Раис Сулейманов: Легитимация ваххабизма в России приведет к развалу государства

Москва, 5 Октября 2012, 23:41 — REGNUM  Сегодня в российском экспертно-аналитическом сообществе активно ведутся рассуждения "на тему ваххабизма" в национальных республиках Поволжья и Северного Кавказа. Одной из линий дискурса является призыв к началу диалога с религиозными радикалами для их "последующей интеграции". При этом сами религиозные радикалы все попытки переговоров воспринимают как свои победы, на федеральном же пространстве такие разговоры просто отвлекают внимание и создают видимость решения проблемы.

Ратующие за интеграцию с фундаменталистами сознательно или по некой наивности выступают в роли фактических адвокатов религиозного радикализма в России. Тем не менее, у нас это хорошо вписывается в не до конца понятую, но столь романтизированную за последние два десятилетия доктрину толерантности и мультикультурализма, провал которой недавно публично признали в Европе.

Поскольку в массовом сознании "диалог" всегда лучше "борьбы", его сторонники пользуются большим вниманием со стороны части политиков-временщиков федерального масштаба и получают безусловную поддержку либерального медиа-пространства. Раньше это происходило в Дагестане, а теперь, судя по последним событиям, пришло в Татарстан.

Те из авторов, которые пишут сегодня о ситуации на Северном Кавказе, почему-то упускают из виду одну простую, но повторяющуюся закономерность: свои наиболее масштабные и кровавые злодеяния ваххабиты совершают, как правило, сразу же после миротворческой инициативы местных властей и традиционалистского духовенства. Чем больше чиновники и суфии в Дагестане говорят о необходимости политического компромисса с радикальными исламистами, тем большей мощности удары наносят последние по общественно-политической системе республики.

Так было в 2011 году, когда в ответ на создание Специальной комиссии по адаптации бывших участников бандформирований к мирной жизни ваххабиты провели несколько показательных, нацеленных на устрашение общества терактов. Так произошло и весной этого года, когда взрывы возле поста ДПС в Махачкале прогремели ровно через пять дней после заключённого в Центральной мечети столицы Дагестана и широко разрекламированного соглашения между ДУМ республики и политическим крылом салафитов из организации "Ахлю Сунна". Количество пострадавших при взрывах перевалило за сотню...

Предполагать, что два взрыва общей мощностью свыше 70 кг в тротиловом эквиваленте, произведённые ваххабитами сразу вслед за заключением пресловутого соглашения, не имеют к нему никакого отношения, конечно, можно, но уж слишком наивно. При этом мы видим, что в соседней с Дагестаном Чечне нет и никогда не было никаких комиссий по адаптации боевиков, однако на порядок меньше и терактов, и убийств местного духовенства. То есть там, где ни о каком диалоге с ваххабизмом слышать не хотят, при всем понимании специфических особенностей политики Рамзана Кадырова, ваххабизм побеждают, и в Грозном его житель чувствует себя гораздо спокойнее, чем в Махачкале.

Вслед за Дагестаном, где, как говорят некоторые "специалисты по Северному Кавказу", было "совершено немало ошибок", идею диалога с исламистами традиционалистскому духовенству начинают навязывать в Татарстане. В процессе участвуют местная татарская интеллигенция и ряд высокопоставленных чиновников. Следует учесть, что после терактов 19 июля татарское мусульманское духовенство, лишенное одного из своих лидеров - Валиуллы Якупова, подло убитого фанатиками, находится в состоянии подавленности и растерянности. Как правы были те из экспертов, что говорили: не нужно убивать всех или многих - достаточно нанести удар по верхушке, чтобы полностью деморализовать всех остальных! Ваххабиты этого добились на все сто процентов.

Пораженческий курс, который сегодня готовы взять в Казанском кремле, в итоге приведет к окончательному уничтожению одной из духовных основ татар, помогавших им сохраниться в России как нации на протяжении многих веков, - традиционного ислама ханафитского мазхаба. В этой связи весьма симптоматично, что все противники татарской идентичности являются в ближайшем рассмотрении сторонниками диалога с ваххабизмом. И сегодня они активно работают на выхолащивание понятия "традиционный ислам", всячески стремясь показать, что этот термин надуман, поскольку "есть просто ислам, а никакой традиционной его разновидности не существует".

Этим специалистам следует напомнить, что впервые термин "традиционный ислам" был предложен Талгатом Таджутдином в начале 1990-х годов, поскольку тогда он сам стал свидетелем проникновения религиозного радикализма из-за рубежа. Его формы, о которых сейчас различные теоретики предлагают спорить, явно контрастировали с практикой ислама, которая была в России на протяжении веков. Сейчас же сторонниками "диалога с ваххабизмом" навязывается пуристская модель: "Нет никакого традиционного для коренных мусульманских народов России ислама. Есть просто ислам, а все его отличия - суть интересные духовные практики".

Как татарин и мусульманин я должен ответить таким теоретикам: главная особенность традиционного для татар ислама - это опыт мирного и уважительного проживания в окружении православного большинства и патриотизм по отношению к Российскому государству, которое татарами давно воспринимается как Отечество и Родина. У татар-мусульман нет помыслов о его разрушении и создании на его территории всемирного халифата или иных геополитических проектов. Это, как нетрудно догадаться, ненавистно ваххабитам, а также их сторонникам из числа сепаратистски настроенной национальной интеллигенции в Татарстане, мало задумывающейся о халифате, но мечтающей когда-нибудь вывести республику из состава России.

Не имея ни политической воли, ни способностей вести с ваххабитами эффективную борьбу, руководство Дагестана, а теперь уже и Татарстана медленно, но верно ведет дело к капитуляции. Сначала - идейной (она уже фактически состоялась), затем - к политической. В Татарстане дистанцирование "президента-экономиста" Рустама Минниханова от решения проблемы (и вообще от политики) привело к тому, что часть его окружения, имеющего свои резоны, а, возможно, и финансовые причины, взяла курс на дискредитацию политики муфтия Ильдуса Фаизова и удаление его самого с политического поля.

Правда, попытка физического устранения муфтия, предпринятая в июле, не удалась. Поэтому муфтия решили убрать, публично оболгав и лишив авторитета. Больше всего огорчает то, что и на федеральном уровне уже слышны тезисы о необходимости диалога с ваххабитами в Татарстане. Все это заставляет предполагать, что в Москве уже смирились с потерей республики, которую все чаще называют мусульманской (хотя условных мусульман здесь не больше половины), и готовы сдать ее исламистам. Как видно, делать это планируют постепенно, по возможности - с максимальной финансовой выгодой от различных инвесторов-шейхов, которые, кстати, пока не вложили в экономику республики ни цента.

При этом общественности сейчас предлагается тезис, что если в Татарстане и есть некие ваххабиты (кто-то же убил Валиуллу Якупова), то это "свои", "хорошие ваххабиты", которых можно и нужно интегрировать. Ну а отдельных радикалов, так и быть, придется изолировать... Здесь как раз следует сказать, что в отличие от ислама, в котором есть множество течений, умеренного или радикального ваххабизма не бывает. У ваххабитов и салафитов нет компромиссов: просто есть регионы, в которых их пока мало, но как только их будет больше, начнутся теракты, война и кровь.

Радикалы, ведущие войну не только и не столько против муфтия Татарстана, сколько против всего живущего не по шариату общества, многократно доказывали, что никакие переговоры им не нужны. Та облачённая в религиозную оболочку идеология, которую они навязывают, не допускает компромиссов с "мунафиками" и "муртадами" в принципе. Целью фундаменталистов является построение исламского государства, живущего строго в соответствии с нормами шариата. Любые переговоры и диалоги являются тактическими компромиссами, временной передышкой, в которой время будет работать на фундаменталистов.

Раис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.01.17
Большая часть Абхазии осталась без электроэнергии
NB!
22.01.17
«Челси» легко одолел «Халл Сити» — 2:0
NB!
22.01.17
Коррупционный скандал в Эквадоре
NB!
22.01.17
Гризманн на последних минутах спас «Атлетико» от поражения
NB!
22.01.17
Впервые состоится татарская секция в рамках Рождественских чтений
NB!
22.01.17
The Daily Mail: Россия уничтожит британскую армию за сутки
NB!
22.01.17
Новые «старые» документы ЦРУ: Как воевали против СССР
NB!
22.01.17
«Злука»: Западная Украина боится исходящего из Киева «русского мира»
NB!
22.01.17
Главным защитником глобализации остался коммунист Си Цзиньпин
NB!
22.01.17
Саакашвили обиделся на украинские СМИ за его фото «в кустах»
NB!
22.01.17
ЦСКА одержал уверенную победу над «Пястом»
NB!
22.01.17
Медведев: антироссийские санкции отменены не будут
NB!
22.01.17
СМИ: британская ядерная ракета Trident провалила испытание
NB!
22.01.17
Порошенко: Украина не откажется от Донбасса
NB!
22.01.17
«На Украине начинается лингвистический геноцид»
NB!
22.01.17
Нагорный Карабах: Алиев не готов повторить «подвиг» Додона
NB!
22.01.17
Инаугурация Трампа: выиграно сражение, но не битва
NB!
22.01.17
Папа Римский: о Трампе судить преждевременно
NB!
22.01.17
Священная красота исчезающая и вечная ФОТО
NB!
22.01.17
Штайнмайер: приход Трампа к власти в США – это конец эпохи
NB!
22.01.17
Ле Пен: Избрание Трампа — конец «старого мира» и возвращение власти народу
NB!
22.01.17
Беспорядки в день инаугурации Трампа: задержанным грозит до 10 лет тюрьмы