Румынский сенатор Виорел Бадя, выступивший одним из авторов отклоненной на сессии ПАСЕ поправки о начале возврата Москвой Бухаресту румынского "золотого запаса" разочарован реакцией России на свою инициативу и уверен, что "румынские сокровища" рано или поздно вернутся в Румынию, несмотря на сопротивление РФ. Об этом Бадя заявил 5 октября в интервью румынскому изданию Ziare.com.

Комментируя заявление на этот счет официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, Виорел Бадя заявил: "Мнение, высказанное представителем Министерства иностранных дел России, кажется мне бессодержательным и неподобающим тем отношениям, которые мы стремимся наладить с Россией. Полагаю, что наше последнее выступление в Страсбурге приведёт к исключительно положительному развитию, как для Румынии, так и для России. Я не думаю, что мы попросили того, чего не заслуживаем, мы потребовали своё наследие, которое всегда принадлежало нам. Я не согласен с утверждениями, что этот золотой запас идёт в счёт репараций за оккупацию Бессарабии Румынией, поскольку Бессарабия была и остается частью Румынии".

Румынский сенатор выразил обеспокоенность "тоном превосходства", которое Россия проявляет в диалоге с Румынией. "Я не считаю нормальным, чтобы Россия и в дальнейшем вела себя в отношениях с Румынией с позиции "старшего брата". Заявления пресс-секретаря МИД кажутся "списанными" с заявлений исторических фигур Советского Союза, таких как Молотов. Эти заявления показались мне неподобающими. Я передаю ему, что мы больше не считаем себя частью советской политики в этой области. Нам необходимо иметь решимость, мы уважаем русских, но не должны позволять вытирать о себя ноги, мы не должны больше смотреть в пол. Следует смотреть в будущее, максимально спокойно и ответственно. Не думаю, что скрывая правду мы делаем лучше, ни себе, ни нашим российским партнерам", - заявил Бадя.

Он также выразил убежденность, что рано или поздно румынский золотой запас из Москвы вернется в Румынию. "Согласно принятой резолюции, этот вопрос остается на повестке дня Совета Европы. Речь идет не только о Румынии, но и о Болгарии, которая требует возврата королевских архивов, конфискованных Москвой. Тема не может быть закрыта. Конечно, будет тяжело продвигаться вперед, быстро решить вопрос, однако он остается на повестке дня, и до тех пор, пока Россия будет находиться под мониторингом, эта тема станет предметом наблюдения всех государств-членов Совета Европы. И Россия будет оставаться под мониторингом, пока не выполнит эти обязательства, которые, в свое время, она взяла на себя своей подписью. Я уверен, что в какой-то момент, я не могу сказать, что сегодня или завтра, через пять или десять лет, все будет возвращено", - заключил Виорел Бадя.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, на сессии ПАСЕ румынские депутаты Виорел Бадя и Тудор Панцыру выступили с проектом поправки о начале возврата Россией "румынского золота". Свои подписи под проектом также поставили их молдавские коллеги - либерал-демократы Лилиана Палихович и Валерий Гилецкий и либерал Анна Гуцу. Тем не менее, Парламентская ассамблея Совета Европы отклонила данную поправку к тексту резолюции ПАСЕ по России. Содокладчик ПАСЕ по России Андреас Гросс выразил мнение, что вопрос о "румынском золоте" должен обсуждаться между Румынией и Россией на двустороннем уровне. Тем не менее, в резолюцию ПАСЕ вошло общее требование к Российской Федерации "в срочном порядке рассмотреть все аспекты возврата собственности и культурных ценностей, неправомерно конфискованных у ряда государств-членов ПАСЕ". К последним, по мнению румынского представителя в ПАСЕ Виорела Бади, относится и Румыния. А само упоминание в документе ПАСЕ данной проблемы, по словам Бади, является "победой для румынской делегации".

Комментируя эту тему, официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Лукашевич заявил, что Российская Федерация считает вопрос возврата румынского золотого запаса утратившим актуальность, и посоветовал Бухаресту "не ворошить прошлое". Дипломат добавил, что темы "румынского золота" в политической повестке дня двусторонних румыно-российских отношений нет. В свою очередь министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян заявил, что тема румынского золотого запаса "постоянно находится в поле зрения румынских властей и в повестке диалога с российской стороной".

Справка ИА REGNUM: Румынский золотой запас был передан на хранение Российской империи в декабре 1916 года, после того как в августе того же года Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и ее территория была оккупирована Германией и ее союзниками. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, с 1812 года являвшуюся частью России, и вопрос возвращения "румынского золота" увязывался правительством СССР непосредственно с прекращением оккупации Бессарабии. В 1940 году Бессарабия была включена в состав Молдавской ССР, но уже в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией оккупировала территорию СССР. По Парижскому мирному договору 1947 года Румынию обязали выплатить СССР репарации на сумму $300 млн, что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Но после установления в Румынии коммунистического режима в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Никиты Хрущева часть румынских ценностей была возвращена в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску потребовал вернуть оставшееся золото, на что получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золотого запаса. В 1997 году Румыния вновь подняла вопрос о возвращении золотого запаса, который до сих пор является одним из препятствий для установления нормальных российско-румынских отношений.