Сергей Нарышкин. Евразийская интеграция: парламентский вектор

Москва, 4 Октября 2012, 18:24 — REGNUM  

Газета "Известия" опубликовала статью спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина - о том, как объединить законодателей России, Белоруссии и Казахстана. Предлагаем полный текст статьи вашему вниманию.

Год назад, 4 октября 2011 года, в "Известиях" была опубликована статья В.В. Путина "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня". Затем вышли статьи А.Г. Лукашенко "О судьбах нашей интеграции" и Н.А. Назарбаева "Евразийский союз: от идеи к истории будущего".

Эти публикации отразили схожие подходы лидеров трех стран к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Они не только предваряли старт этого, по сути, нового проекта, но и обозначили контуры еще более амбициозной задачи - создания Евразийского союза.

Программные установки руководителей наших стран получили широкую общественную поддержку и находят свою практическую реализацию (успешно претворяются в жизнь). Создана и набирает силу Евразийская экономическая комиссия - первый на постсоветском пространстве постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Развивается и нормативно-правовая база евразийской интеграции - на ратификацию в Государственную думу направлены четыре международных соглашения, дополняющие 17, ранее принятых, базовых договоров ЕЭП. А самое главное - растет объем товарооборота, углубляется производственная кооперация между предприятиями, упрощается внутренняя миграция в рамках трех наших государств.

Как видим, за последнее время на евразийском интеграционном направлении произошли очень заметные прорывы. И крайне важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от таких тенденций на нашем пространстве.

Несмотря на имеющиеся объективные трудности, в 2013-2014 годах должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база евразийской интеграции, необходимая для подписания до 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в тех сферах, которые определены соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства.

Напомню, что 17 мая 2012 года в Санкт-Петербурге на встрече председателей парламентов Белоруссии, Казахстана и России было принято решение о создании Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции. Недавно в рамках этой рабочей группы прошло совещание в Москве. Дискуссии парламентариев показали широкий спектр взглядов на евразийский парламентаризм. Одни парламентарии - "евразооптимисты" - призывают, не дожидаясь создания Евразийского экономического союза, уже в ближайшее время сформировать Евразийский парламент. И как один из возможных путей видят проведение прямых демократических выборов. Их оппоненты - "евразоскептики" - считают, что это еще очень отдаленная перспектива. А некоторые вообще сомневаются в правомерности существования в Евразии наднациональных парламентских структур.

В этой связи хотел бы привести цитату из опубликованной 25 октября 2011 года в "Известиях" статьи президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: "Вполне закономерно, что уже сейчас в наших странах есть и свои "евразооптимисты" и "евразоскептики". Полемика между ними только помогает видеть и последовательно устранять издержки интеграционного процесса. Я думаю, что уже в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи - наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран".

Прошел год, и справедливость такой оценки лишь находит свое подтверждение. В содержательных дискуссиях идет выработка общих подходов, а видимые издержки - устраняются в диалоге. Как представляется, сегодня правильно говорить о двухэтапном процессе формирования парламентского органа евразийской интеграции. В ближайшей перспективе это может быть Евразийская межпарламентская ассамблея, созданная путем делегирования в нее депутатов национальных парламентов. И только со временем, после создания всех соответствующих условий, Евразийская ассамблея может быть преобразована в полноценный Евразийский парламент.

Международные соглашения, принимаемые Евразийской экономической комиссией, требуют приведения в соответствие с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому создаваемую Евразийскую ассамблею будет необходимо наделить рядом существенных полномочий. В частности, такими, как право разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер.

Экономическая интеграция в Евразии невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган тоже мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного образования. При формировании нового парламентского органа важно учитывать как практику Европейского парламента, так и опыт, накопленный Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и Парламентским собранием Союза Беларуси и России.

Так, особый интерес вызывает практика назначения Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС судей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета. Будет, безусловно, востребована и практика наднациональной парламентской экспертизы, опыт работы над бюджетом союзного государства и контроля за его исполнением. Не менее важен и опыт союзных парламентариев по синхронизации работы национальных законодательных органов.

Наделяя полномочиями Евразийскую ассамблею, наши государства будут руководствоваться принципами добровольности, суверенности, равенства и ответственности за принятые обязательства. При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств.

Дискуссии парламентариев вызывает также вопрос о составе участников Евразийской ассамблеи. Лидеры наших государств неоднократно подчеркивали, что формируемый Евразийский союз - это открытый проект. Как писал в "Известиях" В.В. Путин: "Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами".

Такой же подход должен быть реализован и при формировании Евразийской ассамблеи. Ее полноправными членами не могут быть парламенты государств, еще не ставших членами Единого экономического пространства. Вместе с тем они могли бы активно участвовать в работе Евразийской ассамблеи в качестве партнеров, имеющих намерение присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Еще раз подчеркну: опубликованные год назад в "Известиях" статьи лидеров наших стран дали серьезный импульс процессам всесторонней евразийской интеграции. Уверен, что уже в недалеком будущем наши народы дадут высокую оценку принятым политическим решениям. Этому примеру достижения общих договоренностей по самым сложным вопросам должны следовать и парламентарии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Федерализация Молдавии возвращается: Додон «выучил уроки и ошибки» Воронина
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Деньги на завершение проекта реставрации собора Холмогор выделены
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»
NB!
17.01.17
Песков о заявлении советника Трампа: «Русские предпочитают деликатесы»
NB!
17.01.17
Американский F-22 уступает российскому Су-35 — War is Boring