Таможенный союз или свободная торговля с Евросоюзом: Армения на перепутье

Ереван, 14 октября 2012, 21:06 — REGNUM  Армяно-российская Программа долгосрочного экономического развития, подписанная в Ереване сроком на 8 лет, до 2020 г., является системным документом, в котором намечены амбициозные темпы развития двусторонних торговых и инвестиционных отношений, заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян в ходе прошедшего в столице республики Армяно-российского межрегионального форума.

По словам премьера, в этом документе указаны все направления двустороннего экономического сотрудничества. Соглашение является "прекрасной платформой для дальнейшего диалога", результатом которого должны стать практические действия, "необходимые гражданам Армении".

Между тем любые "практические действия" и все планы по расширению взаимного товарооборота плотно привязаны к возможностям транспортного сообщения между двумя странами. В этой связи советник президента России Игорь Левитин полагает, что грузоперевозки между Арменией и Россией должны, в основном, осуществляться железнодорожным путем.

В настоящее время компания "Южно-Кавказские железная дорога", являющаяся концессионером армянской железной дороги и 100-процентной "дочкой" РЖД, осуществляет грузовые и пассажирские перевозки лишь внутри Армении, а также по маршрутам Ереван-Батуми и Ереван-Поти. Все остальные направления из-за азербайджано-турецкой блокады Армении и бездействия абхазской железной дороги не эксплуатируются уже более 20 лет.

По словам Левитина, "непонятно, почему сейчас превалирует автомобильный транспорт, особенно если сопоставить ставки "от двери к двери" при перевозках через Верхний Ларс (погранпереход на грузино-российской границе - ред.) и железной дорогой через черноморские порты, отработанными морскими маршрутами". Действительно, нередко хозяйствующие субъекты Армении предпочитают осуществлять импортно-экспортные операции с использованием автомобильного грузового транспорта, поскольку время перевозок по "отработанным морским маршрутам" значительно превышает сроки перевозок грузов по автотрассам. В свете этого армянская сторона выражает крайнюю заинтересованность в деблокаде абхазской железной дороги. Ереван заявляет, что при достижении политического решения по этому вопросу готов принять любое посильное участие в процессе её реабилитации. В Армении также надеются, что последние политические перемены в Грузии, связанные с победой на парламентских выборах коалиции "Грузинская мечта", могут в перспективе способствовать решению этого вопроса. В этом случае время и стоимость оборота грузов между Арменией и Россией значительно сократится, поскольку отпадет необходимость в использовании паромных переправ.

Одновременно Левитин указал, что рассматриваются возможности участия Армении в Таможенном союзе - несмотря на отсутствие у республики общих границ с его членами.

Следует отметить, что это техническое препятствие не является основным фактором, препятствующим присоединению республики к ТС. Причины глубже. "Вступление в Таможенный союз не предполагает свободной торговли с третьими странами, не входящими в него, тогда как у Армении есть договор о свободной торговле, в частности, с соседней Грузией, которая никакого отношения к Таможенному союзу не имеет", - заявил министр экономики Тигран Давтян. Напомнив, что 85% внешней торговли Армении делят между собой страны СНГ и ЕС, Давтян также указал, что 60% государственного бюджета Армении формируется на государственной границе, а со вступлением в Таможенный союз управление этой статьей доходов будет передано в наднациональный центр, и я не уверен, что все решения этого центра будут на 100% удовлетворять государственным интересам Армении".

Уместно в этой связи напомнить, что в настоящее время Ереван ведет интенсивные переговоры с Евросоюзом относительно заключения соглашения о зоне свободной торговли. Предполагается, что документ может быть окончательно подготовлен и подписан уже в будущем году. Между тем посол Германии в Армении Райнер Морел на днях заявил, в частности, что основы Таможенного союза отличаются от принципов свободной торговли в ЕС. И если Ереван пойдет по этому пути, "отношения в другом формате" сформировать будет сложно, отметил дипломат.

Однако "по этому пути" Армения, видимо, так или иначе пойдет, что сделает проблематичными ее интеграцию с Европой. Тот же Тигран Давтян сообщил, что в плане интеграционных процессов постсоветское пространство для Армении является приоритетным направлением, причем настолько, что: "это даже обсуждать неинтересно". Кроме того, Ереван уже ратифицировал Соглашение о зоне свободной торговли СНГ, которое, по словам сопредседателя российско-армянской межправительственной комиссии, министра транспорта РФ Максима Соколова, "уже в ближайшее время вступит в силу". По его словам, "в будущем это станет общим рынком - с едиными экономическими и правовыми нормами, в рамках которого будут обеспечены свободный оборот товаров и капитала, а также миграция людей".

Это означает, что Армения может развивать отношения с ЕС настолько, насколько это будет возможно в рамках планов по развитию интеграции на постсоветском пространстве. И в этом смысле для Еревана актуализируются две проблемы: восстановление российско-грузинских экономических взаимосвязей, что может способствовать возрождению традиционных транспортных маршрутов, а также углубление экономической кооперации между Россией и Евросоюзом, что расширило бы возможности маневра для армянской стороны.

Ануш Левонян, Ереван

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.05.17
Кризис ушел, иностранный инвестор пришел. Вести из Казахстана
NB!
25.05.17
«Испанские танки впервые после Второй мировой вплотную подойдут к России»
NB!
25.05.17
«Испания считает, что русских можно напугать численностью войск»
NB!
25.05.17
Приднестровье: Додон — враг
NB!
25.05.17
Венесуэльское противостояние: каждый занят своим делом
NB!
25.05.17
Знали ли японцы о планах Германии напасть на СССР?
NB!
24.05.17
«Манчестер Юнайтед» — победитель ЛЕ 2016/17
NB!
24.05.17
Военный Донбасс: ЛНР проводит учения для детей, ВСУ подтягивают наемников
NB!
24.05.17
Керри порекомендовал американцам учить русский язык
NB!
24.05.17
Ответ на победу Рухани: США, Саудовская Аравия и Израиль против Ирана
NB!
24.05.17
Режим ЧС введён на Ставрополье: вода наступает на новые города
NB!
24.05.17
Широко шагает Азербайджан (Л. И. Брежнев)
NB!
24.05.17
МИД РФ о Молдавии и ПМР: Нам не привыкать слышать обвинения в «оккупации»
NB!
24.05.17
«Бизнес без инфаркта»? Предприниматели Кургана ждут помощи Путина
NB!
24.05.17
Путин: Надо повысить зарплаты бюджетникам, не попавшим в «майские указы»
NB!
24.05.17
Госдума призвала ПА ОБСЕ осудить запрет интернет-ресурсов РФ на Украине
NB!
24.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 мая
NB!
24.05.17
В Красноярском крае от огня пострадало уже порядка 70 домов
NB!
24.05.17
IT-компании смогут уплачивать льготные страховые взносы до 2023 года
NB!
24.05.17
МВД РФ не может сказать, чем Навальный лучше других граждан РФ
NB!
24.05.17
Владельцев земель, используемых не по назначению, не будут карать дважды
NB!
24.05.17
Мэрия Москвы молчит о том, кто признал пятиэтажки аварийными