Обзор прессы Воронежской области с 15 по 21 октября

Политика

Мэр Воронежа Сергей Колиух внес на рассмотрение гордумы три первые кандидатуры своих заместителей, которые должны занять должности в рамках принятой в августе новой структуры администрации, пишет 18 октября Коммерсант. "Речь идет о двух первых замах: Сергее Курило (экономика и финансы), давно работающем с господином Колиухом, и возглавляющей воронежскую инспекцию Рособрнадзора Надежде Савицкой (социальный блок), а также о новом руководителе аппарата мэрии - заместителе руководителя аппарата облправительства Сергее Глазьеве. Последних двух кандидатов характеризуют как "совершенно бесконфликтных, неполитизированных и вообще малозаметных" руководителей среднего звена". По словам спикера городской Думы Владимира Ходырева, в гордуму внесены представления на четырех человек, но еще одну персону он называть отказался. По данным издания, речь может идти об Ольге Патриной, до последнего времени возглавлявшей аппарат мэрии. "Она сама изъявила желание вернуться в гордуму, откуда в свое время и уходила в мэрию. Ее выдвижение лоббируют несколько влиятельных людей", - рассказал собеседник в гордуме, добавивший, что "Ходырев от такого камбэка совсем не в восторге". Гордума рассмотрит кандидатуры вице-мэров на сессии 24 октября.

Как напоминает издание, 43-летний Сергей Курило работал в мэрии с 2002 года, пришел туда еще при мэре Александре Ковалева, работал также и со следующим мэром Борисом Скрынниковым. Курирует бюджетный процесс и финансы с апреля 2003 года сначала как глава финансово-казначейского управления, а после прихода на пост мэра Сергея Колиуха как его заместитель. Надежда Савицкая возглавляла воронежскую инспекцию Рособрнадзора с 2009 года. Руководители сферы образования характеризуют ее как "абсолютно не политизированного, грамотного и незаметного специалиста". Она сменит на посту первого вице-мэра Галину Агапову, которая, по данным издания, может перейти на должность советника Сергея Колиуха. Также не исключено, что она может занять пост главы горизбиркома.

Сергея Глазьева работавшие с ним чиновники называют протеже вице-губернатора Юрия Агибалова, курирующего аппарат. Коллеги характеризуют его как "тихого и бесконфликтного человека". Сергей Глазьев придет в мэрию на место Ольги Патриной.

Формально свободными остаются места вице-мэров по градостроительству и ЖКХ. Первое направление курирует Михаил Кирпичев, недавно назначенный в мэрию при активной поддержке областных чиновников, второе - Сергей Крючков, администрацию пока не покинувший, напоминает газета. После вероятного ухода из мэрии Геннадия Шванова вакантным также остается кресло заместителя главы города по имуществу. По данным "Ъ", преемника господину Шванову еще не нашли.

"Понятно, что Савицкую и Глазьева рекомендовали по инициативе руководства области. Более того, понятно, что это лишь временные фигуры. Именно такие незаметные люди Гордееву в мэрии сейчас и нужны - перехватить рычаги управления, быть исполнителями указаний области, а не своего формального начальника Колиуха, а потом передать дела команде "кандидата от губернатора" после его вероятной победы на выборах мэра 8 сентября 2013 года", - уверен политолог Владимир Слатинов.

Экономика

Главы муниципалитетов недовольны санкциями надзорных органов, об этом пишет 20 октября газета Воронежский курьер. Как сообщает издание, на прошедшем 18 октября съезде членов ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области" главы районов выразили озабоченность ужесточением политики государственных контрольных органов, которая, по их мнению, опустошает местные бюджеты. Глава региональной прокуратуры в свою очередь обратил внимание на то, что "скудные бюджеты разворовываются в ЖКХ".

Глава администрации Рамонского района Виктор Логвинов подчеркнул, что с каждым годом в районе увеличиваются суммы штрафов и количество проверок со стороны контрольно-надзорных органов. В частности, руководители образовательных учреждений района в 2010 году были наказаны на 48 тыс. рублей, в 2011-м - на 82 тыс., за девять месяцев текущего года - на 112 тыс. По словам председателя правления ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области", главы администрации Россошанского района Ивана Алейника, проблема взаимодействия местного самоуправления с органами контроля и надзора имеет общероссийский характер. По его информации, в Государственную думу предложений по совершенствованию взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления поступает больше, чем просьб о решении финансовых проблем. Одной из причин Алейник назвал постоянно меняющееся законодательство, которое "тасует полномочия уровней власти, забывая определять источники финансирования".

"Муниципалитеты не выполняют те или иные предписания не потому, что не желают или не умеют, а потому что в бюджетах не хватает средств. А штрафы количество этих средств еще и уменьшают. Среди других мер по решению проблемы было предложено законодательно закрепить такое положение, чтобы муниципалитеты штрафовались только тогда, когда, имея средства в бюджете, не выполняют своих полномочий. А таких полномочий у муниципальных образований 39", - пишет издание. От имени ассоциации в Государственную думу будет направлено предложение о пересмотре распределения налогов между уровнями бюджета в пользу муниципальных образований. По мнению Алексея Гордеева, совершенствованию взаимоотношений между муниципальными и государственными органами будет способствовать ежегодная оценка эффективности этих взаимоотношений со стороны глав муниципалитетов.

При этом, как отмечает издание, главы муниципальных образований не скрывают, что на местах существует дефицит квалифицированных кадров. Говоря о формировании резерва управленческих кадров для области, Алексей Гордеев отметил: "Мне бы хотелось, чтобы мы их черпали из администраций сельских поселений и муниципальных районов".

В Воронежской области объединят "Борисоглебскавтотранс" и "Борисоглебсктрансавто", об этом 18 октября сообщила областная газета Коммуна.

Об этом шла речь 17 октября на очередном заседании Координационного совета при правительстве Воронежской области по разработке мер финансового оздоровления и предупреждения банкротства социально значимых предприятий. По информации заместителя руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Германа Щукина, финансовые проблемы на ГУП ВО "Борисоглебскавтотранс" и ГУП ВО "Борисоглебсктрансавто" существуют уже несколько лет после их неоправданного разделения. Сегодня "Борисоглебскавтотранс" - единственное в Воронежской области ГУП, где есть долги по зарплате. После проверки предприятия налоговыми органами выявлены и другие задолженности - на общую сумму 3,3 млн. рублей. Директор предприятия был уволен. Основной вид деятельности предприятия убыточен, несмотря на то, что им осуществляется 70% перевозок в Борисоглебском районе. На заседании Координационного совета было поручено разработать план мероприятий по реорганизации ГУП ВО "Борисоглебскавтотранс", присоединив к нему ГУП ВО "Борисоглебсктрансавто". Одновременно с объединением предприятий будет проходить их акционирование с последующей сменой собственника. Кроме того, Департаменту промышленности и транспорта поручено провести комплекс мероприятий по погашению долгов ГУПа. В первую очередь, как подчеркнул Александр Гусев, должны быть полностью погашены долги по зарплате.

Грозит ли застройка лесным массивам Воронежа - этим вопросом задается газета Берег в номере от 18 октября.

Вопрос о том, что делать с имеющимися в Воронеже лесными массивами, вынес на обсуждение на портале улучшения делового климата в Воронежской области руководитель регионального департамента природных ресурсов и экологии Алексей Карякин.

Карякин говорил о городских зеленых насаждениях вообще, однако обсуждение сосредоточилось на облесенном участке бывшего колхоза "Подгоренский", на землях которого собственник, СФК "Аксиома", планирует начать строительство жилого комплекса. "Самого комплекса в природе пока что не существует и не может существовать в принципе: данный участок, расположенный между улицами Бульвар Победы и Антонова-Овсеенко, пока что имеет индекс градостроительного зонирования Р2 (зоны природных ландшафтов). Пока что - потому что для его изменения на Ж7 (многоэтажная застройка) требуется проведение общественных слушаний, которые уже пытаются инициировать представители "Аксиомы". Алексей Карякин хочет выработать стратегию, что делать в этом и подобных случаях, для чего предлагает три варианта решения проблемы. Первый - придать зеленым насаждениям статус особо охраняемых природных территорий, что сразу же поставит крест на всех попытках строить здесь что-либо. Второй - проводить общественные слушания и в зависимости от принятых в их ходе решений разрешать или не разрешать строительство. Третий вариант - экзотический: переложить решение подобных вопросов на плечи мэрии Воронежа без вмешательства органов государственной власти", - пишет издание.

Как пишет издание, судя по комментариям на портале, "тех, кто ратует за сохранение лесопосадок в Северном микрорайоне, многократно больше, чем тех, кто соглашается с общественными слушаниями. И причина этого, кстати, не в том, что люди не хотят даже обсуждать изменения индекса градостроительного зонирования. Они просто не верят в объективность слушаний, проведенных компанией, у руля которой стоят опытные управленцы, прошедшие депутатскую школу муниципального, регионального и федерального уровней. И опасения людей вполне объяснимы: технологий, позволяющих получить нужные для той или иной влиятельной группы результаты общественных слушаний, существует масса".

По словам руководителя департамента общественной безопасности городской администрацииМарины Плиевой, "сегодня остро стоит вопрос обеспечения сохранности облесенных участков не только бывшего колхоза "Подгоренский", но и совхоза "Подъем" (мкр. Сомово, Боровое, Отрожка), ПК "Гремячье" (мкр. Малышево, Шилово), имеющих частных собственников. Земли "Подгоренского" должны представлять для города особый интерес - в Северном микрорайоне чрезвычайно высокая плотность застройки, а мест для отдыха на природе катастрофически не хватает. И понятно стремление людей хотя бы сохранить имеющиеся для того, чтобы можно было гулять там с детьми, кормить голубей и белок.

Общество

Воронежцам придется терпеть "Балтимор" в интересах государства, пишет 16 октября Моё!.

Как пишет издание, инициативная группа воронежцев, выступающая против существования аэродрома "Балтимор", в пятницу, 12 октября, вышла на акцию протеста. Люди не согласны с решением областного суда, который 3 октября отказался признать авиабазу незаконной. В пикете участвовало около 30 человек. Акция проводилась у Кольцовского сквера со стороны площади Ленина.

Издание отмечает, что суд признал: шум самолётов превышает допустимый уровень. "Об этом свидетельствуют данные измерений более чем в десяти точках Советского района и посёлка Тепличный. Но дело в том, что только одно из этих измерений было проведено у дома истицы Натальи Тюняевой - её жилище находится в полутора километрах по курсу взлётно-посадочной полосы. Остальные же замеры суд рассматривать не стал, так как воронежцы, живущие в домах, рядом с которыми проводились исследования, с иском не обращались. Наталья Тюняева же не вправе защищать их интересы".

"Как рассказывает Наталья Тюняева, инициативная группа обращалась к правительству области, администрации города, областному прокурору, в Роспотребнадзор, к уполномоченному по защите прав человека с просьбой подать в суд иск в защиту неопределённого круга лиц, но безрезультатно".

"Все обращения были переправлены в прокуратуру гарнизона, - поясняет Наталья Тюняева. - Военные ответили жителям, что аэродром находится в Воронеже с 1953 года совершенно законно. Это просто отписка".

Воронежский областной суд также признал деятельность авиабазы законной, указав, что военные руководствуются указом президента от 2009 года, согласно которому аэродром имеет статус авиабазы. "Прекращение же полётов поставит под угрозу обороноспособность страны, которая зависит и от тренировочных полётов. Согласно Конституции права и свободы человека могут быть ограничены в целях обеспечения обороны государства", - пишет издание.

В судебном решении сказано: "При таких обстоятельствах, оценивая баланс частных интересов истицы Тюняевой по защите прав пользования собственностью и интересов обеспечения обороны страны и безопасности государства, суд не усматривает оснований к удовлетворению её иска..."

"Второй аргумент, на который ссылались истцы, был связан с генеральным планом Воронежа. В действующем генплане 2008 года на месте "Балтимора" обозначен жилой микрорайон. Однако суд установил, что земля, на которой расположен аэродром, находится в федеральной собственности, поэтому муниципальные документы не имеют в данном случае силы. Довод истцов о том, что деятельность аэродрома создает опасность причинения вреда в будущем, что возможны авиакатастрофы, суд счел предположительными. Решение областного суда члены инициативной группы намерены оспаривать в Верховном суде".