Москва, 9 октября, 2012, 01:35 — ИА Регнум. Экспорт за пределы Таможенного союза без уплаты вывозных пошлин в российский бюджет нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, был выгоден и белорусской, и российской сторонам. Об этом Александр Лукашенко заявил 4 октября, в интервью межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Полная версия телеинтервью была показана вечером 8 октября.
Напомним, созданная властями РФ межведомственная группа изучила схему "белорусского нефтяного оффшора", используя которую белорусские компании резко нарастили экспорт "растворителей", "разбавителей" и "смазок". Поставки данных нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (или прямогонного бензина) и экспортируемых без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, осуществлялись в основном в страны Евросоюза - Нидерланды и республики Прибалтики. Летом 2012 года российской стороне удалось создать препятствия на пути экспорта данных нефтепродуктов за территорию Таможенного союза. По оценкам независимых экспертов, ликвидация "растворительно-разбавительной" схемы существенно повлияла на ряд экономических показателей и доходы госбюджета Белоруссии.
Комментируя проблему, заметно осложнившую российско-белорусские отношения, Лукашенко сказал: "Вы, наверное, слышали про растворители, разбавители. Кстати, как потом выяснилось, наши фирмы работали с вашим соседом. Закупали сырье, допустим, для биодизеля. Нам говорят, что так нельзя. Так может работать только Россия - получать сырье с предприятия от другого производителя, заплатить деньги. Мы получали в России высокосернистую солярку. Платили, как сейчас это выяснилось, эти российские и наши компании, которые производили биодизель, на 15-20% выше рынка. Поэтому было выгодно вам продавать эту солярку везде на наши заводы. Убирали всю лишнюю серу оттуда. Потому что если продаешь, например, в Евросоюз, с этой серы не продашь дизельное топливо. Закупали по всему миру, больше всего, как оказалось, в Германии рапсовое масло и прочие добавки к дизельному топливу. Убирали серу, делали биодизель и продавали. Причем немало. И нас начали "долбать", за что? За то, что мы взяли товар, так как это делают все, купили у вас сырье, произвели у себя и потом кому-то продали, заплатив при этом все налоги. Какие-то деньги они платили в бюджет, компании получали доход, но и реализовали товар, который надо было где-то очищать. В России очень трудно получить на всех заводах чистое дизельное топливо, поскольку нет той глубины переработки, как в Белоруссии. Поэтому бизнесмены пошли через Белоруссию. Но, оказывается, так плохо".
"Мы вложили в эти НПЗ и продолжаем вкладывать солидные деньги. Глубина переработки уже выше, чем на любом другом заводе в России. А это тоже деньги. Но если они такие плохие, почему же тогда все российские компании, в том числе и частная компания ЛУКОЙЛ, готовы купить эти предприятия? Мы готовы продать какой-то пакет акций этих компаний, а может и целиком завод, если нам предложат хорошую цену. Пока по цене мы не договорились, но работают они в интересах наших государств. К примеру, Россия сегодня заполонена иномарками, которые требуют топлива высокого качества - 98-й бензин. В России его производится мизер и основные поставки идут из Белоруссии. Но это сотый процент от того, что зарабатывает Россия. И мы зарабатываем, не нарушая никаких законов. Есть еще трения, которые подлежат утряске. Думаю, что мы с этим справимся", - заявил руководитель Белоруссии.
Как сообщало ИА REGNUM, 4 октября Александр Лукашенко заявил: Евразийский союз или объединит экономики членов союза, или этого союза не будет вовсе. "К 2015 году, если мы действительно добьемся реализации наших договоренностей по созданию Евразийского союза, это экономически будет одно государство. Там не будет никаких препонов, я думаю, и никакой разницы между Россией, Белоруссией и Казахстаном быть не должно. В противном случае не будет этого союза", - заявил Лукашенко. Он отметил также, что в процессе формирования Евразийского союза Союзное государство Белоруссии и России не потеряет своей актуальности, т.к. на данный момент является самой совершенной формой постсоветской интеграции.
Напомним также, 14 сентября глава Совмина Белоруссии Михаил Мясникович проинформировал: 4 августа Белоруссию покинул последний вагон с "растворителями", выработанными из российской нефти и экспортируемыми за пределы Таможенного союза без уплаты вывозной таможенной пошлины в российский бюджет. По словам главы правительства Белоруссии, прекращение экспорта "растворителей" и "разбавителей" сказалось на доходах белорусского бюджета, однако даже без учёта прибыли от данного вида деятельности и пошлин на нефтепродукты сальдо внешней торговли Белоруссии остаётся положительным на уровне $580 млн за 7 месяцев 2012 года.