Руководитель управления бюджетной политики и мониторинга местных бюджетов областного Минфина Алексей Александров заявил, что разработанный законопроект "серьезного радикального изменения в распределении дотаций муниципалитетам не внесет, но сделает процесс оказания финансовой помощи более открытым и прозрачным".

Разъясняя депутатам значимость документа, инициированного губернатором Николаем Меркушкиным, Алексей Александров сообщил, что изменения обусловлены необходимостью совершенствования межбюджетных отношений. В частности, речь идет о том, что муниципалитеты будут получать из областной казны финансовую помощь, которая будет рассчитываться по конкретной формуле, прописанной в законе. Планируется также упростить процедуру регулирования вопросов предоставления субсидий местным бюджетам. И еще одно существенное новшество для самарского региона - введение нового вида трансферта - стимулирующих субсидий, которые будут предоставляться муниципалитетам в зависимости от степени их социально-экономического развития.

Депутат Александр Живайкин - член комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике заявил: "Сейчас в преддверии принятия областного бюджета на следующую трехлетку, мы пытаемся вместе с правительством найти максимально удобные формы взаимодействия с муниципалами по оказанию им помощи. Принципиально новой станет предложенная губернатором форма - предоставление стимулирующих субсидий. Каждый глава района или города будет заинтересован в том, чтобы более качественно исполнять полномочия и эффективно осуществлять свои расходы". По его словам, большая часть муниципальных образований уже высказалась о поддержке "прозрачности" финансовых потоков.

В этой связи стоит напомнить высказывание губернатора Меркушкина, касающееся казнокрадства: "По доходам Самарская область стоит на первом месте в ПФО. Но здесь "сидит" очень большая доля нетрудовых доходов. Через фирмы-однодневки было отмыто порядка 52 млрд рублей. А это в 30 раз больше, чем в Татарстане. Это же просто бешеные суммы. Президент Татарстана прямо сказал - мы знаем, что Самара в этом отношении "помойка".

Депутат губернской думы от фракции "Справедливая Россия" Юрий Еременко прокомментировал ИА REGNUM тему прозрачности в межбюджетных отношениях. "Достаточно трудно контролировать бюджетные средства, которые идут в муниципалитеты, например, в виде долевых перечислений на выполнение той или иной программы. Муниципалитет, чтобы включиться в какую-то программу, расходует средства на подготовку проектно-сметной документации, на расчеты, но не всегда эти траты оправданы. Почему? Потому что конкретно по этому объекту, например, работы подготовительные все проведены, деньги потрачены, а решение о дополнительном финансировании на уровне областной власти не принимается.

Другой отрицательный момент. Сейчас самарское правительство предлагает опираться на данные статистики, которые, как мы знаем, не всегда бывает правдива. По статистике рисуется одна картина, а по налоговым данным получается, что у муниципалитета потенциала-то и нет. Или вот, например, возьмем производство скота или птицы. Если мы возьмем статистику по хозяйственной книге, то в регионе получается замечательная ситуация, а если пройдемся сами по дворам и проведем перепись животных по факту, то поймем что дело швах. Понимаете, я говорю о том, что мы врем друг другу. То есть пока не будет наведен порядок, можно будет заниматься приписками. Это дает возможность уводить деньги".