт: У МВФ и АКФ ЕврАзЭС есть рычаг давления на Белоруссию - кредиты

Минск, 22 октября 2012, 12:30 — REGNUM  "Заявление Владимира Семашко о 100% оплате населением затрат по электроэнергии к 2016 г. продолжает многолетнюю линию маневрирования властей в этом вопросе", - заявил 20 октября корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, комментируя озвученные первым зампредом Совмина Белоруссии планы властей республики.

Напомним, 19 октября Семашко на заседании Электроэнергетического совета СНГ в Минске заявил: "Тарифная политика предусматривает постепенное приближение тарифов на электроэнергию для населения к фактическим затратам. В 2016 году данные тарифы планируется приблизить к уровню 100% восполнения". Первый вице-премьер добавил: "Такая задача стоит, это прописано во всех базовых документах, в том числе в стратегии развития Белоруссии в целом, и мы к этой задаче придем".

По мнению Синкевича, руководство Белоруссии и ранее делало заявления на тему неизбежности повышения тарифов жилищно-коммунальных услуг для населения. "Так, в 2009 году Александр Лукашенко заявлял о недопустимости роста тарифов для населения более, чем на 5-7% в год. В 2010 году правительство приняло Стратегию развития энергетического потенциала, согласно которой планировалось довести тарифы на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат, - отметил эксперт. - Сейчас получается, срок отодвинут еще на три года".

"Вся эта затянувшаяся ситуация свидетельствует о том, что заявления первого вице-премьера предназначены для решения тактических финансовых целей. В частности, в последнее время появилась информация о сложностях на переговорах с МВФ и АКФ ЕврАзЭС. Решение по очередному траншу кредита ЕврАзЭС должно быть принято 5 декабря, и, вероятно, нынешние заявления должны уверить экспертов данных финансовых фондов в том, что Белоруссия готова выполнять их жесткие требования, в частности - по повышению тарифов для населения за электроэнергию, услуг ЖКХ в целом, - сказал Синкевич. - В то же время, данные обещания могут быть вновь не выполнены в оговоренный срок, а кредиторы вполне могут закрыть глаза на это глаза, поскольку в данной ситуации у них есть интерес к получению дополнительного рычага влияния на Белоруссию посредством предоставленных кредитных ресурсов".

Отвечая на вопрос, не свидетельствуют ли действия руководства Белоруссии (осуществлённые и планируемые) об отказе от модели "социально ориентированной рыночной экономики" (или "рыночного социализма", как ещё называют "белорусскую модель"), Синкевич отметил тенденцию: "Рано или поздно повышение тарифов для населения в Белоруссии неизбежно произойдет, а отсрочить или смягчить его может лишь выход на единые цены на энергоносители внутри будущего Евразийского союза, если таковой получит реальное наполнение".

Как сообщало ИА REGNUM, по данным Белстата производительность труда в республике за январь-август выросла на 5,4% к аналогичному периоду 2011 года, а реальная зарплата за этот же время выросла на 13,3%. Рост ВВП Белоруссии в III квартале 2012 года замедлился и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 1,9% (индекс физического объёма). В августе впервые с начала года сальдо торговли товарами стало отрицательным (- $79,3 млн). По итогам августа отрицательное сальдо в торговле товарами составило $385,7 млн. По мнению экспертов, концу года в целом положительное сальдо внешней торговли может сократиться ещё больше ввиду сокращения доходов от экспорта нефтепродуктов. ЗВР Белоруссии на 1 октября 2012 года составили $8,126 млрд в определении ССРД МВФ - они были пополнены средствами АКФ ЕврАзЭС, с августа отмечено сокращение резервов НБРБ.

Также напомним, в опубликованном Евразийским банком развития документе "Письмо о намерениях", датированным 13 июня 2012 года и подписанным председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем и председателем правления Нацбанка Белоруссии Надеждой Ермаковой, говорится: власти Белоруссии реализуют меры сокращения госрасходов и повышения цен на отдельные социально значимые услуги и товары. Согласно документу, в бюджете 2012 года предусмотрено повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения: на конец 2012 года возмещение населением затрат составит 35% себестоимости производства данных услуг, а тарифы на их сверхнормативное потребление будут доведены до уровня себестоимости услуг. Также будут последовательно повышаться тарифы на услуги транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) - до покрытия населением не менее 85% затрат на оказание данных услуг на конец 2012 года.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail