Наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (OSCE/ODIHR), ПА ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламента и Парламентской ассамблеи НАТО опубликовали предварительные оценки парламентских выборов в Грузии, прошедших 1 октября 2012 года.

"Парламентские выборы 1 октября были конкурентными, в течение всей избирательной кампании налицо была активная вовлеченность граждан, в том числе в виде мирных широкомасштабных митингов. Хотя среда избирательной кампании была поляризованной и напряденной, характеризовалась применением резкой риторики, а в некоторых случаях и насилия", - констатируют наблюдатели. По их же оценкам, избирательная кампания вместо представления политической платформы той или иной политической силы фокусировалась на применении, с одной стороны должностных полномочий, с другой - финансовых ресурсов. В предварительном отчете также отмечены случаи запугивания и притеснения активистов оппозиционных партий, которые заканчивались их же задержанием и штрафованием.

Наблюдатели в целом позитивно оценивают деятельность избирательной администрации и характеризуют ее как профессиональную, эффективную и прозрачную. Избирательный кодекс также в целом содействовал проведению демократических выборов, но высказано пожелание еще большего его усовершенствования. В то же время в законе О политических объединениях граждан, по мнению наблюдателей, имеется много серьезных недочетов, двусмысленных положений и диспропорциональных санкций. Негативно оценивается деятельность Службы государственного аудита, которой были присвоены дискреционные функции, но которая не смогла прозрачно, независимо, непредвзято и последовательно применить их и в основном действовала против оппозиции.

Наблюдатели также отмечают, что в избирательных комиссиях у правящей партии "Единое национальное движение" имелось де-факто большинство, так как в состоящих из 13 членов комиссиях 6 членов назначала вышестоящая комиссия, а из остальных 7 - по одному назначали квалифицированные политические субъекты.

Оценивая предвыборную кампанию, наблюдатели констатировали. что после 18 сентября, когда ряд телеканалов обнародовал кадры пыток заключенных в одной из тюрем, направление избирательной кампании изменилось, по всей стране прошли митинги, а два министра ушли в отставку. Оппозиционные партии присоединились к протесту общественности, что усилило протестные выступления и критику правящей партии, а несколько оппозиционных кандидатов сняли свои кандидатуры в пользу "Грузинской мечты".

Наблюдатели отметили, что различия между государственной деятельностью и избирательной кампанией правящей партии "Единое национальное движение" порой была стерта, что нарушало равновесие в ходе избирательной кампании.

Медиа-среда в целом была разнообразной, но вещание отдельных частных телеканалов было ограничено, в то время как другие частные телекомпании "Рустави-2" и "Имеди", которые воспринимались как провластные, вещали на всю страну. Введение принципа Must Carry Must Offer решило проблему распространения оппозиционно настроенных телеканалов лишь частично, так как их вещание охватывало только жителей основных городов. Общественное телевидение в целом позитивно и нейтрально освещало деятельность двух основных избирательных субъектов - правящей партии и Грузинской мечты, позитивно освещалась и деятельность остальных семи активных политических партий. "Рустави-2", "Имеди" и "Телевидение Аджарии" широко и положительно освещали деятельность правящей партии, а деятельности "Грузинской мечты" уделяли значительно меньше эфирного времени и в основном представляли ее в негативном свете.

Телекомпании "9канал" и "Маэстро" в основном освещали деятельность блока "Грузинская мечта", а тон освещения был позитивным. Телекомпания "Кавкасия" основное эфирное время также фокусировала на "Грузинской мечте", но достаточно времени уделяла "Единому национальному движению" и "Христиан-демократам", деятельность которых освещала позитивно и нейтрально.

День выборов в целом прошел спокойно и мирно, но наблюдатели менее позитивно оценили процесс подсчета голосов. Процедуры на избирательных участках в целом соблюдались, процесс голосования на 93,5% участков, где находились наблюдатели, также был оценен положительно. В то же время в селах процесс голосования получил отрицательные оценки. В процессе голосования были выявлены процедурные проблемы: не всегда избиратели тайно фиксировали выбор, выявлены факты группового голосования, нарушения процедуры маркировки избирателей, отсутствия ряда избирателей в списках на том или ином участке. Подсчет голосов был негативно оценен на одной шестой части всех посещенных наблюдателями участков. Зафиксированы факты предварительного подписания протоколов, вбрасывания бюллетеней в урны после окончания голосования, ошибочного суммирования цифр в протоколах участковых комиссий, отправки в окружные комиссии незапечатанных материалов из участковых комиссий.