"Президент Румынии Траян Бэсеску позволяет себе подвергать сомнению украино-румынскую государственную границу, поэтому ко всем его заявлениям об Украине следует относиться весьма скептически", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM 12 октября внефракционный депутат Верховной рады Украины Тарас Чорновол, комментируя заявление главы румынского государства, касающееся положения национальных меньшинств в обеих странах.

По словам депутата, румынский президент является противником Украины на международной политической арене и своими заявлениями постоянно старается дискредитировать Украину. "Любые слова, которые говорит Траян Бэсеску, особенно в отношениях с Украиной, стоит подвергать сомнению. На сегодня это единственный в мире лидер, который позволяет себе заявлять прямые территориальные претензии к Украине, который ставит под сомнение действующую сегодня государственную границу с Украиной и постоянно, на каждом шагу предъявляет к Украине определенные обвинения. У нас постоянный действующий конфликт с Румынией, который возникает, поскольку в большинстве международных организаций Румыния всегда выступает жестким критиком Украины и постоянно наносит удары, плюс является лоббистом большинства антиукраинских инициатив. Речь идет не об оценке власти и ее деятельности, а инициатив, которые непосредственно касаются самого государства Украина, отношения к Украине и украинскому народу. Это абсолютная постоянная позиция именно Траяна Бэсеску. Румынская дипломатия, которая координирует свои действия с позицией президента, очень активна именно в таком антиукраинском векторе. У нас, конечно, есть определенные достижения во взаимоотношениях с Румынией, в том числе, экономические. В конце концов, где-то на формальном уровне мы согласовываем и снимаем некоторые проблемы, которые возникают из-за заявлений президента Румынии, но, я еще раз говорю, отношения у нас проблемные", - заявил Чорновол.

Политик отметил особое отношение к национальным меньшинствам в Румынии, "которое до недавнего времени было политикой этноцида". "Я никогда в жизни ни от одной международной организации не видел вывода, что румынская политика в отношении национальных меньшинств является лучшей в Европе. Более того, я нигде не видел подтверждений того, что румынская политика в отношении национальных меньшинств вообще отвечает общеевропейским стандартам. А в отношении украинского национального меньшинства я бы сказал, что эта проблема стоит еще острее. Еще во времена Чаушеску происходило внедрение политики больших переселений. По сути, это были депортации, которые были подогнаны под идею национального укрупнения населенных пунктов, создания соответствующих коммун и т.п. Больше всех от этого пострадала венгерская община, второй начала страдать украинская. Если бы не революция в Румынии и не падение режима Чаушеску, я думаю, сегодня мы бы вообще не имели возможности говорить о самоидентифицированном украинском национальном меньшинстве. Были планы переселить украинцев в южную часть Румынии: депортация, рассеивание и смешивание с другими национальностями в рамках тех спецпоселений. Это была абсолютно дикая политика этноцида. Она не была до конца реализована и украинские места компактного проживания сохранились. К сожалению, в этих местах нет достаточных условий для образования и самореализации украинского населения. О каких достижениях говорит господин Бэсеску, я понять, в принципе, не могу. Слава Богу, сейчас хотя бы не сажают в тюрьму за то, что ты называешь себя украинцем. Минимальное образование какое-то есть, но получить нормальное образование невозможно. Таких вещей, как, например, в Черновицком университете, где полноценно действуют кафедры и специальные потоки румынского языка, в Румынии я не наблюдаю", - подчеркнул Чорновол.

Депутат отметил, что вопрос румынского нацменьшинства на Украине особый, "поскольку Румыния претендует на тех людей, которые себя румынами не считают". "Румыния постоянно провоцирует вопрос положения румынского национального меньшинства на Украине. Только возникает один нюанс - румыны заявляют, что на Украине проживает (я сейчас не назову точных цифр) мощная румынская диаспора. Но люди, которых называют румынами, в абсолютном большинстве идентифицируют себя, как молдаване. Был известный скандал, когда проходили поездки совместной украинско-румынской комиссии на уровне консульств для изучения условий работы и проживания национальных меньшинств, в первую очередь, румынского на Украине. Работа была сорвана буквально в один из первых визитов в селе, где один из руководителей румынской делегации заявлял, что там проживает более тысячи румын. Когда комиссия стала собирать этих людей, практически все из них, в количестве более 90% от общего числа, заявили, что они никакие не румыны, а молдаване. У румынских дипломатов началась истерика, они прекратили эти визиты и заявили, что это какая-то провокация против Румынии. Непонятно только, кто ее делал - те люди, которые считают себя молдаванами? На сегодня, насколько мне известно, количество тех представителей национальных меньшинств, которые идентифицируют себя как молдаване, с теми, кто идентифицирует себя как румыны, соотносится как 10 к 1. Не более 10% людей, на которых претендует Румыния, себя с Румынией идентифицируют. Но даже эта цифра завышена, поскольку сейчас себя румынами называет достаточно большое количество украинских граждан. Дело в том, что очень активно действует предоставление Румынией двойного гражданства, и определенная часть людей, которые себя идентифицируют как молдаване или даже украинцы, подают документы как румыны. И при всем при этом тех, кто себя не считает румынами в 10 раз больше. Поэтому пока что никакого понимания с Румынией у нас нет. Каких-то особых ограничений для румынского народа я не вижу. У нас есть села и даже районы, где вы не услышите украинский язык и все чиновники говорят на румынском, все выписки идут на румынском и власть использует румынский язык, несмотря на то, что он там еще не принят, как региональный. А в Румынии, по-моему, вы не найдете даже села, где можно было бы нормально общаться на украинском. Поэтому, все эти заявления вызывают у меня даже не удивление, а возмущение", - резюмировал Чорновол.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее Траян Бэсеску призвал Киев наделить "румынское меньшинство" на Украине теми же правами, которыми обладают украинцы в Румынии. В частности, на его встрече с президентом Всемирного конгресса украинцев (ВКУ) Евгением Чолием 9 октября стороны обсудили вопросы, касающиеся положения национальных меньшинств в обеих странах, и Бэсеску подчеркнул, что украинское меньшинство в Румынии располагает, помимо прочего, представительством в парламенте страны, а также специальными фондами, выделяемыми из государственного бюджета. Глава Румынии выразил желание, чтобы "румынское меньшинство" на Украине также пользовалось подобными правами. "Наше видение, касающееся вопроса меньшинств, таково, что в дополнение к их правам государство должно играть активную роль с тем, чтобы граждане других этнических групп чувствовали себя частью нации", - заявил Бэсеску. В свою очередь Чолий заявил, что Румыния является примером в том, что касается отношения к национальным меньшинствам. "Всякий раз, когда выпадает случай, я представляю Румынию в качестве примера её отношения к национальным меньшинствам и соблюдения прав человека. Румыния находится на самой высокой ступени по уровню уважения граждан других этнических групп", - уверяет он.

Справка ИА REGNUM: Согласно официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем сама постановка Бухарестом вопроса об украинских и молдавских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.