Ставшая уже классической схема возникновения напряженности в рядах казахстанских рабочих может говорить о наличии подстрекателя, так или иначе связанного с оппозицией. Предполагаемая цель - демонстрация возможностей по "управлению" протестными массами. К такому выводу пришли авторы ежемесячного обозрения "Обзор внутриполитических событий и трендов в Казахстане. Сентябрь 2012 года", подготовленного аналитиками Института политических решений. ИА REGNUM публикует работу с незначительными сокращениями.

Основные тенденции сентября

Общее количество знаковых внутриполитических событий в сентябре 2012 года составило 36.

Сентябрь открыл новый политический сезон. Количество знаковых внутриполитических событий по сравнению с прошлым месяцем увеличилось с 21 до 36 (более чем на 75%) и превысило даже пороговые значения января - периода проведения внеочередных парламентских выборов.

Причины резкого роста внутриполитической динамики:

1. Обострение внутриэлитного конфликта между ведущими группами влияния

2. Начало осенней сессии парламента

3. Ухудшение массовых социальных настроений сразу по нескольким параметрам (рост протестных настроений в трудовых коллективах, опасений за собственную безопасность в связи с увеличением количества криминальных и террористических актов в ряде регионов, недовольства этнокультурной и языковой политикой государства).

Определяющим трендом сентября стали проведенные президентом "знаковые" кадровые перестановки:

отставка Аслана Мусина с поста руководителя Администрации Президента и назначение на должность руководителя Счетного комитета;

• перемещение Карима Масимова на позицию руководителя администрации президента;

• назначение Серика Ахметова на пост премьер-министра и приход в правительство ряда новых фигур.

Произведенная ротация была необходима для стабилизации внутриэлитной обстановки. Но главная цель, скорее всего, связана с желанием президента восстановить подконтрольность и дееспособность своей администрации - как доминирующего игрока на внутриполитическом поле.

Второй тренд месяца - прогнозируемое в прошлом отчете начало новой волны социальных и трудовых конфликтов. Протестные настроения стали проявлять работники средних и мелких предприятий. При этом расширилась география протестов - по данным ИПР, в сентябре наблюдается их устойчивый рост в ранее спокойном северном регионе (в дополнение к западу и центру республики). Рост протестности на севере хотя и содержит в своей основе неудовлетворенность социальным положением, но в большей степени оно связано с этнокультурной и языковой политикой государства.

Третий тренд детерминирован началом работы Парламента и оживлением всего партийного пространства. Активизировалась оппозиция:

• инициатива члена президиума ОСДП "Азат" Булата Абилова по проведению референдума по целому блоку вопросов;

• судебный иск к акимату Алматы, оспаривающий запреты проведения акций в центре города;

• вступление ОСДП "Азат" в Социалистический интернационал;

• выход судебного разбирательства по делу Владимира Козлова, Серика Сапаргали, Акжаната Аминова в завершающую фазу.

Четвертый тренд сохраняет свою актуальность на протяжении всех летних месяцев и начала осени - это повышенная террористическая и криминальная активность, рост интенсивности внесистемных событий. В Атырауской области продолжают происходить чрезвычайные происшествия, расцениваемые как проявления религиозного экстремизма. Кроме того, слабостью региональных властей попытался воспользоваться местный криминалитет - для проведения целого ряда демонстративных акций.

Таким образом, можно констатировать, что новый кабинет министров и администрация президента вынуждены выстраивать работу в условиях роста социальных и внутриполитических рисков. Дополнительный элемент напряженности в политические процессы будет вноситься в результате уже осуществленных и только ожидаемых кадровых назначений, производимых в рамках перераспределения сфер влияния внутриэлитных групп.

Акценты месяца

Политические институты. Центральным событием месяца стало назначение Серика Ахметова премьер-министром и формирование нового состава правительства.

Выдвижение Серика Ахметова на позицию первого вице-премьера после внеочередных парламентских выборов просчитывалось экспертным сообществом как последняя ступень перед переходом в премьерское кресло. Однако обострение внутриэлитной конкуренции вынуждало Президента откладывать это назначение. Кроме того, сам Ахметов несколько затягивал процесс установления личного контроля над рядом важных бюрократических позиций (в частности, упоминавшееся в прошлом месяце развитие ситуации вокруг госхолдинга "Казагро"). Другие назначения в составе правительства позволяют говорить о том, что президент придерживается консервативной кадровой политики. Из ожидаемых отставок министров социального и силового блока произведена только одна - Гульшару Абдыкаликову на посту министра труда и социальной защиты сменил Серик Абенов. Остальные "проблемные" министры (МВД, Минсельхоз, Минобр, Минздрав) сохранили свои посты. Возможно, с точки зрения главы государства, причин для данных отставок пока еще недостаточно или же президент просто ждет для этого более удобного повода.

Обращает на себя внимание новая система неформального внутриправительственного баланса - Серик Ахметов уравновешен двумя вице-премьерами (Кайрат Келимбетов и Асет Исекешев), давно работающими в связке и формирующими альтернативную Ахметову внутриэлитную группу. При этом обеспечен и функциональный контраст: Ахметов, позиционирующийся как "крепкий хозяйственник", противо-поставлен молодым "менеджерам-технократам" - что предполагает еще и поколенческое соперничество группировок в правительстве. В качестве противовеса Серику Ахметову (и потенциального сменщика) в состав кабинета министров введен опытный управленец Крымбек Кушербаев. Несмотря на то, что жанаозенские события нанесли существенный удар по имиджу Кушербаева, президент продолжает рассматривать его в качестве доверенной фигуры. По ряду версий, Кушербаев давно готовился занять позицию вице-премьера и только внештатная ситуация в Жанаозене помешала ему войти в состав правительства в феврале, после внеочередных парламентских выборов. Наконец, немаловажное значение приобретает взаимодействие нового правительства с другими ветвями власти и, в первую очередь, с парламентом. В данном ключе решающее значение получает связка Серик Ахметов - Нурлан Нигматулин. Некоторые эксперты даже склонны считать ее прообразом новой внутриэлитной группы, костяк которой составят выходцы из Карагандинской области. Таким образом, произведенные кадровые перестановки указывают на стремление Нурсултана Назарбаева к большей, нежели прежде, фрагментации внутриэлитного пространства и увеличению количества групп влияния, что позволит выстраивать более стабильные системы взаимного сдерживания.

Административно-бюрократические процессы. Сектор продемон-стрировал наибольшую интенсивность событий в сентябре. Главным событием месяца стало сообщение, что экс-аким (губернатор - ИА REGNUM) Атырауской области Бергей Рыскалиев в экстренном порядке покинул Казахстан. Примечательно, что появления Рыскалиева в информационном пространстве так и не произошло - исходя из чего можно сделать вывод об обоснованности слухов о его домашнем аресте. Предположительно, претензии президента к Рыскалиеву удалось урегулировать неформальным путем, после чего он и получил разрешение на эмиграцию. Дополнительным условием неформальной договоренности стало смещение с государственных постов родственников Рыскалиева (депутат Мажилиса (нижней палаты парламента - ИА REGNUM) Аманжан Рыскали, аким Кызылкогинского района Атырауской области Сырым Рыскалиев).

Задержание бывшего заместителя акима Атырауской области Болата Даукенова и экс-начальника областного управления финансов Бауржана Джантемирова накануне отбытия Рыскалиева говорит о том, что именно им предстоит нести фактическое наказание за коррупционные преступления. Позднее в связи с расследуемыми коррупционными делами был арестован и бывший аким города Атырау (бывш. Гурьев - ИА REGNUM) Аскар Керимов.

Еще одним событием сектора стало оглашение приговора экс-акиму Жанаозена Ораку Сарбопееву, который за злоупотребление должностными полномочиями, растрату и хищение государственных средств получил 10 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества. Доведение судебного процесса до логического конца, несмотря на вынесенный в первый раз оправдательный приговор, говорят об однозначно проводимой линии жесткого наведения порядка в регионе.

Привлекло внимание сообщение, связанное с пограничниками Восточно-Казахстанской области. 11 военнослужащих, дезертировавших с пограничной заставы "Терсайрык" 18 июня, признаны потерпевшей стороной и освобождены от уголовной ответственности. Теперь уголовное дело рассматривается в отношении двух сержантов-контрактников и офицера-начальника данной погранзаставы.

Несколько событий связано со статистическими данными о росте преступности на 57,1% за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Заявленная цифра показывает эффективность внедренной с 1 января системы единой регистрации всех типов заявлений и сообщений, а также отход от оценки общей раскрываемости преступлений. Увеличение уровня преступности, являясь потенциально взрывоопасной темой, воспринимается общественностью как показатель неэффективности работы силовиков. В свою очередь, недовольство Астаны высоким уровнем преступности демонстрирует замена заместителя генерального прокурора, а также прокуроров 8 областей.

Несколько курьезным событием стало вступление в силу постановления правительства, утверждающее правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Документ воспринимается скорее как жест отчаяния власти, нежели как действенный шаг, способный обеспечить существенные результаты. Постановление демонстрирует исчерпанность традиционных мер противодействия коррупционным преступлениям, показывая общую неспособность силовиков противостоять подобным криминальным схемам.

Социальные процессы. В сентябре отмечено увеличение количества событий по сравнению с летним периодом. В самом начале месяца АО "РД "КазМунайГаз" выделило на социальные программы Атырауской области 6,6 млрд. тенге (1 USD = 150,6 KZT - ИА REGNUM). Из них 5,4 млрд. направлено на переселение жителей бесперспективных поселков Байчунас и Ескене Макатского района, а оставшиеся 1,2 млрд. - на завершение строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и детских садов. Помимо этих средств дополнительно выделяется 700 млн. тенге на осуществление трех-летней программы модернизации. Также планируется ассигнование 1,5 млрд. тенге на строительство в регионе автомобильных дорог.

Выделение столь внушительных сумм является, по сути, покупкой лояльности местных элит. Очевидно, что значительная часть этой суммы будет расхищена или перераспределена между аффилированными с местными чиновниками структурами - поскольку механизмы снижения коррупционной активности в регионе еще не отработаны. Стремление сгладить таким способом конфликтный потенциал одновременно показывает неспособность Центра к ведению конструктивного переговорного процесса либо отсутствие компетентных переговорщиков, обладающих нужными связями в местных группах влияния.

Второе событие сектора создали работники АО "Желдорстрой", строящие участок железной дороги "Жетыген - Коргас" в Алматинской области. Мотив забастовки - 7-месячная задолженность по зарплате. При этом работодатель не отказывает категорично в выплате денег, но просит подождать. Рабочие вынуждены перебиваться случайными заработками.

Третье событие - митинг дорожных рабочих предприятий "ГДРС Астана" и "Гордорремонтстрой" в Астане также произошел по причине трех-месячной задержки зарплаты, а также многолетних невыплат отпускных. В знак протеста люди самовольно покинули рабочие места. Активистов было чуть больше 20 человек, но они отстаивали интересы как минимум 100 сотрудников.

Четвертое событие связано с рабочими подрядной организации ТОО "Инвестиционная группа "Жер-Олжа", строящими колонию специального режима в Уральске. Руководство не выплачивало им заработную плату лишь около 1 недели. В результате трудящиеся бастовали вплоть до сообщения о переводе средств на выплату зарплат. Активное проявление недовольства даже в связи с таким незначительным сроком задержки показывает, что рабочие наняты организацией на короткий срок, скорее всего - лишь на период возведения колонии. Можно предположить, что строители не имеют официального оформления по трудовому законодательству, а значит, никак не застрахованы от мошенничества работодателя, обещавшего расплачиваться либо понедельно, либо по ходу завершения этапов строительства.

Пятое событие сектора - обострение ситуации с инвалидами корпорации "Казахмыс", которые в начале месяца подали в суд повторный иск с требованием увеличить размеры компенсации. Однако руководство компании с доводами инвалидов не согласилось, ссылаясь на заключенный коллективный договор, по которому протестующие и так получают увеличенные выплаты. Теперь бывшие шахтеры считают своей промежуточной целью расторжение несправедливого трудового договора.

Вновь появились признаки обострения ситуации в Жанаозене. Акцию протеста устроили несколько десятков сотрудников ТОО "Мунай Филд Сервис". Трудящиеся бойкотировали работу предприятия с требованиями выплаты долгов по заработной плате и улучшению социальных условий. Конфликтный потенциал начал нарастать с весны текущего года, когда сотрудников ТОО пытались сократить, но после вмешательства местных властей увольнений не произошло. Тем не менее, начались проблемы с зарплатой, несмотря на имеющийся у предприятия объем работ. Сотрудники компании поясняют, что спор носит исключительно трудовой характер. Забастовку посетил аким мэр - ИА REGNUM) Жанаозена Серикбай Трумов, после чего директор предприятия пообещал выполнить часть требований бастующих.

Участие главы города в разрешении трудового спора показывает, что местная исполнительная власть пытается держать руку "на пульсе" социальных настроений и зачастую перестраховывается, что в свете жанаозенских событий выглядит вполне оправданно.

Партийное пространство. Начало нового политического сезона ознаменовалось несколькими значимыми событиями. Первым стало вступление ОСДП "Азат" в международный Социалистический интернационал на 24-ом конгрессе в Кейптауне. ОСДП попала в число 14 партий мира, прошедших вступительные процедуры (заявки на вступление подавали более 140 партий). По-видимому, руководство партии, стремясь выделиться на фоне открытия политического сезона, попыталось укрепить имидж ОСДП за счет приобщения к международной организации.

Второе событие - состоявшийся 7 сентября пленум Центрального совета ДПК "Ак жол", на котором были утверждены основные направления деятельности парламентской фракции. Пленум подвел итоги прошедших региональных поездок депутатов и встреч с избирателями в период парламентских каникул. Значимым вопросом повестки дня явилось обсуждение ситуации вокруг депутата Мажилиса Аманжана Рыскали. Вероятно, оговаривалась кандидатура его возможного преемника.

Следующий пленум ЦС, прошедший 15 сентября, подтвердил ожидания - на нем было рассмотрено заявление депутата Рыскали о сложении депутатских полномочий и принято решение о передаче его мандата Талгату Ергалиеву. В своем заявлении Рыскали указал, что "при принятии этого решения исходит из морально-этических соображений и возникшего общественного резонанса, но остается членом партии". Председатель "Ак жола" Азат Перуашев призвал однопартийцев не делать из этого сенсацию, а рассматривать как здоровую ротацию кадров с целью эффективного использования 8 имеющихся у партии мест в Мажилисе. Данное событие использовано оппонентами ДПК "Ак жол" для критики административно-организаторских способностей руководства партии.

Заметным событием сектора стал судебный иск к акимату и маслихату Алма-Аты, оспаривающий запреты на проведение митингов в центре города. Иск был подан лидерами ОСДП "Азат" (Булат Абилов, Гульжан Ергалиева, Амиржан Косанов, Маржан Аспандиярова, Ермурат Бапи). Осознавая неминуемость поражения в суде, оппозиционеры намерены добиться максимального усиления общественного резонанса вокруг вопросов проведения митингов и демонстраций.

Ближе к концу месяца прошла массовая рассылка писем по электронной почте с адреса, якобы принадлежащего председателю ДПК "Ак жол" Азату Перуашеву. Информационная провокация последовала сразу же после отставки Аслана Мусина и содержала якобы личное признание Перуашева о его причастности к ряду компрометирующих событий. В незамедлительно последовавшем опровержении глава ДПК назвал это письмо фальшивкой.

Еще одним событием сектора стал перевод Бахытжана Сагинтаева с поста министра экономического развития и торговли на позицию первого заместителя председателя НДП "Нур Отан". Вероятнее всего, министерскую позицию Сагинтаева необходимо было расчистить для расстановки балансиров в общей системе сдержек и противовесов. Кроме того велика вероятность, что назначение Сагинтаева произведено для ослабления спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина - с целью снижения риска формирования "карагандинской" связки Нигматулин - Ахметов.

Внесистемные события. Количество событий сектора говорит о сохранении в республике высокой интенсивности внесистемных угроз. Первое событие связано с расследованием массовых убийств в Иле-Алатауском национальном парке. Новость о задержании егеря верхнего кордона Алексея Шкилева и продлении прокуратурой срока его содержания на 2 месяца говорит о логическом тупике хода следствия. Недостаточность повода для задержания Шкилева (2 незарегистрированных ружья в обгоревшем доме), а также родственные связи с убитыми способствуют появлению версии о явной "перестраховке" со стороны МВД. Создан негативный информационный фон: следствие задержало лесника либо от безысходности, либо нарочно изолирует его от общества как единственного знающего не подлежащую разглашению подоплеку ЧП.

Ближе к концу месяца полиция Алматинской области распространила ориентировку, согласно которой за совершение преступления в заповеднике разыскиваются 2 члена радикального течения ислама. Как отмечается в ориентировке, данные лица "могут быть вооружены и намерены совершить террористический акт против правоохранительных органов с использованием формы сотрудников полиции для проникновения в административное здание городского УВД". Тем самым силовики Алматинской области заранее страхуются от случаев, подобных нападению на дежурную часть ГУВД Атырау.

Второе событие потянуло за собой цепь происшествий в Атырауской области. Взрыв в Атырау, унесший жизнь 21-летнего Нурлыбека Сакауова, квалифицирован как "неосторожное обращение с самодельным взрывным устройством". Упоминание расположенной близ места происшествия мечети породило в обществе активную полемику о чрезмерной распространенности радикального ислама, приверженцем которого якобы и был погибший.

Через 4 дня были арестованы 4 подозреваемых в связях с Сакауовым. Прописка одного из них в городе Кульсары привела следствие к убежищу боевиков в этом населенном пункте. В итоге, 12 сентября спецслужбами была проведена антитеррористическая операция, в ходе которой ликвидированы 6 человек.

В ночь с 14 на 15 сентября в Атырау на площади Исатая Махамбета неизвестные ранили постового ГУВД. После применения полицейским табельного оружия преступники скрылись. Затем двое неизвестных попытались проникнуть в ГУВД, бросив бутылку с зажигательной смесью в направлении контрольно-пропускного пункта и ранив находящегося в помещении военнослужащего. В результате установления лиц, подозреваемых в нападении на ГУВД, полиция вышла к одному из домов дачного массива "Коктем" в пригороде Атырау. На предложение сдаться блокированные лица ответили отказом и открыли огонь по сотрудникам спецподразделений. По итогам антитеррористической операции четверо боевиков были ликвидированы.

Данные эксцессы говорят о недостаточном качестве работы силовиков в Атырау. Криминалитет использует момент "затишья", образовавшийся в результате смены власти в регионе, для демонстрации собственных сил и возможностей. Можно предположить, что это - своего рода противодействие попыткам Центра укрепить позиции команды нового акима области. Однако пока правоохранительные органы демонстрируют приверженность к силовому решению вопроса путем физического уничтожения подозреваемых. Учитывая, что криминальное подполье не озвучивает каких-либо требований или условий, силовой метод решения представляется наиболее рациональным на данном этапе.

Еще одно внесистемное событие произошло в Центральном Казахстане. Волнения среди заключенных колонии АК 159/18 Карагандинской области возникли в результате протеста против перевода части заключенных в другие колонии. По официальной информации, взбунтовались 32 зека. Пятеро из них после помещения в штрафной изолятор нанесли себе телесные повреждения. Кроме того, протестуя против действий руководства колонии (запрет свиданий), родственники осужденных штурмовали КПП, некоторые из них арестованы.

Примечательно, что для поддержания порядка на территорию колонии были введены 140 сотрудников внутренних войск. Такое количество военнослужащих дает основания предполагать, что в колонии проходил масштабный бунт. Военные были введены на объект, поскольку внутренняя служба охраны уже не могла справиться самостоятельно.

Группы влияния и политические элиты. Существенное влияние на внутриэлитную ситуацию в сентябре оказали события, связанные с кадровыми переназначениями последней недели месяца: Карим Масимов назначен руководителем администрации президента, Аслан Мусин - председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а Серик Ахметов - премьер-министром. Занятие Каримом Масимовым поста руководителя администрации президента ожидалось давно и говорит о сохранении кредита доверия главы государства и высокой оценке его работы на посту премьер-министра. Новым назначением Нурсултан Назарбаев устраивает своеобразную "обкатку" не столько экономических, сколько аппаратно-управленческих качеств Карима Масимова, тестирует его дееспособность на неформальном властно-политическом уровне.

Второе событие сектора - новое назначение Аслана Мусина, по сути, являясь кадровым понижением, тем не менее, не говорит о полной утере им доверия Президента, поскольку в руках нового главы Счетного комитета появился весомый рычаг давления на правительство. Президент не заинтересован в полном ослаблении группы Мусина.

Еще одно событие произошло в ходе встречи президента и председателя Национального банка Григория Марченко. Глава государства дал Марченко поручения по разработке предложений дальнейшего реформирования пенсионной системы. Событие говорит о решении президента поручить потенциально опасное направление реформ руководителю Нацбанка. Возможные цели:

• расфокусировка критического потока от министерства труда и социальной защиты населения и правительства в целом;

• использование Марченко как проводника непопулярной реформы перед его возможным уходом с поста главы Нацбанка.

Тем самым львиная доля критики по пенсионным реформам будет сконцентрирована на председателе Нацбанка. Первое подтверждение тому - состоявшийся под лозунгом "Остановить Марченко!" митинг против повышения пенсионного возраста для женщин. Необходимо отметить, что Григорий Марченко уже привлекался ранее президентом для проведения непопулярных мер - в частности, девальвации тенге в 2009 году.

Идеологическая сфера. За прошедший месяц в секторе зарегистрировано 2 события. Открытие осенней сессии парламента породило ожидания выступления президента по наиболее злободневным внутриполитическим темам. Однако, вопреки этому, глобальных системообразующих заявлений от главы республики не последовало. Это может говорить о следующем:

• Глава государства информирован о внутриполитической ситуации, но не считает возможным предпринимать ответные действия до получения исчерпывающей информации из альтернативных источников;

• Президент не рассматривает целесообразность обсуждения наиболее острых внутриполитических проблем на уровне парламента в силу афиллированности партий и депутатских групп с различными внутриэлитными центрами.

Вторым событием сектора стало предложение министра культуры и информации Дархана Мынбая об установлении цензуры для негосударственных СМИ на период возникновения чрезвычайных ситуаций. Предполагается, что по договоренности с руководством телеканалов, газет и интернет-изданий не будет подаваться любая информация, кроме официальной.

Подобная инициатива МКИ косвенно говорит о том, что количество ЧП в текущий период перешло адекватный предел, а также о возможном ожидании новых происшествий. В этих условиях информационные войны между конкурирующими элитными группами наносят существенный урон имиджу власти в целом.

В то же время принятие этого предложения может трактоваться как ущемление одной из основополагающих демократических свобод, провозглашенных Конституцией, и вызывать нарекания со стороны так называемой международной общественности.

Национальная и религиозная политика. За отчетный период в секторе произошло всего 2 два события. Первое связано с перерегистрацией религиозных объединений. Оправдались обозначенные в отчете за прошлый месяц опасения о возможном сокращении количества религиозных объединений по итогам перерегистрации.

Председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф озвучил прогноз, согласно которому количество объединений в Казахстане к 25 октября сократится почти на треть - с 4 тыс. 551 примерно до 3 тыс. Существенное уменьшение количества религиозных общин может быть воспринято как ущемление прав верующих. Заявление Лама Шарифа способно натолкнуть общество на домыслы, что в Республике разрастаются радикальные религиозные общины (на фоне внесистемных событий, совершенных приверженцами крайнего ислама) и именно их, как незаконные, не перерегистрировали.

Однако на деле данное сокращение никак не коснулось реальных последователей экстремистских течений ислама, поскольку они не признают легитимности светских властей и не ставят перед собой задач регистрации. В то же время объединения других конфессий фактически выталкиваются из правового поля.

Второе событие - массовая драка казахстанских и индийских рабочих компании "Норт Каспиан Оперейтинг Компани", произошедшая на искусственном острове "Д" месторождения Кашаган в Атырауской области. Численность вовлеченных составила несколько десятков человек. Потасовка возникла из-за незначительной бытовой ссоры. Улаживали конфликт прибывшие на остров сотрудники правоохранительных органов.

Ставшая уже классической схема возникновения напряженности в рядах рабочих может говорить о наличии подстрекателя, так или иначе связанного с оппозицией. Предполагаемая цель - демонстрация возможностей по "управлению" протестными массами в Атырауской области.

Политэмигранты. Единственным событием сектора является отказ суда в Актау по ходатайству о возможности дачи свидетельских показаний Мухтаром Аблязовым (опальный банкир - ИА REGNUM), Ириной Петрушовой (главный редактор газеты "Республика", Игорем Винявским (главный редактор газеты "Взгляд") и другими свидетелями защиты по "делу Козлова, Сапаргали, Аминова" дистанционно, в формате видеоконференции.

Стремление радикальной оппозиции использовать разбирательство для генерирования информационных поводов ориентировано на внешнюю аудиторию и практически ничем не может помочь подсудимым. Главная задача подобных вбросов - реализация всех возможностей для формирования имиджа преследуемых по политическим мотивам. Это делает власть удобной мишенью для критики со стороны оппозиционных СМИ и международных правозащитников.

Гражданское общество. Член президиума ОСДП "Азат" Булат Абилов выдвинул инициативу проведения референдума сразу по 3 вопросам:

• вступление Казахстана в Евразийский союз;

• возврат приватизированных в 1990-х годах стратегических пред-приятий;

• выборность акимов.

Идея была поддержана рядом оппозиционных НПО. Инициатива проведения референдума - попытка яркого вступления в новый политический сезон радикального крыла ОСДП "Азат". Это скорее политтехнологический ход, нацеленный на получение дополнительных имиджевых очков, нежели реалистичная политическая инициатива. Постановка сразу 3-х идейно разобщенных вопросов говорит о том, что инициаторы вряд ли рассчитывают довести идею до практического воплощения.

Прогнозы и риски на кратко- и среднесрочную перспективу

1. После произведенных отставок и переназначений нарушен баланс сфер влияния среди неформальных элитных групп. Основные усилия президента в ближайшие месяцы будут направлены на формирование новых сдержек и противовесов в общей системе внутриэлитного противостояния. Скорее всего, Нурсултан Назарбаев будет заинтересован в "утяжелении" сразу нескольких групп влияния. Последние события показывают, что пока приоритет отдается условной "карагандинской" группе Ахметова.

2. Анонсированная сделка о продаже группой "Верный капитал" пакета акций "Казцинка" корпорации Glencore свидетельствует о продолжении стратегии вывода активов Булатом Утемуратовым.

3. Поручение президентом дальнейшего реформирования пенсионной системы председателю Национального банка Григорию Марченко неявно говорит о стремлении последнего добиться увеличения собственного веса в исполнительной власти. Можно предположить, что в контексте президентской программной статьи "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" с целью оптимизации исполнения социальных реформ готовится площадка для прихода Марченко в правительство.

4. Активные действия силовых структур по поиску и уничтожению террористических групп в Атырауской области постепенно способствуют нормализации обстановки. Большое значение имеет и вывод ряда тяжеловесных фигур из формата региональной политики в связи с расследованием коррупционных дел. Можно ожидать, что при сохранении давления Центра периодичность внесистемных событий в регионе пойдет на убыль. Стабилизация обстановки достижима ориентировочно к концу осени - началу зимы.

5. Появление нескольких внутриэлитных групп, наделенных президентом определенными контрольными полномочиями, неизбежно подталкивает их к обострению конкуренции. Не исключено, что в ближайшее время развернется борьба между администрацией президента и парламентом по обладанию максимально возможным набором контрольных функций. Первые шаги уже сделаны - партия "Ак жол" выступила с инициативой увеличения полномочий парламента.