МЧС разрабатывает и внедряет новые системы обеспечения безопасности пассажиров

Москва, 19 октября 2012, 17:19 — REGNUM  

Что изменилось в системах оповещения граждан на транспорте? Что делается для повышения защищенности объектов транспортной инфраструктуры? Об этом рассказывает Александр Таранов, заместитель директора Департамента гражданской защиты МЧС России

Александр Авенирович, в нашей стране уже два года действует Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Какова роль МЧС РФ в этой программе?

Да, действительно МЧС России участвует в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, которая была утверждена распоряжением правительства РФ от 30 июля 2010 года. Наше ведомство ответственно за выполнение мероприятий по защите от угроз техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения на транспорте.

В рамках реализации этих мероприятий МЧС России совместно с Министерством транспорта и собственниками объектов транспортной инфраструктуры проводит комплекс мер по совершенствованию существующих систем информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе путем создания новых сегментов системы защиты от угроз природного и техногенного характера.

Указанные сегменты системы включают в себя современные технические средства информирования и оповещения населения, которые несут на себе еще и функции наблюдения и контроля за обстановкой на транспортных объектах. К самым важным мы относим функцию массового информирования (визуального и звукового), функцию наблюдения и сбора информации, функцию интеллектуального видеонаблюдения, функцию выявления признаков возникновения чрезвычайных ситуаций, качество и быстроту экстренной связи, обеспечение радиационного и химического контроля на средствах и объектах транспортной инфраструктуры.

Пожалуйста, расскажите подробней о том, где именно создаются такие системы оповещения?

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте мы создали пилотные зоны таких сегментов защиты на станциях 7 российских метрополитенов (по 1 станции в городах Санкт Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Волгоград, Казань), а также на четырех объектах транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода - на железнодорожном, внутреннем водном, воздушном и автомобильном транспорте. Если эти пилотные зоны покажут себя с наилучшей стороны, мы будем планировать создание большего количества таких систем и на других объектах в других городах России.

А как осуществляется функционирование таких систем? Есть ли какие-то специализированные центры, которые анализируют и систематизируют полученную информацию?

Конечно, такие централизованные пункты существуют. Управление сегментами системы организовано и осуществляется как из центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации, так и из ситуационных центров, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры. Всю полученную работу мы архивируем и храним на протяжении положенного срока. Кроме того, налажен обмен информацией, полученной в результате работы систем, с соответствующими территориальными органами МВД России и ФСБ России. Как видите, мы активно работаем с коллегами по Комплексной программе, чтобы достичь максимально эффективных результатов в ее реализации.

Реализация Комплексной программы еще не завершена, но можно ли уже подводить какие-то итоги, что уже сделано на данный момент?

Я могу вам сказать, что за 2011 год МЧС России удалось достичь заметных результатов в совершенствовании, а зачастую и создании "с нуля" систем оповещения граждан о ЧС на транспорте. Также мы уделили самое пристальное внимание модернизации отрядов, реагирующих на чрезвычайные ситуации на транспорте. В 2011 году при реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте получены следующие основные результаты: создана навигационная инфраструктура НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), региональных центров МЧС России, центров управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации. Также произведено оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS более 3000 единиц автомобилей оперативных служб МЧС России. В НЦУКС создана и установлена база данных по рискам чрезвычайных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры и магистралях Российской Федерации (железнодорожных, внутренних водных и автомобильных) на базе геоинформационных технологий, установлен программно-аппаратный комплекс для обработки данных системы мониторинга опасностей/угроз на объектах транспортной инфраструктуры и моделирования аварийных ситуаций на транспорте. В Главном управлении МЧС России по Ставропольскому краю создана и внедрена пилотная зона автоматизированной системы управления оперативными службами города при ведении аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах на территории города. Для Главного управления МЧС России по Тульской области разработан и создан экспериментальный образец мобильного комплекса управления проведением спасательных работ на транспорте и транспортной инфраструктуре. Рразработан тренажерный обучающий комплекс для подготовки специалистов по работе с системой управления оперативными службами города при ведении аварийно-спасательных работ во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Созданы пилотные зоны системы мониторинга состояния защищенности станций метрополитена и инфраструктуры объектов автовокзала, железнодорожного и морского вокзалов в г. Санкт-Петербурге от угроз природного и техногенного характера. Разработаны программы и методические рекомендации для подготовки должностных лиц и специалистов РСЧС (Российская система предупреждения и действий в ЧС), а также различных групп населения с учетом вопросов предупреждения и снижения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте и создана пилотная зона системы дистанционного обучения различных групп населения. Разработан типовой мультимедийный класс на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России для повышения квалификации должностных лиц и специалистов функциональных подсистем РСЧС, а также осуществлено оснащение ими шести высших учебных заведений МЧС России.

В 2012 году продолжается работа по развитию и дальнейшему внедрению вышеуказанных результатов на других объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Как показывают социологические исследования, граждане не слишком хорошо информированы о том, как вести себя в случае той или иной чрезвычайной ситуации на транспорте. Как можно восполнить эти пробелы?

Обучение населения безопасному и правильному поведению при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе и на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте - это один из самых важных вопросов, требующих постоянного внимания. Система подготовки различных категорий населения достаточно эффективно работает в настоящее время. Вся необходимая нормативная и правовая база для этого существует.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях работают 98 учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; 179 - курсов гражданской обороны; 9595 - учебно-консультационных пунктов. По состоянию на 1 сентября текущего года в Учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны прошли обучение более чем по 20 направлениям подготовки 146 355 должностных лиц и специалистов РСЧС и Гражданской Обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на учебно-консультационных пунктах обучено более 37 миллионов человек гражданского населения.

К мероприятиям, проводимым главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации привлечено более 2 млн. человек. Вместе с этим планируются и проводятся командно-штабные учения, комплексные учения, объектовые тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. Вот некоторые статистические данные за прошедший период: в организациях проведено 82 тыс. различных тренировок, в которых приняло участие более 3,5 млн. человек, в муниципальных образованиях проведено 10,5 тыс. различных тренировок, в которых приняло участие более 800 тыс. человек, субъектах Российской Федерации проведено 4,4 тыс. различных тренировок, в которых приняло участие более 250 тыс. человек.

Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, обучение населения также осуществляется через современные информационные системы, в том числе через общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, а также систему защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

МЧС России очень ответственно подходит к обязанностям, возложенным на Министерство в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте и считает их одним из приоритетных направлений своей работы не только на протяжении всего времени реализации этой программы, но и в целом. Ведь слаженная работа системы оповещения населения о ЧС на транспорте, отрядов оперативного реагирования, а так же осведомленность населения о правильных и безопасных действиях во время ЧС позволит значительно снизить последствия таких событий, а в идеале значительно повысить степень защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.05.17
Почему Тбилиси затаскивает НАТО в Закавказье
NB!
30.05.17
«Встреча Макрона и Путина была жесткой и искренней»
NB!
30.05.17
Все говорят «Дай!», а денег нет: Якутия экстренно сокращает расходы бюджета
NB!
30.05.17
«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»...»
NB!
30.05.17
Красноярск. «Война с малым бизнесом» или городское благоустройство?
NB!
30.05.17
The National Interest: Что ждать от ушедших в подполье террористов?
NB!
30.05.17
Положение Турции позволяет ей «диктовать условия» НАТО — Die Zeit
NB!
30.05.17
«Нефть спокойна»
NB!
30.05.17
«Рубль не хочет сдаваться»
NB!
30.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 30 мая
NB!
30.05.17
Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс. Грузия на Шелковом пути?
NB!
30.05.17
Эрдоган: Порты Черного моря – как прилавки на рынке
NB!
30.05.17
Отделение Каталонии: замысел приобретает очертания?
NB!
30.05.17
Оптика Японии — торговый паром кажется шпионом, а Россия Америкой
NB!
30.05.17
Новосибирский бизнес: итоги 25 лет развития
NB!
30.05.17
Зачем существует МВФ? Мнение официального Киева
NB!
30.05.17
Реституция во Владимире. Лишится ли страна одного из важнейших музеев?
NB!
30.05.17
Новосибирск в зоне повышенного риска: чем грозят огромные долги
NB!
30.05.17
«СССР — статист в военной истории США»
NB!
30.05.17
Новый проект Трампа. Неустойчивое единство арабского НАТО
NB!
30.05.17
Минкульт РФ «вспомнил» брошенные реставраторами церкви. Не до конца
NB!
29.05.17
«Яндекс» отверг обвинения СБУ