Не так давно в Вильнюсе прошла встреча премьеров Эстонии, Латвии и Литвы. Был подписан очередной меморандум, подтверждающий приверженность трех стран проекту строительства Висагинской АЭС в Литве, а также обсуждались перспективы строительства скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica.

Значимость этих проектов для стран Прибалтики тем выше, чем скорее подходит к концу бюджетный период 2007-2013 гг. в Европе. Есть все основания предполагать, что в следующей семилетке бюджетные вливания ЕС в страны-неофиты сократятся. Поэтому политики ищут способ компенсировать потери запуском крупных инвестиционных проектов.

При этом, и проект новой АЭС, и железной дороги имеют крайне неясное технико-экономическое обоснование, и фактически являются политическими. Главным двигателем проекта Rail Baltic, как известно, выступает Эстония. Как уверяет еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас, проект Rail Baltica имеет все шансы получить финансирование ЕС в объеме 85%, что свидетельствует о том, что частные инвестиции в этот проект не рвутся. Как не рвутся в него и балтийские соседки. Латвия предпочитает "синицу в руке", считая развитие железнодорожного сообщения с Россией более приоритетным направлением, тем более, что оно позволяет выйти на азиатские транзитные рынки. Собеседники из числа литовских политиков также выражали сомнение в том, что Боливар (т.е. бюджет) выдержит сразу троих - и АЭС, и Rail Baltic, а также еще и создание собственного газового терминала в Клайпеде. В этих условиях эстонскому премьеру тем более важно было продемонстрировать полную солидарность с литовским коллегой, формально поддержав строительство АЭС. При этом держа в кармане фигу в виде двух оговорок - о гарантиях рентабельности проекта (которые дать никто не сможет) и о необходимости положительных итогов референдума о строительстве АЭС. Последний пройдет 14 октября одновременно с парламентскими выборами. И существует очень большая вероятность, что литовские избиратели отправят на скамейку запасных нынешнюю праволиберальную коалицию, одновременно отвергнув и проект АЭС.

Для Эстонии это будет не самый плохой вариант. Эстонский премьер, как и обещает, выскажет свое публичное сожаление. При этом нашей стране не придется вкладываться в рискованный долгосрочный проект на территории другого государства, на который пока европейских денег раздобыть не удается. Литва же сможет уделить больше внимания строительству железной дороги.

Статья была подготовленна для эстонского издания "Деловые Ведомости"