Реализацией государственных планов по интернетизации всей страны фактически будет заниматься одна компания - "Ростелеком". Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. Причем делать это "Ростелекому" придется из собственного бюджета, в отсутствии профильной государственной программы и финансовых вливаний. Нереалистичной задачей, лишенной здравого смысла, называет подобное положение вещей экономист председатель экспертного совета "Опора России" Никита Крический в статье "Интернетизация по-русски", опубликованной в "Московском комсомольце".

Напомним, заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович заявил, что уже к 2015 году широкополосным интернет-доступом (ШПД) планируется охватить 95% домохозяйств страны. На сегодняшний день проникновение ШПД в стране составляется порядка 40% домохозяйств. "Даже при сохранении нынешних темпов распространения ШПД через 3 года этот показатель мог бы максимум вырасти до 60%, но никак не до 95%, - уверен Кричевский. - Свое заявление зампред правительства, очевидно, сделал, основываясь на информации, предоставленной профильным министерством - Минсвязи. Глава ведомства Николай Никифоров ранее заявлял, что интернетизацией страны займется "Ростелеком" из своего бюджета".

"В этот момент другие телекомоператоры облегченно выдохнули. Интернет для них - точка роста, но отнюдь не прибыли: трафик растет быстрее, чем доходы, и идти в отдаленные регионы, где нет массового спроса, никто не торопится, - для коммерческих структур это неоправданно высокие расходы с размытой перспективой возврата инвестиций", - отмечает в своей публикации Никита Кричевский. Другой вопрос - почему именно "Ростелеком" был выбран чиновниками профильного министерства, как компания, которой надлежит участвовать в заведомо экономически невыгодной и провальной с точки зрения здравого смысла программе. Напомним, что инвестпрограмма компании на 2012 года составляет около 80 млрд рублей, половину из которых как раз и планировалось направить на развитие ШПД. Однако, по подсчетам экспертов, даже если бы "Ростелеком" израсходовал все средства на строительство сетей ШПД и вообще бы не занимался развитием других технологий, ему бы потребовалось как минимум 20 лет, чтобы решить поставленную правительством задачу.

"В профильном министерстве, которое возглавляет Николай Никифоров, за связь отвечает один из трех его замов, Денис Свердлов. Очевидно, Свердлов и есть тот человек, который мог бы как профессиональный связист прояснить, какой смысл сотрясать воздух и ставить заведомо нереалистичные задачи, - отмечает Кричевский. - Пока ответа нет, возникает другой вопрос: как будет развиваться отрасль? Будет ли профильное министерство, которое должно стоять на страже государственных интересов, игнорировать или учитывать мировой опыт и здравый смысл и что получит страна в результате такой "интернетизации"?

Эксперт напоминает, что в большинстве стран мира вопрос интернетизации решался исключительно благодаря наличию государственного финансирования и госпрограммы. В частности, в США, где покрытие ШПД в 2011 году составляла 70% населения, до 2020 года размер запланированного госфинансирования составит более $15 млрд. В Бразилии на интернетизацию населения до конца 2014 года власти потратят $14,6 млрд. Кстати, именно Бразилия, как отмечает Никита Крический, во многом сегодня является ориентиром для нас - проникновение ШПД в этой стране составляет порядка 30%. Даже в Германии целевой показатель по охвату населения ШПД составляет 90%. Хотя бы потому, что 10% граждан по разным соображениям просто не хотят подключаться к интернету. "В России все проще: сказано, будет 95% домохозяйств к 2015 году. Сказано, что основная компания, которая должна этим заниматься, - "Ростелеком", у которой "есть все необходимые ресурсы, чтобы решить задачу без дополнительной бюджетной поддержки" и "резко ускорить реализацию этих планов", - резюмирует Никита Кричевский и напоминает, что международный опыт подсказывает: для мобилизации участников телеком рынка на борьбу с цифровым неравенством государство, как правило, использует всевозможные методы стимуляции - налоговые льготы, общенациональные программы, моральное и материальное поощрение строительства сетей. Российское же Минсвязи, очевидно, решило особо не "заморачиваться".