Сергей Нарышкин. Евразийская интеграция: парламентский вектор

Москва, 4 октября 2012, 18:24 — REGNUM  

Газета "Известия" опубликовала статью спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина - о том, как объединить законодателей России, Белоруссии и Казахстана. Предлагаем полный текст статьи вашему вниманию.

Год назад, 4 октября 2011 года, в "Известиях" была опубликована статья В.В. Путина "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня". Затем вышли статьи А.Г. Лукашенко "О судьбах нашей интеграции" и Н.А. Назарбаева "Евразийский союз: от идеи к истории будущего".

Эти публикации отразили схожие подходы лидеров трех стран к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Они не только предваряли старт этого, по сути, нового проекта, но и обозначили контуры еще более амбициозной задачи - создания Евразийского союза.

Программные установки руководителей наших стран получили широкую общественную поддержку и находят свою практическую реализацию (успешно претворяются в жизнь). Создана и набирает силу Евразийская экономическая комиссия - первый на постсоветском пространстве постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Развивается и нормативно-правовая база евразийской интеграции - на ратификацию в Государственную думу направлены четыре международных соглашения, дополняющие 17, ранее принятых, базовых договоров ЕЭП. А самое главное - растет объем товарооборота, углубляется производственная кооперация между предприятиями, упрощается внутренняя миграция в рамках трех наших государств.

Как видим, за последнее время на евразийском интеграционном направлении произошли очень заметные прорывы. И крайне важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от таких тенденций на нашем пространстве.

Несмотря на имеющиеся объективные трудности, в 2013-2014 годах должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база евразийской интеграции, необходимая для подписания до 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в тех сферах, которые определены соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства.

Напомню, что 17 мая 2012 года в Санкт-Петербурге на встрече председателей парламентов Белоруссии, Казахстана и России было принято решение о создании Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции. Недавно в рамках этой рабочей группы прошло совещание в Москве. Дискуссии парламентариев показали широкий спектр взглядов на евразийский парламентаризм. Одни парламентарии - "евразооптимисты" - призывают, не дожидаясь создания Евразийского экономического союза, уже в ближайшее время сформировать Евразийский парламент. И как один из возможных путей видят проведение прямых демократических выборов. Их оппоненты - "евразоскептики" - считают, что это еще очень отдаленная перспектива. А некоторые вообще сомневаются в правомерности существования в Евразии наднациональных парламентских структур.

В этой связи хотел бы привести цитату из опубликованной 25 октября 2011 года в "Известиях" статьи президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: "Вполне закономерно, что уже сейчас в наших странах есть и свои "евразооптимисты" и "евразоскептики". Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного процесса. Я думаю, что уже в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи - наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран".

Прошел год, и справедливость такой оценки лишь находит свое подтверждение. В содержательных дискуссиях идет выработка общих подходов, а видимые издержки - устраняются в диалоге. Как представляется, сегодня правильно говорить о двухэтапном процессе формирования парламентского органа евразийской интеграции. В ближайшей перспективе это может быть Евразийская межпарламентская ассамблея, созданная путем делегирования в нее депутатов национальных парламентов. И только со временем, после создания всех соответствующих условий, Евразийская ассамблея может быть преобразована в полноценный Евразийский парламент.

Международные соглашения, принимаемые Евразийской экономической комиссией, требуют приведения в соответствие с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому создаваемую Евразийскую ассамблею будет необходимо наделить рядом существенных полномочий. В частности, такими, как право разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер.

Экономическая интеграция в Евразии невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган тоже мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного образования. При формировании нового парламентского органа важно учитывать как практику Европейского парламента, так и опыт, накопленный Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Парламентским собранием Союза Беларуси и России.

Так, особый интерес вызывает практика назначения Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС судей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета. Будет, безусловно, востребована и практика наднациональной парламентской экспертизы, опыт работы над бюджетом союзного государства и контроля за его исполнением. Не менее важен и опыт союзных парламентариев по синхронизации работы национальных законодательных органов.

Наделяя полномочиями Евразийскую ассамблею, наши государства будут руководствоваться принципами добровольности, суверенности, равенства и ответственности за принятые обязательства. При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств.

Дискуссии парламентариев вызывает также вопрос о составе участников Евразийской ассамблеи. Лидеры наших государств неоднократно подчеркивали, что формируемый Евразийский союз - это открытый проект. Как писал в "Известиях" В.В. Путин: "Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами".

Такой же подход должен быть реализован и при формировании Евразийской ассамблеи. Ее полноправными членами не могут быть парламенты государств, еще не ставших членами Единого экономического пространства. Вместе с тем они могли бы активно участвовать в работе Евразийской ассамблеи в качестве партнеров, имеющих намерение присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Еще раз подчеркну: опубликованные год назад в "Известиях" статьи лидеров наших стран дали серьезный импульс процессам всесторонней евразийской интеграции. Уверен, что уже в недалеком будущем наши народы дадут высокую оценку принятым политическим решениям. Этому примеру достижения общих договоренностей по самым сложным вопросам должны следовать и парламентарии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.