12 октября 2012 года британская Daily Telegraph опубликовала статью Нила Твиди "Большой секрет субмарины ее величества "Конкурер" (Conqueror): рейд к берегам России". (1) Статья рассказывает о секретной миссии британских подводников в водах российской Арктики в годы Холодной войны. Тайна оказалась рассекречена ровно спустя 30 лет после события.

Британский режиссер Стюарт Преббл сообщил о ней в своей новой книге. Военное министерство Великобритании, как утверждается, не снабжало его специально информацией, но и не воспрепятствовало обнародованию правды о "секретном подвиге" АПЛ "Конкурер" (рус. "Завоеватель") в Баренцевом море. Возможно, российские власти сейчас впервые узнают, какова была судьба одного из наиболее ревностно хранившихся советских секретов, полагает автор публикации.

К моменту этого "подвига" британская АПЛ "прославилась" тем, что в ходе Фолклендской войны потопила 2 мая 1982 года устаревший аргентинский крейсер "Адмирал Бельграно" (2). А в августе 1982 года, через два месяца после окончания Фолклендской войны, "Конкурер" уже выполнял сверхсекретные задания американцев в Арктике у морских баз советского Северного Флота.

По словам Твиди, "Конкурер" плыл как можно ближе к территориальным водам СССР, как это было официально разрешено - или, может быть, ближе". Таким образом, в означенной публикации содержится недвусмысленный намек на то, что британская субмарина для выполнения своей миссии оказалась в советских территориальных водах. Где точно была проведена эта операция под кодовым названием "Барменша", сейчас британские офицеры-подводники не говорят, однако есть веские основание полагать, что случилось это в нескольких милях от советских берегов Кольского полуострова.

Целью британской субмарины был рыболовецкий траулер, а, на самом деле, советское разведывательное судно. Подобного рода корабли, начиненные специальной аппаратурой, использовались обеими противостоящими сторонами в ходе Холодной войны. Так, разведывательные суда, замаскированные под мирные функции, постоянно присутствовали в районах военно-морских учений, осуществляли наблюдение за выходами кораблей из вражеских военно-морских баз и т. д.

Траулер выполнял свою службу под польским флагом. Он буксировал специальный гидролокатор, который и стал объектом интереса ЦРУ. Американцы снабдили британскую подводную лодку специальными изготовленными фирмой General Dynamics управляемыми на расстоянии с помощью электроники и телекамеры клещами, которые способны были перекусить трехдюймовый стальной трос, посредством которого и буксировался гидролокатор. Клещи должны были грызть, а не кусать трос. Это должно было создать у противника иллюзию, будто трос перетерся сам по себе.

На протяжении 1950-х и 1960-х годах англо-американцы отдыхали на лаврах, уверенные в подавляющем превосходстве своей военно-морской техники над молодым советским флотом. Однако, в 70-е годы ситуация стала коренным образом меняться. Советские атомные подводные лодки становились все лучше и лучше. Они двигались под водой все быстрее и все тише. Их становилось все больше и больше. В результате, именно советские АПЛ вышли на передний край борьбы в Холодной войне. В случае военного столкновения двух блоков советский подводный флот мог бы перерезать морские атлантические коммуникации НАТО.

Военно-морское соперничество подводных флотов враждебных сторон включало в себя и область сонарной техники и гидрофонов - специальных устройств, призванных выявлять присутствие и движение вражеских подводных лодок. Неприятным сюрпризом для военно-морских стран НАТО стало появление на вооружении у ВМФ СССР собственных и технически совершенных гидрофонов. "Конкуреру" и была поставлена задача тайно похитить такое устройство.

Задание Пентагона и ЦРУ было доверено для выполнения именно британским подводником, поскольку они якобы превосходили в своем ремесле американских коллег. Операция требовала ювелирного вождения под водой субмарины. Необходимо было незамеченными подкрасться под водой почти вплотную к траулеру. При этом гребной винт траулера находился бы всего в нескольких метрах от корпуса субмарины. Любой просчет и столкновение АПЛ и траулера становилось бы неизбежным. Кроме того, американцы руководствовались соображением, что в том случае, если британскую подлодку обнаружат в советских территориальных водах за выполнением секретной миссии, то международный скандал будет иметь меньший масштаб, чем, если бы это случилось с американской АПЛ. Ведь существовала реальная опасность того, что в случае обнаружения в советских территориальных водах, "Конкурер" мог бы подвергнуться атакам советской авиации и противолодочных сил.

Перед секретным заданием британский экипаж провел две тренировки: одну в Средиземном, другую в Баренцевом море. Британской АПЛ предстояло подойти незаметно к траулеру, из подводного положения с помощью телевизионной камеры подвести клещи к тросу и перерезать его так, чтобы это выглядело, как случайный обрыв. Трудность операции заключалась, в том, что вода Баренцева моря не славится своей прозрачностью. Операцию было необходимо проделать в темных его водах. После обрезания троса "Конкурер" должен был отбуксировать захваченный гидролокатор, чтобы завладеть им. Все это в итоге и удалось проделать британским подводникам. Захваченный советский гидрофон был доставлен АПЛ на ее базу в Клайд и оттуда самолетом направлен в Вашингтон к американцам.

После потопления "Адмирала Бельграно" в британских СМИ было достаточно спекуляций по поводу исчезновения судового журнала потопившей крейсер АПЛ "Конкурер". Преббл полагает, что этот судовой журнал, а также судовой журнал описанной секретной миссии в Баренцевом море, были намеренно уничтожены, чтобы сделать навсегда тайной истинное положение АПЛ, ее курсы и место действия.

Означенная публикация в Daily Telegraph, на самом деле, имеет актуальное политическое значение. История о британо-американском военно-морском сотрудничестве опубликована через день после того, как стало известно о провале планов по созданию объединенной европейской военно-промышленной корпорации. Участник этого предполагаемого альянса с британской стороны компания BAE Sistems как раз и занята сейчас подготовкой проекта и будущим строительством нового поколения британских АПЛ. Осуществить проект этот без содействия американцев сами британцы не в состоянии. Напоминанием о "подвигах" британских подводников для пользы заокеанского союзника и служит публикация о тайной операции в 1982 году в советских водах Баренцева моря. Военному сотрудничеству с европейцами британцы явно предпочитают сотрудничество с американцами.

И, наконец, статья в Daily Telegraph должна просто напомнить всем о прошлом и настоящем военном соперничестве в Арктике. И сейчас британские и американские АПЛ, как и прежде, поджидают у российских берегов вышедшие с баз в море российские субмарины с тем, чтобы сопровождать их в боевом походе.

Для справки. HMS Conqueror (кличка "Conks") - АПЛ типа "Черчилль" была заложена 5 декабря 1967 года, спущена на воду 18 августа 1969 года, вступила в строй 9 ноября 1971 года, выведена из состава флота 2 августа 1990 года. Участвовала в Фолклендской войне 1982 года. Водоизмещение 4900 тонн. Длина 86,9 м. Ширина 10,1 м. Осадка 8,2 м. Атомный реактор Роллс-Ройс. Скорость под водой 28 узлов. Экипаж 103 человека. Вооружение 6х533 мм торпедных аппаратов. Торпеды типа "Тайгерфиш", ракеты "Гарпун".

Источники:

1. http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/defence/9602103/HMS-Conquerors-biggest-secret-a-raid-on-Russia.html

2. Адмирал Бельграно" - бывший американский крейсер "Феникс" 1938 года постройки. При потоплении крейсера "Генерал Бельграно" погибло 323 человека его экипажа, что составляет около половины всех людских потерь Аргентины в Фолклендской войне.

Подготовил Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM