С 5-го по 7-ое октября с.г. в столице Албании Тиране прошло осеннее заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Повестка дня заседания изначально настраивала делегатов на серьезный разговор по актуальным проблемам государств-членов ОБСЕ. На первой сессии предусматривалось рассмотреть вопрос: "Содействие и защита многонациональных и мультикультурных сообществ в регионе ОБСЕ". Насколько эта тема актуальна для армянского народа, думается, нет необходимости долго разъяснять. Достаточно отметить, что восьмимиллионная армянская диаспора сосредоточена в основном в регионе ОБСЕ.

Пользуясь предоставленной мне возможностью выступить, я естественно выразил чувство благодарности граждан Республики Армения лидерам и народам России, США, Франции, Ливана, Ирана, Канады, Иордании, Египта, Польши, Болгарии и многих других стран, которые не только приютили сотни тысяч наших соотечественников, чудом спасшихся от Геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 гг, но и окружили их вниманием и заботой, создали все условия для сохранения своего языка, культуры, самобытности и национальных традиций. На этом фоне во мне пробудилась неодолимая потребность еще раз поразмыслить о судьбе армян, которые на протяжении тысячелетий компактно проживали на своих исторических землях. Затем в годы первой мировой войны пришедшее к власти правительство младотурков Османской империи начало планомерное физическое уничтожение, массовую депортацию армян со своей исторической Родины - Западной Армении в условиях, которые в конечном итоге приводили к их неминуемой гибели. В результате злодеяний младотурков Армянский народ потерял более полутора миллионов своих сыновей и дочерей и девять десятых территории своей исторической Родины. И на оставшемся клочке своей исторической Родины в мае 1918 года была основана и провозглашена первая независимая Армянская Республика, правопреемницей которой в ноябре 1920 года стала Советская Армения.

Напомним читателям, что на следующий же день провозглашения советской власти в Ереване Азербайджанский революционный комитет (Азревком) декларировал о признании так называемых спорных (на самом деле бесспорно армянских) территорий неотъемлемыми частями Советской Армении. Казалось, что притязаниям азербайджанцев на Нагорный Карабах поставлен конец. Тем более, что 12 июня 1921 г. на основе декларации и неоднократных актов волеизъявления населения этого края Нагорный Карабах был объявлен неотъемлемой частью Советской Армении. Но, увы, под давлением Сталина 5 июля 1921 года Кавказское бюро ВКП(б) территорию, де-юре принадлежащую Советской Армении, постановило оставить в пределах Азербайджанской ССР. И с этого злополучного дня для проживающих в Нагорно-Карабахской области армян начались суровые годы борьбы за свое физическое выживание.

Еще в советский период своей истории власти Армении и Нагорного Карабаха неоднократно обращались к советскому руководству с просьбой о восстановлении исторической справедливости - воссоединении Нагорного Карабаха и Нахиджеванской автономной республики с Арменией, этих исконных исторических армянских территорий. Сказанному есть множество документальных свидетельств, подтверждающих подлинность этого утверждения, в том числе в трудах всемирно признанных ученых-историков.

Этот вопрос, казалось бы, вступил в стадию положительного решения. В частности, 30 сентября 1966 года Советское руководство (ЦК КПСС и Совет Министерств СССР), самым тщательным образом рассмотрев письмо руководителей Армении в свой адрес, дало поручение властям Армении и Азербайджана совместно подготовить вопрос по Нагорному Карабаху. Доводы армянской стороны о необходимости объединения Нагорного Карабаха и Нахиджевана с Арменией были настолько убедительны, что советское руководство, как свидетельствует многочисленные документальные источники, склонялось в пользу удовлетворения ходатайства нашей республики. Люди тогда поверили в то, что наконец-то историческая справедливость восторжествует. Однако, именно в дни рассмотрения этого вопроса в ЦК КПСС и Совете Министров СССР в селе Куропаткино Мартунинского района Нагорно-Карабахской Автономной Области разразилась дикая трагедия, переполнившая на долгие годы горькую чашу проблем армяно-азербайджанских отношений.

Так, азербайджанец по национальности Аршад Мамедов, будучи директором местной сельской школы, вместе со своими родственниками А.Х. Мамедовым и З.С. Мамедовым организовали убийство с особой жестокостью восьмилетнего армянского мальчика Нельсона Мовсисяна. Ребенку выкололи глаза, а в голову вбили гвозди. Это чудовищное преступление было тщательно запланированной акцией. Надо было любой ценой накалить армяно-азербайджанское противостояние до предела, причем не только в Нагорном Карабахе и Нахиджеване, но и по всей территории Азербайджана. Ведь в те годы в этой стране армяне проживали компактно и в других регионах Азербайджанской ССР, например, в Баку проживало от 150-и до 200 тысяч армян, десятки тысяч армян проживали в Кировабаде, Сумгаите, Шамхоре, Чардахлы...

Перед боязнью спровоцировать массовые погромы армян на всей территории Азербайджана со стороны азербайджанских националистов и экстремистов, официальная Москва в то время воздержалась от решения вопроса о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. Тем более, что Кремль был проинформирован о том, что националистически и экстремистски настроенные азербайджанские молодчики действуют по непосредственной наводке спецслужб этой страны.

После данного трагического события, взбудоражившего общественность всей страны (имеется в виду СССР), политика азербайджанских властей в отношении армян стала более коварной и изощрённой. О том, какими методами действовали азербайджанские власти в отношении армян разоткровенничался президент Азербайджана Гейдар Алиев. Вот что он сказал 25 июня 2002 года в своем интервью газете "Бакинский рабочий": "Я говорю о периоде, когда был первым секретарем ЦК КП Азербайджана (в 1969-1982 гг. Г.Алиев был первым секретарем ЦК КП Азербайджана) и много помогал развитию Нагорного Карабаха. Одновременно я старался изменить там демографию. К примеру, Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза, у нас все возражали против этого. Я подумал и решил открыть. В итоге азербайджанцев из прилегающих районов мы отправили учиться не в Баку, а туда... (имеет в виду Нагорный Карабах - А.Г.). Или открыв в Нагорно-Карабахской Автономной Области большую обувную фабрику, направляя туда азербайджанцев из окружающих область мест. Этим и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе стало больше азербайджанцев, а число армян сократилось".

Гейдар Алиев в интервью честно признался о политике, проводимой азербайджанскими властями в отношении армянского населения на протяжении десятилетий. Следствием подобной политики азербайджанского руководства стала массовая эмиграция многих тысяч армянских семей из армянонаселенных городов и сел не только Нагорного Карабаха и Нахиджевана, но и из всего Азербайджана. Ущемление национальных интересов армянского населения Азербайджана во всех сферах жизнедеятельности было главенствующим направлением национальной политики азербайджанского руководства. В этих условиях единственную возможность для своего физического выживания армянское население Нагорного Карабаха видело в воссоединении с Арменией.

Тогда, 20 февраля 1988 года в полном соответствии с Конституцией СССР сессия областного Совета народных депутатов НКАО в Степанакерте приняла обращение к Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР, а также и СССР с просьбой о разрешении выхода из состава Азербайджана и присоединении к Армении. После принятия этого обращения азербайджанские власти начали целенаправленно накалять обстановку в армянонаселенных городах и селах по всей территории Азербайджана. Это не могло не привести к кровопролитию.

Небезызвестный азербайджанский политолог Зардушт Али Заде, утверждал, что "за день до погромов" (имеет в виду армянские погромы, имевшие место в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. - А.Г.) Сумгаит посетили первый секретарь ЦК КП Азербайджана Кямран Багиров и председатель правительства Гасан Сеидов: "Вечером они встретились с горожанами в большом клубе химиков. Зал засыпал первых лиц вопросами и обвинениями. Обстановка накалилась настолько, что лидеры республики были вынуждены ретироваться через черный ход и убыть в Баку" (Зардушт Али-Заде "Азербайджанская элита и массы в период распада СССР. Статья - мемуары о бурном времени).

Вот как описывает дальнейшие события благородный русский офицер чести, в 1990-1991 гг. начальник следственно-оперативной группы МВД СССР в Нагорно-Карабахской области Виктор Кривопусков, который и сейчас на высокой дипломатической службе совместно с Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Армении Вячеславом Коваленко продолжают честно служить России. В своей документальной книге "Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР", он констатирует: "К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распаленные митинговыми призывами (каждое выступление митингующих в тот день в Сумгаите неизменно кончалось призывом -"Смерть армянам" - А.Г.), подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешел во власть погромщиков".

В ходе беспорядков по распространяемой тогда официальной версии погибло 26 граждан армянской национальности, более ста человек были ранены. Между тем опросы родных и близких говорят о гибели более 150 мирных армянских граждан, проживающих в Сумгаите. В ходе операции по наведению порядка телесные повреждения различной степени тяжести получили 276 военнослужащих.

После сумгаитских погромов великий гуманист и ученый Андрей Сахаров 26 ноября 1988 года в газете "New York Times" напишет, что эти погромы "представляют реальную угрозу уничтожения для армянского населения Азербайджана и Нагорно-Карабахской Автономной Области, 80% населения которой составляют армяне".

Политика азербайджанских властей по провоцированию армянских погромов сумгаитской трагедией не завершилась. Так, по свидетельству одного из наиболее известных исследователей Кавказа Томаса Де Ваала (автора книги "Черный сад" о Нагорном Карабахе), 12 января 1990 года Неймат Панахов и Расим Газиев, представители радикального крыла народного фронта Азербайджана, выступили по Бакинскому телевидению и заявили, что Баку переполнен бездомными беженцами, а тысячи армян до сих пор живут в комфорте, - провоцируя тем самым людей на насилие армян". Согласно Де Ваалу: "Около девяносто армян погибли во время бакинских погромов. Число жертв трудно проверить, поскольку в последующие дни в Баку царил еще больший хаос, а официальное расследование так никогда и не было проведено".

Азербайджанский историк Ариф Юнусов дает этим событиям такие оценки: "13-15 января (1990 г. - А.Г.) произошли погромы армян в Баку, в результате которых погибло 66 армян и 2 азербайджанца. Еше 20 армян, судя по армянской прессе, позже скончались от ран в ереванских больницах. Ранено было около 300 армян" ("Этнические и миграционные процессы в постсоветском Азербайджане", А.С. Юнусов, Азербайджан, Баку).

Реакция международной общественности не заставила себя долго ждать. Так, 18 января 1990 года Европарламент принял резолюцию "О ситуации в Армении", призывающую Европейский Совет министров иностранных дел и Совет Европы вступиться за армян перед советским правительством и требовавшую оказание немедленной помощи Армении и Нагорному Карабаху. Среди событий, в связи с которыми была принята эта резолюция, первыми указаны армянские погромы в Баку и в территориях севернее НКАО (имеется в виду армянонаселенные села Шаумяновского и Ханларского районов - Геташен, Мартунашен и др.). Далее, 18 января 1990 года группа американских сенаторов направила письмо Михаилу Горбачеву, в котором выразила серьезную озабоченность в связи с погромами в Баку и призывала к воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией.

Спустя несколько месяцев после армянских погромов в Баку 27 июня 1990 года в газете "New York Times" было опубликовано открытое письмо к мировой общественности. В письме выдающиеся представители интеллигенции, ученые, деятели культуры с мировым признанием проводили параллель случившегося с Геноцидом армян. Они выразили свой решительный протест против зачинщиков армянских погромов и властей Азербайджанской ССР, под открытым письмом подписались 133 известных правозащитников, ученых с мировым именем из Франции, ФРГ, Великобритании, США, Канады, России... В открытом письме, в частности, говорилось: "Особое наше негодование вызывает то обстоятельство, что угроза направлена против армянского народа, который в 1915 году очень дорого заплатил за право стать самим собой в Османской империи. Там половина армянского населения стала жертвой Геноцида - наихудшего проявления расизма. Но если погромы последнего времени пробудили в сознании незабываемые кошмары той резни, то нынешняя блокада Армении и Нагорного Карабаха, что продолжается с августа 1989 года, очертила перспективы иного способа геноцида".

Я специально столь подробно остановился на кровавых событиях, предшествующих провозглашению независимости Нагорного Карабаха. Даже неискушенные в политике люди, которые хотя бы мало-мальски знакомы с историей НКАО приходят к едино возможному выводу: власти Азербайджана проводили политику, которая неизбежно спровоцировала бы геноцид армянского населения Нагорного Карабаха.

Между тем, в августе 1991 года в надежде окончательно освободиться от "пут", удерживающих их от проведения широкомасштабных армянских погромов, Азербайджанская ССР в одностороннем порядке вышла из состава СССР, заодно приняла постановление об "упразднении" Нагорно-Карабахской Автономной Области, в обход действующей Конституции СССР. Столь опрометчивые антиконстиуционные действия Азербайджана позволили Нагорному Карабаху воспользоваться Законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР", принятым Верховным Советом СССР в апреле 1990 года.

Напомним читателям, что по статье 3 этого Закона, если союзная республика имела в своем составе автономное образование (республику, область или округ), и желала покинуть СССР, референдум должен был проводиться отдельно в каждом из этих образований. Их жители имели право решить либо остаться в составе СССР, либо выйти из СССР вместе с союзной республикой, либо самим решать свой государственный статус.

К сожалению, многие ангажированные политики, в том числе из ПА ОБСЕ, постоянно разглагольствуя о необходимости в спорных вопросах и конфликтных ситуациях строго придерживаться принципов Международного права, своими действиями по существу игнорируют Международное право, провоцируя тем самым, в данном случае власти Азербайджана, на разного рода провокации.

Возвращаясь к дальнейшим событиям, последовавшими за решением Азербайджана о выходе из состава СССР, отметим, что опираясь на Закон СССР от апреля 1990 года, совместная сессия областного Совета народных депутатов НКАО и Шаумяновского районного Совета провозгласила о выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и объявила о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в составе СССР. Когда же СССР распался, в декабре 1991 г. Нагорно-Карабахская Республика провела референдум и объявила о своей независимости. Следует отметить, что референдум проходил под наблюдением многочисленных международных наблюдателей.

После этого Азербайджан, не имея никаких юридических оснований оспорить это решение, развязал широкомасштабные военные действия против независимой де-юре и де-факто Нагорно-Карабахской Республики. В навязанной Нагорно-Карабахской Республике войне 1992-1994 гг. Азербайджан потерпел поражение и был вынужден просить мира у армянских сторон. В мае 1994 года в столице Киргизии, Бишкеке, между Нагорным Карабахом, Азербайджном и Арменией было подписано Соглашение о перемирии, которое отложило военные действия.

После изложения краткой истории, предшествовавшей объявлению независимости Нагорно-Карабахской Республики, отметим, что за истекший 21 год существования независимости НКР как только вопрос об окончательном мирном урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта был близок к развязке, апшеронские политики, в соответствии с печально зарекомендовавшей себя практикой, всегда прибегали к испытанному способу - к совершению очередного злодеяния. Так они поступили и в 2004 году, когда в Будапеште азербайджанский офицер Рамиль Сафаров ночью зверски зарубил топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна. Оба офицеры проходили в венгерской столице курс английского языка в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". Венгерским судом Р.Сафаров был приговорен на пожизненное заключение без права на помилование в течение 30 лет.

Однако 31 августа т.г. осужденный в Венгрии Р.Сафаров был экстрадирован в Азербайджан. В тот же день президент Азербайджана своим указом помиловал его, а министр обороны этой страны повысил его в воинском звании, подарил квартиру и выплатил заработную плату за все годы отсидки в венгерской тюрьме.

Говоря о подобном кощунстве, хотелось бы отметить другое: с первых же дней совершения Сафаровым убийства азербайджанская элита стала героизировать этого откровенного злодея. Спустя несколько дней после гибели армянского офицера Гургена Маргаряна, 28 февраля 2004 года газета "Зеркало" опубликовала интервью омбудсмена Азербайджана Эльмиры Сулеймановой под заголовком: "Рамиль Сафаров должен быть примером патриотизма для азербайджанской молодежи".

Спустя неделю та же газета 6 марта 2004 года опубликовала интервью депуата Милли Меджлиса этой страны Анара Мамедхамова, в котором, этот циник-парламентарий разглагольствовал: "Я всегда говорил нашим офицерам, которые служили в Турции, вы нам нужны в Карабахе. Они, армяне, должны быть убиты в Карабахе, не в других странах".

И эта откровенно расистская, антиармянская пропаганда продолжается до наших дней. Их конечная цель заключается в том, чтобы в современных условиях сорвать переговорный процесс по мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Причем их практические действия в этом направлении сопровождаются развязанной настоящей информационной войной против Армении и Нагорного Карабаха, имеющей цель формировать у мирового сообщества ложное представление о том, что якобы армянская сторона добивается срыва переговоров. Этот прием не нов: держи вора - спасительный клич самого вора. Но здесь удивляет другое.

Порой, в ходе выступлений представителей азербайджанской делегации на ПА ОБСЕ, всматриваясь в лица членов азербайджанской делегации, замечаешь какую-то отрешенность и исступленное желание во что бы то ни стало оправдать откровенных убийц. Что это? Следствие абсолютной непосвященности в историю карабахского конфликта, непонимание ее сути. А может все обстоит гораздо банальнее и циничнее: быть может апшеронские политики пребывают в состоянии иллюзии на счет того, что азербайджанская нефть, наподобие осла, нагруженного мешками с золотом, способна занять любую крепость, уж тем более растопить "холодные сердца" непреклонных и при этом политкорректных стражей соблюдения прав человека. Особенно, если этот человек - гражданин богатой нефтью страны.

Думается, что после всего сказанного, обсуждение на ПА ОБСЕ столь животрепещущего вопроса, каким является "Содействие и защита многонациональных и мульткультурных сообществ в регионе ОБСЕ", применительно к Азербайджану было бы по меньшей мере несерьезно. И в ходе обсуждения этого вопроса я себя невольно ощущал в каком-то виртуальном пространстве, где собрались взрослые дяди и тети, которые, выступая с умными лицами, в глубине души и сознания, в основном, сами знают о ненужности подобных прений. Видимо, ограничивая ораторов во времени (не более 3-х минут), руководители ПА ОБСЕ думали, что с обсуждаемым вопросом и так все понятно.

Невольно вспоминается известный анекдот советской эпохи, когда диссидент разбрасывает листовки, а когда в считанные минуты его задерживают, то обнаруживают, что листовки пустые. На вопрос стражей морали и порядка, почему на листовках ничего не написано, диссидент безмятежно отвечает: итак всем все ясно. Ну прямо-таки состояние дежавю, оказывается в ПА ОБСЕ всем давно все ясно. А между тем не помешало бы парламентариям ПА ОБСЕ знать, что неразрешенность Нагорно-Карабахского конфликта, вот уже длительное время пребывание противостоящих сторон в состоянии "ни войны, ни мира" (прямо как у Льва Давыдовича Бронштейна после Брест-литовских переговоров), ежегодно приводит к гибели десятков солдат и мирных жителей приграничных сел.

Достаточно упомянуть, что с начала 2012 года Азербайджан 13 тысяч 780 раз нарушил режим перемирия. И это стало возможным, потому что международные организации, мировое сообщество до сих пор так и не дали адекватной оценки множеству армянофобских акций, этнических чисток и армянских погромов, развязанных по подстрекательству азербайджанских властей, которые повлекли за собой гибель сотен и сотен невинных граждан армянской национальности.

Чтобы у читателя не сложилось впечатление, что обо всем этом руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ говорит после завершения сессии, отмечу, что мне пришлось пять раз выступить и довести до сведения представителей 55 стран-членов ОБСЕ об опасности созерцательного отношения ПА ОБСЕ к воинственным заявлениям азербайджанского руководства. Уже очевидно, что героизируя убийцу армянского офицера, который совершил это преступление лишь потому, что Гурген Маргарян был армянином, официальный Баку по существу готовит свое население к войне против Нагорно-Карабахской Республики. Об этом 5 октября 2012 года в интервью агентству Reuters заявил также и президент Армении Серж Саргсян, при этом подчеркнув о приверженности Армении решить конфликт мирным путем. "Спустя 18 лет после подписания соглашения о прекращении огня, Азербайджан грозит нам войной. Когда я говорю о том, что в Азербайджане существует ненависть к армянам, ксенофобия, когда я говорю об опасности закупок вооружения Азербайджаном, когда я говорю, что Азербайджан готовится к возобновлению военных действий и урегулированию конфликта военным путем, это не значит, что нет необходимости продолжать переговоры", - заявил С.Саргсян.

Приезжая на заседание ПА ОБСЕ в Тирану, я, по годам уже не молодой человек, тем не менее был настроен оптимистично, даже надеялся на чудо. Мне очень хотелось поверить, что с высокой трибуны ПА ОБСЕ руководитель азербайджанской делегации попросит у армянской стороны прощение за убийство многих и многих армянских воинов, погибших от пуль азербайджанских снайперов. И это в условиях, когда руководство Армении и Нагорно-Карабахской Республики в мае 1994 года вняли просьбам президента Гейдара Алиева и заключили перемирие. Надеялся, что делегация Азербайджана попросит прощение за распространяемую азербайджанской стороной дьявольскую ложь об истинных событиях в Ходжалы в феврале 1992 года, когда азербайджанские вооруженные формирования из Народного фронта Азербайджана в упор расстреливали и потом надругались над телами азербайджанцев жителей Ходжалы за то, что они воспользовались коридором, предоставленным армянскими ополченцами и невредимыми вышли из Ходжалы. Совершая эту чудовищную акцию, азербайджанские боевики и их поводыри имели целью возложить вину за эту трагедию на армянскую сторону. Они настолько были ослеплены ненавистью, настолько жаждали крови, что убитые и растерзанные ими тела мирных азербайджанских граждан по странному стечению обстоятельств оказалась на территории, контролируемой вооруженными силами народного фронта Азербайджана...

Я надеялся также услышать слова покаяния за помилование и героизацию убийцы армянского офицера Рамиля Сафарова. Уверен, что многие, прочитав мои столь наивные мечтания, придут в недоумение. И это вполне понятно мне, потому что многим не понять, что армянский народ, переживший геноцид, продолжает верить в победу доброго начала в каждом человеке. Для нас каждый человек, вне зависимости от национальной принадлежности, цвета кожи, религиозного вероисповедания, - это наше общее огромное достояние. Нам, армянам, бесконечно близки и дороги слова крупнейшего английского поэта и проповедника конца XVI и первой половны XVII века, настоятеля Лондонского Собора Святого Павла Джона Донна: "Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе; каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе". Думается, что в регионе ОБСЕ многонациональные мультикультурные сообщества будут защищены, если ПА ОБСЕ сделает своим девизом эти вечные, но, увы, порядком подзабытые истины.

P.S. Когда время, отведенное программой ПА ОБСЕ на дискуссии делегатов, было на исходе, председатель ассамблеи Рикардо Мильиори предложил поставить на голосование проект резолюции "О развитии ситуации на турецко-сирийской границе", представленный главой турецкой делегации Эмином Оненом, в которой вполне оправданно обсуждались действия сирийских правительственных вооруженных сил, в результате чего погибло пятеро человек. Этот факт не остался незамеченным и со стороны уважаемого Рикардо Мильиори, который при открытии ПА ОБСЕ в своем вступительном слове выразил слова соболезнования и солидарности турецкой делегации, правительству и народу Турции.

Представитель армянской делегации, Ваш покорный слуга, не имел права не высказаться по этому вопросу. Ведь в Сирии проживает более 85 тысяч граждан армянской национальности, в том числе в Алеппо - около 60 тысяч. Я счел своим долгом отметить, что президент РА неоднократно заявлял о принципиальной позиции армянского руководства по урегулированию внутрисирийского конфликта исключительно мирным путем, в полном соответствии с принципами и нормами Международного права. Я от имени делегации Армении подтвердил неизменность этой позиции. Мною также было выражено глубокое соболезнование семьям мирных турецких граждан, погибших в результате обстрела турецкого села со стороны сирийских правительственных войск. Я также выразил соболезнование семьям более 10 погибших сирийских граждан, которые 5 октября стали жертвами ответного обстрела со стороны турецких вооруженных сил. Мною также была высказана серьезная озабоченность в связи с гибелью четырех граждан Сирии армянской национальности, которые были убиты от обстрела с территории, полностью контролируемой "Сирийской свободной армией". Наши соотечественники возвращались из Армении домой в Алеппо после того, как обустроили своих детей в здравницах и молодежных лагерях отдыха Армении. В моем выступлении была выражена глубокая озабоченность тем, что в результате боевых действий погибают сотни и тысячи сирийских граждан, в том числе и армянской национальности.

Наш народ, переживший геноцид, потерю и гибель каждого армянина, каждого мирного человека воспринимает с особой болью. В силу того, что у меня не было уверенности, что принятие турецкой резолюции поможет остановить кровопролитие, более того, меня одолевала внутренняя тревога, что это может подтолкнуть турецкие власти к развязыванию широкомасштабных военных действий против Сирии, я заявил о том, что делегация Армении против принятия данной резолюции. Выступившие после меня представители Италии, Греции, Австрии попросили хотя бы воздержаться при голосовании, однако, никаких убедительных доводов, которые могли бы развеять мои тревоги в связи с еще большим осложнением ситуации, так и не прозвучали.

Автор резолюции Эмин Онен выступил с весьма дружелюбным заявлением и заверениями об исключительно мирном характере предлагаемой резолюции. Руководитель постоянной делегации РФ в ПА ОБСЕ генерал армии Николай Ковалев в своем выступлении заметил, что столь серьезный вопрос не следует принимать в подобной спешке, тем более, что нет русского, французского, испанского, немецкого, итальянского переводов этого документа. В силу этого Н.Ковалев заявил, что делегация РФ при голосовании воздержится.

После заявления Н.Ковалева слово попросил генсек ПА ОБСЕ, который оправдывался за этот брак в своей работе, при этом ссылаясь на экстренность принятия этой резолюции. Более того, им делались ссылки не на регламент ПА ОБСЕ, а на нарушения регламента, которые имели место быть в двух-трех подобных случаях. Мне пришлось выступить во второй раз, при этом поблагодарить своих коллег из Австрии, Италии, Греции, Турции за их весьма уважительное отношение к позиции армянской делегации. Вместе с тем я обратился к Рикардо Мильиори, ко всем делегатам с вопросом: гарантирует ли ПА ОБСЕ, что принятие этой резолюции не подтолкнет турецкие власти к широкомасштабным военным действиям против Сирии, что неизбежно приведет к гибели мирных граждан, в том числе и армянской национальности.

Мною вновь был озвучен вопрос: гарантирует ли ПА ОБСЕ безопасность 85-тысячной армянской диаспоры. В зале заседаний воцарилось гробовое молчание. Резолюция "О развитии ситуации на турецко-сирийской границе", предложенная турецкой делегацией, была принята по формуле "консенсус минус одна страна" при одном воздержавшемся, России.

После закрытия сессии ПА ОБСЕ глава турецкой делегации попросил моих добросовестных коллег-профессионалов - секретаря делегации Анаит Гаспарян и представителя армянской дипломатической миссии в ОБСЕ Ваге Геворкяна о встрече со мной, которая тогда же состоялась и продлилась буквально 4-5 минут. Господин Эмин Онен, хочется верить, что говорил искренне, когда отмечал о том, что с пониманием относится к позиции армянской делегации и надеется на плодотворное турецко-армянское сотрудничество в рамках ПА ОБСЕ.

Проинформирую уважаемых читателей, что на открытии ПА ОБСЕ выступил советник премьер-министра Турции Бекир Карлига, который в течении 20-и минут восхвалял деяния турецких султанов за последние 8 столетий, отмечал их толерантность и веротерпимость и привел в качестве примера Султана Баязида и Султана Мехмета II. Видимо то обстоятельство, что османский султан Баязид продолжил турецкие завоевания на Балканском полуострове в конце XIV века, увеличив территорию Османской империи в два раза, установил протекторат над Византией, трактуется турецкой исторической наукой как проявление веротерпимости. Может проявлением веротерпимости нам предлагают считать и то, что султан Баязид между завоеваниями, обычно размещался со своим двором в Европе, где предавался наслаждениям: обжорству,пьянству, разврату с женщинами и мальчиками из своего гарема...

В своем первом выступлении (на сессии ПА ОБСЕ мне пришлось 5 раз выступить и один раз вносить уточнение в перевод) я обратился к профессору Бекиру Карлига с предложением, чтобы он в своем заключительном выступлении для полноты картины сказал несколько предложений о Султане Гамиде II, прозванном Кровавым за свои злодеяния в отношении армян, ассирийцев, греков... Не сказать об этом было бы недопустимо с моей стороны, так как до открытия сессии в фойе раздавали книгу под заглавием "Турция" (Турция 2011 г. Подготовлено турецкими информационными агентствами по заказу Главного управления печати и информации при премьер-министре Турции), напечатанную на пяти рабочих языках ПА ОБСЕ, где в специальной главе "Необоснованные армянские заявления" приводились "факты", односторонне искажающие историческую правду, тиражирующие лживую информацию о Геноциде армян в Османской империи. И ни одного слова покаяния.

Подобная дезинформация, распространяемая среди депутатов ПА ОБСЕ преследует одну единственную цель: скрыть от европейской политической элиты историческую правду о подлинных событиях, имевших место в Османской империи. И было вполне закономерно, что делегация Армении расценила эту "информационную атаку" не иначе, как давление на нас, имеющее целью сделать невозможным участие Армении на 22-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ, которая пройдет с 29-го июня по 3-е июля 2013 года в Стамбуле.

Подытоживая свои раздумья о прошедшей 5-7-го октября с.г. сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Тиране, я задавался вопросом: неужели ПА ОБСЕ станет идеологическим оружием в руках Турции?

Арташес Гегамян - депутат Национального Собрания Армении от Республиканской партии, руководитель постоянной делегации парламента в Парламентской ассамблее ОБСЕ, лидер партии "Национальное Единение" и организации "Северная перспектива" (www.amiab.am)

Тирана - Ереван, 9 октября 2012 года