Главный вопрос, который интересует экспертов после парламентских выборов в Грузии - как будут развиваться ее отношения с Россией. Многие эксперты уверены, что здесь существует и третья сторона. Как передает корреспондент ИА REGNUM, видеомост Москва - Тбилиси, прошедший 17 октября, дал возможность увидеть разные точки зрения на этот треугольник.

По словам главы аналитического бюро Alte Et Certe Андрея Епифанцева, социальный заказ Грузии включает в себя четыре основных пункта: "Абхазия, Южная Осетия в составе Грузии; сильный западный вектор - так или иначе, евроатлантический вектор развития; высокий уровень экономики и достойный уровень благосостояния населения". Четвертый, дополнительный фактор - дружба с Россией, сказал он.

Епифанцев считает, что добиться всего этого одновременно невозможно: курс на территориальную целостность ухудшит отношения с Россией, а значит, ударит по экономике Грузии. В то же время, сближение с Россией грозит потерей территорий и ставит под сомнение возможность следовать западному вектору. Но народ, отметил эксперт, "раз за разом выбирает лидеров, которые могут наиболее красиво объяснить, как они достигнут всех этих задач вместе и как при перемножении два на два получится пять, а еще лучше - даже шесть".

Руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе согласен, что правительство Грузии оказалось в непростом положении. Он подчеркнул, что США не заинтересованы в смене курса Грузии, ведь в этом случае они теряют "стратегическую инициативу во всем Кавказском регионе", становятся "третьим лишним". Поэтому он заключает, что "на данном этапе "Грузинская мечта" не будет делать каких-то резких поворотов в сторону России, тем более, что "Национальное движение" еще существует, и Михаил Саакашвили пока остается президентом".

Политолог и экс-глава ЦИК Грузии Нана Девдариани считает, что сложившийся после выборов расклад - это "исполнение американской мечты": обе парламентские партии имеют западный крен, и у коалиции "Грузинская мечта" небольшой перевес. При этом Девдариани ставит под сомнение реальность тех 40%, которые набрала партия Михаила Саакашвили. "Единое национальное движение", по ее оценкам, могло получить "от силы 10%", все остальное - это "чистая фальсификация".

Главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов добавил, что возможность вступления Грузии в НАТО - это "некий привлекательный манок", и "в их (НАТО) рассчеты входит постоянно держать Грузию в предбаннике", при этом влияя на политику Тбилиси. А что касается российско-грузинских отношений, то здесь, по мнению Куртова, важны не столько заявления нового правительства, сколько действия. В качестве одного из примеров Куртов ставит вопрос: "Будут ли отменены решения парламента Грузии, которыми была принята резолюция с явно антироссийским контекстом - о признании геноцида черкесов в Российской империи?"

Подводя итог обсуждению, Нана Девдариани сказала: "У меня складывается впечатление, что Россия не может разобраться с собой, внутри: если вы пытаетесь стать Западом, это совершенно меняет расклад. Тогда вы не можете упрекать Грузию в том, что она прозападная. Если вы пытаетесь остаться самими собой, то мы должны это знать". Уяснив это, страны будут готовы к конструктивному диалогу, считает политолог.