Сегодня, 18 октября, в Санкт-Петербурге в Главном штабе Государственного Эрмитажа начала работу V Международная научная конференция из цикла "История сталинизма", тема, выбранная в этом году - "Жизнь в терроре: социальные аспекты репрессий". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, писатель Даниил Гранин, открывая конференцию, отметил важность понимания того, насколько "в обществе эта тема "не выдохлась".

Уполномоченный по правам человека при президенте России Владимир Лукин отметил, что в современном российском обществе ощущается "атмосфера повышенной ненависти". Лукин считает, что это напрямую связано и с наследием прошлого, и с современным пониманием свободы у части граждан.

Владимир Лукин отметил, что люди, создававшие недавно показанные по центральным каналам фильмы об оппозиции, это люди, которые "не успели понять, что границы собственного кругозора и Вселенной - не одно и то же". "Но и их оппоненты придерживаются такого же мнения", - подчеркнул российский омбудсмен.

Советник президента России Михаил Федотов сообщил, что в Комиссию по реабилитации ежегодно поступает все меньше обращений от репрессированных и их родственников о реабилитации незаконно репрессированных, но все больше вопросов по поводу увековечении памяти жертв политических репрессий. В связи с этим, как отметил Федотов, необходимо несколько изменить законодательство, такая работа ведется. "Это, может быть, позволит решить задачу создания Мемориальных центров, посвященных жертвам политических репрессий, в Москве и Санкт-Петербурге", - сказал Федоров.

Также в законодательство необходимо внести поправки, которые бы позволили помогать пострадавшим от административных репрессий и также тем, кто пострадал от политических репрессий в годы СССР на территориях ныне уже бывших Союзных Республик. Соответствующий проект уже подготовлен и в ближайшее время будет рассмотрен на Комиссии по реабилитации и рекомендован для внесения в Государственную думу РФ.

Федотов также коснулся проблем доступа родственников к архивным делам своих близких, пострадавших от репрессий. Родственники получают отказ, так как в делах содержатся и персональные данные других людей, что ныне вступает в противоречие с федеральным Законом "О персональных данных".

Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин сообщил, что "федеральные архивы продолжают работать с темой": "Мы заканчиваем оцифровку личного архива Сталина, уже оцифрован архив Политбюро с 1919 по 1934 год".

Директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков отметил, что за последние четверть века в российском обществе в массовом сознании произошли значительные изменения в восприятии как самого Сталина, так и собственно той эпохи.

Гудков сообщил, что, если в 1888 году, согласно опросам, менее 1% тогда еще граждан СССР считали, что о Сталине через 20-30 лет будут вспоминать, как о выдающемся государственном деятеле, то в августе 2012 года именно Сталин возглавил список наиболее значимых фигур в российской новейшей истории. В 1998 году 60% россиян резко отрицательно оценивали роль Сталина в жизни страны, в 2012-м - 48% оценивают ее, как положительную, 22% - негативно.

По мнению ученого, к столь радикальным изменениям в массовом сознании привел целый ряд факторов: ушло целое поколение очевидцев, кто мог бы свидетельствовать о том времени, в стране изменилась политическая ситуация, восстановился авторитарный режим, изменились и ценностные установки в обществе, стремительно становящемся обществом потребления, которое потеряло интерес к своему прошлому.

Также Гудков отметил "политический контроль над СМИ", что приводит к тому, что массовое сознание оказывается в плену "мифов и пропаганды". При этом сокращается число и художественной, и исторической литературы, где можно было почерпнуть объективную информацию о той эпохе. И на этом фоне все более укрепляется "идея апологии государства, которое проводит ту политику, которая и нужна народу". "Возникает двойственный образ Сталина - с одной стороны, он виновен в репрессиях, терроре, гибели людей, а с другой - без него СССР не стал бы великой державой, - говорит Гудков. - Это не шизофрения массового сознания, а его бессилие, неспособность к объективной оценке".

Стремительно сокращается и объем знаний об ушедшей эпохе, которую принято называть "сталинской", и у российской молодежи. Гудков сказал, что если в середине 90-х годов XX века социологи отмечали, что около 30% молодых людей "ничего не знали о терроре", то сейчас около 70% ничего не знают.

Напомним, что V Международная научная конференция из цикла "История сталинизма" организована президентским центром Бориса Ельцина, Государственным архивом РФ, Обществом "Мемориал", Государственным музеем политической истории России, Фондом Дмитрия Лихачева.

Конференция продлится в Санкт-Петербурге до 20 октября.