Центральные СМИ

"Норильский никель" готовится к новым городским боям". (Коммерсантъ. 17.09.03. Б.Ельшин)

Зарегистрирован первый кандидат в мэры Норильска

Вчера был зарегистрирован первый кандидат на пост мэра Норильска, повторные выборы которого пройдут 26 октября. Им стал профсоюзный лидер ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников, выигравший первый тур предыдущих выборов, но снятый затем с дистанции по решению суда. Ожидается, что на этот раз "Норникель" выставит против него сразу несколько кандидатов, в числе которых называют исполняющего обязанности мэра Норильска Льва Кузнецова и первого заместителя гендиректора "Норникеля" Джонсона Хагаджеева.

Досрочные выборы мэра Норильска были назначены после того, как прежний глава города Олег Бударгин в январе этого года избрался губернатором Таймырского автономного округа. В первом туре выборов, прошедшем 20 апреля, ни один из четырех кандидатов не набрал необходимых для победы более 50% голосов. Во второй тур, назначенный на 4 мая, вышли поддержанный "Норникелем" глава норильского горсовета Сергей Шмаков (31,52%) и Валерий Мельников (46,95%), построивший свою предвыборную кампанию на острой критике руководства "Норильского никеля".

Противники профлидера утверждали, что за ним стоит компания "Русский алюминий", которая таким образом пытается взять реванш за прошлогоднее поражение на выборах губернатора Красноярского края (во втором туре экс-глава "Норникеля", а на тот момент губернатор Таймыра Александр Хлопонин одержал победу над спикером законодательного собрания края Александром Уссом, которого поддерживал "Русал").

Однако накануне второго тура кандидат Мельников был снят с выборов судом за нарушение избирательного законодательства. Вслед за ним от участия в кампании отказались господин Шмаков и оба аутсайдера, а выборы были признаны несостоявшимися. В начале июня по предложению красноярского губернатора горсовет единогласно утвердил исполняющим обязанности мэра Норильска Льва Кузнецова, первого заместителя господина Хлопонина. В Норильске это назначение связали с предстоящими выборами: господин Кузнецов хорошо известен в городе по своей работе на руководящих постах в "Норникеле", а в качестве заместителя губернатора Хлопонина он работал и на Таймыре.

Господин Мельников стал первым кандидатом, уведомившим местный избирком об участии в повторных выборах. Затем в избирком поступило уведомление от Владимира Юрченко, ранее работавшего замдиректора "Норильского никеля", и специалиста норильского горсовета Арсена Борисовца, снятого с дистанции во время предыдущих выборов за финансовые нарушения. Основной противник профлидера по предыдущей кампании Сергей Шмаков пока о своем участии в выборах не заявлял.

Как сообщил председатель избирательной комиссии Виктор Садчиков, вчера на заседании избиркома были оглашены результаты проверки документов и подписных листов в поддержку господина Мельникова (претенденту в мэры необходимо представить не менее 1550 подписей либо внести залог в размере 150 тыс. рублей).

Чтобы подстраховаться, профлидер выполнил оба этих условия. По результатам проверки ему было выписано удостоверение кандидата на пост мэра №1, и теперь он имеет право начать агитационную кампанию.

Сам господин Мельников заявил Ъ, что на этот раз ему будут противостоять сразу несколько кандидатов, представляющих "Норникель": "Самый сильный из них зарегистрируется, скорее всего, на следующей неделе. Это будет Лев Кузнецов или Джонсон Хагаджеев (бывший глава 'Норникеля', сейчас занимающий пост первого заместителя гендиректора компании.-Ъ)". Как говорят в "Норникеле", избрание профлидера мэром может закончиться перманентной войной между властями комбината и города. Поэтому, потерпев фактическое поражение на предыдущих выборах, руководство предприятия, судя по всему, решило подыскать давнему оппоненту более серьезных конкурентов.

"Приходите, будем работать!..". (Солидарность № 33/2003)

Интервью с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным

Скоро исполнится год губернаторства Александра ХЛОПОНИНА. На протяжении всего этого периода новой команде управленцев ставился вопрос: когда будет представлена программа развития края?! И вот, в самый разгар сезона отпусков, губернатор обозначил основные позиции разрабатываемой стратегии развития Красноярского края. Многие тезисы программы, рассчитанной до 2010 года, вызвали неоднозначную реакцию среди профсоюзного актива. Особенно это касается вопросов социальной сферы.

Чтобы получить информацию из первых уст, редакция попросила губернатора края ответить на вопросы "Профсоюзов Красноярья".

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

- Александр Геннадиевич, вопрос стратегии любой программы - это вопрос приоритетов. Где вы видите точки роста для нашего края?

- Начну с того, зачем нужна "Программа социально-экономического развития края до 2010 года". В спорте существует так называемый принцип велосипедиста: "Чтобы не упасть - достаточно просто крутить педали, чтобы добраться до финиша - нужно тренироваться, чтобы победить - нужно не только много тренироваться, но и правильно распределить силы на дистанции!" Так вот, наша "Программа..." и позволит нам правильно распределить силы на дистанции. Только так мы сможем рационально распорядиться бюджетными средствами и получить положительный результат.

Мы поставили себе задачу - к 2010 году удвоить валовой региональный продукт. Для этого мы выбрали путь развития, который эксперты назвали "интенсивным". На губернаторском совете, в состав которого входят все главы городов и районов края, было принято решение о создании бюджета развития, с помощью которого будем стимулировать развитие промышленности, малого и среднего бизнеса в нашем крае - то есть реального сектора экономики, создающего добавочный продукт и являющегося источником пополнения бюджета. Особо подчеркну: создание бюджета развития, удвоение валового регионального продукта - все это для нас не самоцель, а лишь инструмент повышения благосостояния населения. Речь идет в первую очередь о повышении качества жизни как таковой: об увеличении заработной платы по отраслям, создании новых рабочих мест, снижении безработицы. Первые плоды реализации "Программы социально-экономического развития..." жители края почувствуют уже в 2006 году.

- Вы говорите о бюджете развития, государственных инвестициях в промышленность... Не пытается ли власть в этом случае взять на себя функции бизнеса? Не идет ли речь о том, чтобы снять с частного капитала ответственность за инвестиционный климат в крае?

- Ни в коем случае! Наша позиция в этом вопросе проста и однозначна: власть берет на себя серьезную ответственность за создание того самого инвестиционного климата в крае, о котором вы говорите. Наша задача - СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ для эффективного развития реального сектора экономики. Власть должна поддерживать предприятие, у которого есть перспектива, есть реальный план действий на несколько лет вперед. И власть, и бизнес должны думать о будущем.

Недавно вновь начал работать "Сивинит", красноярский цементный завод получил новые заказы, на птицефабрику "Сибирская губерния" иностранные коллеги приезжали опыт изучать. Это хорошо? Несомненно! То есть деятельность краевой власти начинает приносить первые плоды. У нас к бизнесу одно требование: развивайтесь! Если вы получили в собственность промышленный актив, развивайте его! Не рассчитывайте еще десять лет выпускать какую-нибудь "загогулину", которую завтра в Китае или Корее начнут делать в пять раз дешевле. Можно, конечно, выгнать людей, сдать завод под какие-нибудь склады и отдыхать от производственной деятельности на Канарах... А кто будет заниматься новыми сотнями и тысячами безработных? Власть? Нет, так не будет! Предприниматели тоже должны нести свою долю социальной ответственности - перед своими работниками, перед краевым бюджетом. А если кто-то окажется "непонятливым", то у нас есть для них свои методы "убеждения".

ЗА СЧЕТ ЧЕГО?

- Реализация любой программы требует значительных ресурсов. Сейчас в средствах массовой информации ваши оппоненты навязывают мысль: развивать реальный сектор экономики мы будем за счет социальной сферы. Так ли это?

- Нет! Есть три приоритета социальной ответственности власти, которых наша команда твердо придерживается. Первое - мы обязаны защитить детей, стариков, инвалидов. Второе - мы безусловно выполним все свои обязательства перед бюджетниками: зарплата будет выплачиваться своевременно и в полном объеме. И третье -власть должна заботиться не только о бюджетниках. Напомню, в "Программе..." речь идет о повышении уровня жизни всех жителей края, работников всех отраслей. Как раз этого мы и достигнем через развитие производства и бизнеса в целом, через создание рабочих мест. Только в этом случае люди получат возможность себя реализовать.

Оптимизация расходов бюджетной сферы станет одним из приоритетов формирования бюджета 2004 года. Имеется в виду следующее. В последние годы значительную часть бюджета край тратил на социальную сферу, на то, что не создает прибавочного продукта. Социальные обязательства перед населением важны, с этим бессмысленно спорить. Но есть определенные экономические законы: нельзя все проедать, необходимо думать о завтрашнем дне, заниматься развитием, поддерживать инвестиционные проекты. А ведь даже в те годы, когда в крае был профицит бюджета, мы ни копейки не вложили в реальный сектор экономики. А значит, и не создали новых возможностей для пополнения бюджета.

Когда смотришь статистику, видишь интересную вещь. У нас из реального сектора экономики люди уходят. В год - более двух процентов. А куда? В бюджетную сферу! Не в реальный сектор экономики, не на рынок услуг, не в малый и средний бизнес, а в государственные учреждения. Там прирост составляет до десяти процентов. В итоге бюджетная сфера все раздувается, раздувается... А это что? Опять увеличение расходов. В результате мы раздули "социалку" до таких размеров, что содержать ее уже нет никаких сил.

Алгоритм предлагаемых действий такой. В 2004 году мы не увеличиваем расходы на "социалку", но и не уменьшаем. В области капвложений оставляем только инвестиции, направленные на оптимизацию сложившейся ситуации. Что это означает? Допустим, вкладываем деньги в переселение людей из Туруханского района, где они сидят без работы, в другие районы края. Это означает, что, вкладывая деньги сейчас, мы в перспективе сократим расходы на содержание Туруханского района, которое обходится бюджету края в колоссальные суммы. Туруханск - не Сочи! На Севере человек должен находиться, только если в этом есть какой-то смысл. Он или что-то строит, или производит то, чего нельзя произвести в более комфортных условиях. Безработный в Туруханске - нонсенс.

- И все же, вы знаете, люди очень настороженно относятся к планам так называемой оптимизации социальной сферы. Почему-то "оптимизация" всегда заканчивается секвестром, то бишь сокращением.

- Повторю, сокращений не будет! Необходимо согласиться с некоторыми ограничениями в 2004 году. Причем очень важно понять: ограничения не будут касаться денежных выплат населению. А вот с вводом новых объектов соцкультбыта давайте подождем! Надо хотя бы научиться максимально использовать то, что уже существует. При этом, еще раз повторю, зарплата бюджетникам выплачиваться будет в полном объеме. Мы не собираемся на этом экономить!

- Те средства, которые будут получены от оптимизации социальной сферы, останутся в самой "социалке" или уйдут на иные цели?

- Они станут ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ формирования бюджета развития. Бюджет развития -это своего рода "инвестиционный мешок", в который мы намерены привлечь порядка 5 - 6 миллиардов рублей. Это не только средства, "сэкономленные" на "социалке". Они составят максимум 20 процентов. Сюда входят еще и сверхнормативные доходы от продажи цветных металлов плюс банковские кредиты, ссуды из федерального бюджета, которые мы привлечем. Бюджет развития станет инструментом, с помощью которого мы будем стимулировать перспективные инвестиционные проекты. Когда они начнут давать отдачу, увеличится налогооблагаемая база, тогда у нас появится возможность "вернуть" часть дополнительных налоговых поступлений обратно в бюджетную сферу.

ЧЕМ РИСКУЕМ

- И на что власть намерена направить этот бюджет развития?

- Вариантов множество. Например, инвестировать в виде денежных средств в совместные проекты по принципу: ваши 800 миллионов, наши 200. Или в виде налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса, но при обязательном соблюдении ряда условий. Что они выйдут из "тени". Что налоги они будут платить на территории Красноярского края. Тогда мы даем им льготу по всему обороту и упрощаем систему налогообложения. Мы даем им новую систему учета: десять доходных статей, десять - расходных. Сальдо появилось - вот с него и платите 5 процентов. И живите спокойно, никто вас в этой части больше трогать не будет. Мы говорим: тогда ты имеешь право получить кредиты для развития, без процентов, фактически на три года, и имеешь право получить льготу по налогам.

В крае у нас тысячи предприятий с небольшим оборотом. А предприятий с оборотом в миллиард - единицы. Однако 99 процентов налоговых поступлений дают крупные предприятия. И только 1 процент - малый и средний бизнес. Задаю вопрос: когда мы даем льготу малому и среднему бизнесу, чем мы рискуем? Всего 1 процентом налоговых доходов. То есть практически ничем. А выиграть можем многое.

Когда малый и средний бизнес легализует свой доход? Когда у него оборот начинает переваливать за миллион долларов в год. Потому что деньги у него появились, он хочет купить себе хорошую квартиру, хорошую машину, он вынужден будет показать легальный доход. Это, между прочим, важнейшая социальная задача: "белая" зарплата дает налоги, дает реальные отчисления в Пенсионный фонд, что позволит работникам в старости получать достойную пенсию, дает возможность, наконец, брать в банках кредиты на строительство жилья.

Еще одна форма инвестиций, точнее, главные государственные инвестиции - это инфраструктура. Государство не имеет права вкладывать деньги в бизнес. А вот развитие инфраструктуры - его прямая обязанность. Это - строительство дорог, нефтепроводы, ЛЭП, ЖКХ и так далее. У банков сегодня денег очень много, но они не знают, что с ними делать. Они не верят власти, они боятся, потому что нет стратегии развития региона. Но если банк или другой инвестор видит, что государство начало строить дороги, скажем, в Богучанском районе, то большие деньги в лесную отрасль приходят сразу же. Потому что рентабельность вырастает в разы. Объемы растут, все растет.

Следующий пункт - инвестиции в инновационные технологии. Что сегодня в науке происходит? Наука говорит: дай денег! Ну, дал, и что дальше? Дальше нет ничего. Проблема нашей науки в том, что ученые разработают какую-нибудь полезную в принципе вещь, а до стадии промышленного внедрения не доводят. Инвестировать средства в науку мы будем в соответствии с мировой практикой - через специальные фонды. Логика инвестора проста: "Я знаю, что ты грамотный ученый. А у меня есть деньги. Я вложу в такой фонд, допустим, 50 миллионов рублей. Я знаю, что из двадцати проектов один "выстрелит". Мне важно получить доход от своего вложения в этот фонд. Создайте технологию и продайте, а я получу свою часть прибыли в той пропорции, в которой вложил туда деньги. Да, я рискую. Но если один проект "выстрелит", то рентабельность у науки очень высокая".

Вот так и будет функционировать бюджет развития. Мы создадим Управление проектного финансирования. И давайте, коллеги, приходите в это управление и доказывайте, что ваш проект рентабельный, что он выгоден вам и краю. Докажете - получите деньги.

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

- Как вы оцениваете нынешнее состояние трудового потенциала края? Ведь ни для кого не секрет, что сложная демографическая ситуация, ухудшение здоровья трудоспособного населения - все это снижает уровень квалификации рабочей силы.

- Давайте смотреть правде в глаза: с демографической ситуацией у нас в России, начиная с 1917 года, дела никогда не обстояли просто. Революции, войны, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ... А за ними обязательно следовали демографические провалы. Как бороться с нынешним падением рождаемости? Можно, конечно, пошутить: традиционным способом!.. Однако дела обстоят настолько серьезно, что не до шуток. Я убежден, что в наших условиях рост рождаемости, устойчивая тенденция к улучшению здоровья трудоспособного населения возможны только при общем повышении качества жизни. Как раз это мы и ставили во главу угла, разрабатывая нашу стратегию интенсивного пути развития края.

Если же говорить о трудовом потенциале, то не зря мы сегодня особое внимание уделяем молодежи, готовим концепцию молодежной политики. Да и чего лукавить - во многом "Программа социально-экономического развития..." направлена в будущее, адресована в первую очередь молодому поколению.

К сожалению, сегодня у нас очень много людей социально пассивных, с иждивенческой позицией: "Дай!" Оставшись по каким-то причинам без работы, вместо попыток найти себе новое применение в жизни, взрослые, здоровые люди предпочитают сидеть на шее у своих стариков или получать пособие, надеясь на извечное русское авось...

А среди молодежи много активных людей. Это новое поколение, у которого высокие жизненные стандарты и большое желание чего-то достичь в этой жизни. Они уже выросли с осознанием аксиомы: на власть надейся, а сам не плошай! И мы должны создать им условия, чтобы они смогли реализовать свой потенциал ЗДЕСЬ, в Красноярском крае, и ЗДЕСЬ, в Красноярском крае, остались работать и жить.

- Профсоюзы считают основной причиной снижения трудового потенциала низкий уровень заработной платы. Работодатели говорят о повышении цены труда только при росте его производительности. Согласны ли вы с этими тезисами?

- Думаю, это та тема, где есть о чем подискутировать. Если рассматривать труд как товар, то уровень заработной платы диктуется состоянием рынка труда, где действуют извечные законы спроса и предложения. Там, где между ними в определенной нише достигнута "равновесная точка", - это и есть конкретный размер конкретной заработной платы.

Возьмем нынешний рынок труда, в глобальном смысле. Сегодня на нем присутствует явный перекос - переизбыток предложения экономистов, юристов и прочих, еще недавно считавшихся "престижными", профессий. Вузы за последние годы наплодили их столько, что сегодня каждый третий, если не каждый второй обладатель вузовского диплома - экономист или юрист. И, конечно, в целом зарплата по "отрасли", если ты не какой-нибудь суперспециалист, падает. Но при этом же существует большой дефицит квалифицированных рабочих. И в такой ситуации хороший рабочий, обсуждая с нанимателем уровень своей оплаты, находится в гораздо более выгодном положении.

Другое дело, что у нас специалисты далеко не всегда адекватно оценивают свои возможности: хотят работать, как при социализме, а получать, как на капиталистическом Западе...

- Но ведь производительность труда и качество труда -понятия разные. Самый квалифицированный и дисциплинированный работник не может дать западную производительность труда на станке образца 50-х годов?

- Согласен, без технического переоснащения промышленности говорить о росте производительности труда проблематично. Как и без рациональной, правильной организации труда. Без грамотного менеджмента. Без добросовестности персонала. Вообще, на самом деле, на Западе капитал и труд гораздо более тесно и, я бы сказал, более гуманно сосуществуют и взаимодействуют между собою уже несколько десятилетий. Нам, конечно, до этой стадии нужно пройти еще немало. В том числе надо менять психологию и работодателей, и работников. В конечном счете рост производительности труда должен быть общей заботой и собственников, и работников. И те, и другие должны нести за него равную меру ответственности..

- В октябре запланировано повышение зарплаты в бюджетной сфере, но в связи с этим возникают проблемы межбюджетных отношений. Не поставят ли эти проблемы под удар индексацию зарплаты 1 октября?

- Нет. Трудности, конечно, будут, но свои обязательства перед бюджетниками мы выполним.

- Со стороны ваших оппонентов звучала критика договоренности администрации края и профсоюзов о выплате двух окладов работникам бюджетной сферы. Были упреки и в нерациональном использовании средств. Могли бы вы прокомментировать эту критику?

- Этот шаг с нашей стороны, как работодателя, был вполне осознанным. Я полагаю, что после него вполне логично выглядели бы адекватные шаги со стороны работодателей-частников. Хотим мы того или нет, жизнь дорожает, в том числе услуги ЖКХ. Хотя мы, конечно, делаем все возможное для своевременного перечисления средств, предназначенных для адресной компенсации затрат населения...

- Так как была затронута тема реформирования ЖКХ, то нельзя не сказать, что краевые профсоюзы в свое время приняли решение: требовать от работодателей роста оплаты труда при увеличении расходов населения на коммунальные услуги. Такое решение подвергалось сомнению со стороны, прежде всего, КПРФ: мол, профсоюзы отказываются поддержать их взгляд на реформу ЖКХ и повышения зарплаты тоже не добьются! Вы можете сравнить эффективность этих двух подходов?

- Конечно, гораздо "честнее" инициировать по теме ЖКХ бессмысленный, но шумный "предвыборный" референдум с вопросом, ответ на который заранее известен! Как там он формулируется? "Согласны ли вы, что проводимая жилищно-коммунальная политика ухудшает условия жизни населения края?" Ну, хорошо! Ну, согласны. Проголосовали. А что дальше? Ничего! Это как в том анекдоте о петухе, который бежит за курицей: "Не догоню, так хоть согреюсь..."

Согласен, тема ЖКХ сложная и болезненная. От нее ни в коем случае нельзя отмахиваться, но и спекулировать на ней тоже недопустимо. В этом смысле позиция профсоюзов представляется мне - и как губернатору, и как гражданину - наиболее реалистичной, наиболее взвешенной, наиболее... честной, что ли?.. Частным предпринимателям тоже пора понять, что если они сдерживают повышение зарплаты своим работникам, то почему бюджет должен компенсировать такую политику выплатами этим же работникам субсидий по ЖКХ?

О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- Вы часто говорите о том, чтобы каждый занимался своим участком работы и нес за это ответственность. В нашей газете активно дискутировалась идея социального договора, в котором власть, работодатели и трудящиеся определили бы взаимную ответственность за вывод края из кризиса. Знакомы ли вы с данной концепцией, и каков ваш взгляд на нее?

- Да, я помню тот материал в подборке прессы. Вполне резонная и конструктивная позиция. Ведь что получается? Ну, подписали мы с профсоюзами протокол о выплатах работникам бюджетной сферы, взяли на себя определенные обязательства. А где работодатели-частники и их доля социальной ответственности?! К сожалению, они предпочитают платить зарплату в "темную" и держать своих работников на коротком поводке... Поэтому ваш вопрос снова возвращает нас к теме нашего сегодняшнего разговора. Мы будем выталкивать их из "тени". Хотят они этого или не хотят...

Нужно помнить, что невозможно реализовать никакую программу развития, если по ней не будет социального согласия, иными словами - социального договора. Вот, к примеру, моя недавняя поездка в Канск еще раз показала, насколько негативно сказывается на социально-экономическом положении города, региона отсутствие согласия между исполнительной и законодательной властью, между властью и общественно-политическими организациями и партиями. Вместо реального дела - политические демарши и амбиции.

- Говоря о том, что трудящиеся и их представители - профсоюзы могли бы взять на себя часть ответственности за экономический рост, предполагается наличие некой ниши профсоюзов в экономической системе. Какой вы видите роль профсоюзов в рыночной экономике, в развитии рынка труда?

- Во время встречи с профсоюзным активом работников коммунальной отрасли в Дивногорске я уже говорил, что ни одна развитая рыночная экономика не обходится без сильного профсоюзного движения. Потому что необходимо отстаивать интересы того, кто трудится по найму, независимо от формы собственности.

Но весь вопрос в том, как их отстаивать. Здесь профсоюзам необходимо определиться: будут ли профсоюзы одной из многих общественных организаций, не влияющих на экономические процессы, или же станут реально влиять на рынок труда в интересах работников. Появление "Программы социально-экономического развития края до 2010 года" дает профсоюзам шанс найти свою нишу в создаваемой в крае системе социально-экономических отношений.

После обнародования этой программы в наш адрес начинают звучать какие-то упреки, кто-то опять начинает спекулировать на тему: "Вот опять что-то там принимают, даже не посоветовались..." Я всем этим "товарищам" говорю одну простую вещь: приходите, подключайтесь к работе! Потому что именно сейчас рабочая группа под руководством П.И. Пимашкова и Э.Ш. Акбулатова насыщает эту программу конкретикой, наращивает на нее "мясо". Это та самая ниша, где дело найдется всем: и тем, кто считает себя "сочувствующим", и тем, кто считает себя "оппозицией", партиям и движениям, бизнесменам и наемным работникам... В связи с этой программой власть берет на себя огромную ответственность. Приходите со своими предложениями, но будьте готовы к тому, чтобы взять на себя свою долю ответственности! Времени на разговоры больше нет! Так что и к профсоюзам края я обращаюсь с тем же предложением: приходите, будем работать!

- Благодарим за ответы, надеемся, что это не последняя ваша встреча с читателями нашей газеты.

Беседовал Андрей ВАСИЛЬЕВ

"Пепелище оживает". (Известия, 17.09.03. А.Макаров)

Погорельцы сибирского села и не мечтали скоро обрести новые дома. Но в жизни еще случаются чудеса

Восстановление сибирского села Казачинское, серьезно пострадавшего от пожара в конце весны, будет закончено 25 сентября. Ровно через четыре месяца после трагедии строители сдадут в эксплуатацию последние девять жилых домов для погорельцев. 42 семьи - это почти полторы сотни человек - уже получили новое жилье.

25 мая в Казачинском дул сильный ветер. Люди радовались - в селе уже примерно неделю стояла жара, а теперь хоть немного прохладнее стало. И надо же так случиться, что именно в этот день один из малоуважаемых жителей Казачинского решил то ли шашлыки пожарить, то ли мусор сжечь - он и сам сейчас плохо помнит, зачем ему понадобилось разжигать такой костер у себя во дворе. Вечно пьяный мужчина не уследил за огнем. Пламя перекинулось на соседние дома, а затем ветер разнес искры и тлеющие головни по всему Казачинскому. Огонь вспыхивал то в одном конце села, то в другом. Люди бежали на соседнюю улицу помогать односельчанам, а когда возвращались, то обнаруживали, что от их дома остались одни угли.

Пожар тушили почти сутки. Шестидесятилетний мужчина погиб, когда попытался вынести документы из своего горящего дома. В огне погибли десятки домашних животных. Около 200 человек за несколько часов потеряли все, что было нажито несколькими поколениями. Люди не могли ни есть, ни пить, ни спать. Наталья, мать троих детей, начинает плакать при одном только воспоминании о том пожаре. На новоселье (неделю тому назад ее семья получила большую трехкомнатную квартиру) она так и не смогла закончить тост хозяйки дома. Сквозь слезы выдавила из себя: "Не дай бог никому... Больше никогда..."

Ее соседка Наталья Смирнова, вспоминая о пожаре, не плачет. Во многом благодаря этому несчастью немолодая женщина вышла замуж. Близких родственников, у которых можно остановиться, в Казачинском у нее нет. Жить в специально выделенных властями помещениях было неуютно, да и немногие спасенные из огня вещи не хотелось оставлять без хозяйского присмотра. Пламя на участке, где стоял ее дом, пощадило только маленький сарайчик. В нем Наталья и жила, пока строился дом. Вместе с соседом Николаем. Раньше она на него внимания особо не обращала - обычный мужик. А тут разглядела... "Медовый" месяц провели в этом же сарайчике - помогали строителям чем могли. Дети уже взрослые - внезапному счастью родителей мешать не стали, а внуки только обрадовались неожиданному родству. Теперь по двору только что отстроенного дома Смирновых бегает разномастная толпа ребятишек.

Красноярский губернатор Александр Хлопонин приехал в Казачинское уже через несколько часов после трагедии. Он пообещал, что к 1 октября все погорельцы получат новое жилье, причем эти квартиры будут лучше старых - больше, комфортнее, безопаснее. Кроме того, каждому пострадавшему выдадут по 5 тысяч рублей, одежду, обувь, теплые вещи, матрасы, одеяла, помогут с оформлением новых документов, а детей на все лето отправят в лагеря отдыха. Тогда казачинцы молодому губернатору не поверили. "Нас уже столько раз обманывали. Даже если они и успеют построить эти дома до холодов, это будет халтура", - сказал один из погорельцев.

По расчетам Хлопонина, на ликвидацию последствий пожара в Казачинском необходимо было 74 миллиона рублей - сумма для бюджета неподъемная. Поэтому власти обратились за помощью к жителям Красноярского края. Сибиряки - люди добросердечные. Довольно скоро в село пошел поток одежды, обуви, мебели, игрушек. Погорельцам дарили коров, цыплят, другую домашнюю живность. Кроме того, каждая семья получила в подарок холодильник и небольшой телевизор. Но самое главное - в селе началось бурное строительство жилья.

Было объявлено, что предприятие (или организация), которое предложит дешевую, но при этом качественную технологию строительства жилья в сельской местности, может рассчитывать на получение крупного заказа от администрации края в следующем году. И жилье было построено! Весной следующего года все дома, построенные в Казачинском, пройдут сертификацию. Самые удачные проекты и добросовестные строительные организации получат преференции при распределении краевого государственного заказа.

А что касается поджигателя, то на общем сходе было принято решение: его семья должна уехать. Для них купили дом в дальней деревне и помогли перевезти вещи.

Красноярск

"Он ушел, но обещал вернуться". (Время новостей, 17.09.03. А.Климович)

Анатолия Быкова лишили статуса депутата

Предприниматель Анатолий Быков вчера был лишен статуса депутата законодательного собрания (ЗС) Красноярского края. Его коллеги на первой же после летних каникул сессии краевого парламента в течение 15 минут приняли "нужное" решение и назначили дату довыборов депутата от Октябрьского округа г. Красноярска на 7 декабря 2003 года. Лишение лидера одной из крупнейших фракций законодательного собрания статуса депутата прошло так тихо и благообразно во многом благодаря личному заявлению Анатолия Быкова об отставке. По уставу Красноярского края депутат, осужденный за уголовное преступление, должен сложить с себя полномочия.

В прошлом году Анатолий Быков был приговорен Мещанским судом Москвы за организацию покушения на убийство к шести годам лишения свободы условно. Вышестоящие судебные инстанции оставили это решение в силе, поэтому региональная прокуратура обратилась в ЗС с требованием отправить г-на Быкова в отставку. Однако вряд ли это конец политической карьеры бывшего алюминиевого магната. Г-н Быков по-прежнему располагает серьезными финансовыми ресурсами и немалым влиянием в регионе.

Даже недоброжелатели Анатолия Быкова уверены, что он без труда сможет вновь стать депутатом ЗС. Однако красноярский предприниматель, скорее всего, предпримет еще одну, вторую по счету, попытку пройти в Государственную думу. Депутат ЗС Красноярского края Раиса Кармазина, известная своими дружескими отношениями с Анатолием Быковым, заявила корреспонденту газеты "Время новостей", что он непременно будет баллотироваться в нижнюю палату российского парламента. Г-жа Кармазина уверена, что авторитетный бизнесмен победит на этих выборах: "Даже будучи в тюрьме, он продолжал выполнять свои депутатские обязанности, а нам в Думе нужно побольше людей, у которых слово не расходится с делом".

"Анатолия Быкова лишили депутатских полномочий". (Газета 17.09.03. И.Саськов)

На три месяца

Вчера депутаты Заксобрания Красноярского края лишили Анатолия Быкова, условно осужденного за организацию убийства, депутатских полномочий. Кроме того, парламентарии назначили дату выборов на освободившееся место Быкова по Октябрьскому району Красноярска на 7 декабря.

Сам Быков пока не обнародовал планы на будущее, но в крае уже никто не сомневается, что он выдвинет свою кандидатуру либо в Заксобрание, либо в Госдуму. Согласно Уставу края Заксобрание должно было лишить Быкова депутатских полномочий в связи с получением им второй судимости.

Напомним, что в июле этого года краевой суд приговорил Быкова к году лишения свободы условно с последующей амнистией за причастность к убийству предпринимателя Олега Губина, а год назад Быков получил шесть с половиной лет условно за организацию неудавшегося убийства Вилора Струганова. Однако Анатолий Быков несколько дней назад сам проявил инициативу и написал заявление о сложении с себя полномочий народного избранника.

Процесс лишения Быкова статуса депутата занял всего пять минут, превратившись в простую формальность. Заслушав обращение прокуратуры и заявление самого Быкова, депутаты почти единогласно проголосовали за лишение его депутатских полномочий. Сам Быков на заседании Заксобрания не присутствовал. По словам его пресс-секретаря, "он находится в командировке, связанной с будущими инвестиционными проектами в крае". Комментируя итог голосования, спикер Заксобрания Александр Усс заявил, что "результат голосования был предрешен, поскольку это рядовой технический вопрос и направление его решения было ясно еще давно".

На том же заседании депутаты назначили довыборы на освободившееся место Быкова по Октябрьскому району Красноярска на 7 декабря, совместив их с выборами в Госдуму. Сам Быков пока еще никак не прокомментировал вчерашнее решение краевого парламента и не делал заявлений о планах на будущее. Между тем практически все в крае уверены, что бизнесмен отнюдь не намерен ставить крест на политической карьере.

Лишившись полномочий депутата на региональном уровне, он получил возможность выставить свою кандидатуру на выборах в Госдуму. Правда, глава краевой избирательной комиссии Константин Бочаров заявил было, что согласно Уставу края Быков не сможет снова баллотироваться в депутаты Заксобрания на том основании, что он судим, пусть и условно. В ответ на это главный эксперт правового управления Заксобрания Любовь Елизарьева заявила: "По закону депутат, если в процессе его депутатства он был осужден, должен просто сложить с себя полномочия. При этом права вновь баллотироваться в депутаты он не теряет. Такое право гарантировано ему Конституцией, хотя и при одном условии: напротив его фамилии в бюллетене для голосования будет стоять пометка о судимостях для лучшего информирования избирателей". После этого Бочаров взял свои слова назад, заявив, что "не слишком хорошо изучил закон "О выборах", поэтому допустил ошибку, теперь же эта проблема снята".

"Анатолий Быков перестал быть краевым депутатом". (Коммерсантъ. 17.09.03 Б.Ельшин)

Анатолий Быков перестал быть краевым депутатом

Чтобы стать федеральным

Вчера Анатолий Быков был досрочно лишен мандата депутата законодательного собрания Красноярского края. Ранее коллеги бывшего гендиректора Красноярского алюминиевого завода дважды отклоняли требование прокуратуры лишить его мандата. На этот раз авторитетный предприниматель сам попросил об этом депутатов. По мнению бывших коллег экс-депутата Быкова, теперь он скорее всего будет баллотироваться в Госдуму.

Вопрос о снятии депутатских полномочий с Анатолия Быкова, избранного а законодательное собрание края по Октябрьскому округу в 2002 году, был одним из первых в начавшейся вчера осенней сессии регионального парламента.

Напомним, еще в декабре прошлого года в законодательное собрание поступило представление из прокуратуры региона. В нем указывалось, что в соответствии со статьей 35 устава Красноярского края после вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата его полномочия должны быть досрочно прекращены.

Ъ Анатолий Быков еще 19 июня 2002 года был приговорен Московским городским судом к 6,5 годам лишения свободы условно по обвинению в подготовке убийства Вилора Струганова, также известного как Паша-Цветомузыка.

Однако тогда депутаты отказали прокуратуре, сославшись на то, что им не были представлены все необходимые документы - в частности, отсутствовала копия решения суда. Вторично по представлению прокуратуры (которая к тому времени все документы собрала) депутаты голосовали по "делу Быкова" в феврале 2003 года. Выступая перед своими коллегами, Анатолий Быков тогда заявил, что его юристы направили жалобу в Конституционный суд России, указав, что устав региона противоречит Конституции РФ и нормам международного права. Коллеги господина Быкова по парламентскому корпусу решили дождаться рассмотрения жалобы в Конституционном суде РФ и уже после этого принимать решение: либо менять устав края, либо лишать бизнесмена депутатского мандата. В июле в законодательное собрание поступил документ, которым парламентарии извещались о том, что Конституционный суд РФ отказал Анатолию Быкову в рассмотрении жалобы. Но в это время депутаты регионального законодательного собрания уже находились на каникулах.

За неделю до начала нового политического сезона, 9 сентября, Анатолий Быков сам направил в канцелярию законодательного собрания заявление с просьбой снять с него депутатские полномочия. Без обсуждения и дискуссий 34 парламентария из 39 присутствующих в зале заседания проголосовали за прекращение депутатских полномочий Быкова. "Рядовой технический вопрос, и направление его решения было известно очень давно", - отметил спикер заксобрания Александр Усс. Кроме того, сразу же депутатами была определена дата выборов депутата по Октябрьскому округу на освободившееся место. В целях экономии бюджетных средств выборы были совмещены с днем голосования за кандидатов в депутаты Госдумы РФ.

Сам Анатолий Быков на заседании отсутствовал. "Сразу же было решено, что вопросы о снятии полномочий останутся без комментариев", - отметила пресс-секретарь Быкова Светлана Харлашина. Она сообщила, что сейчас экс-депутат находится за пределами региона. "Что касается участия Анатолия Быкова в новых выборах в законодательное собрание Красноярского края или Госдуму - решение пока не принято", - заявила Светлана Харлашина.

Однако сами депутаты законодательного собрания считают, что их бывший коллега будет баллотироваться в Госдуму. "Я думаю, что наверняка он примет участие в этих выборах. И я уверена, что он победит. Я даже в этом не сомневаюсь. Человек столько содержался под стражей, и тем не менее в округе, по которому он избирался в депутаты законодательного собрания, все работает", - заявила депутат Раиса Кармазина.

Согласно федеральному законодательству, Анатолий Быков имеет полное право баллотироваться в Госдуму: этого права лишены лишь люди, признанные судом невменямыми и находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда. Поскольку господин Быков осужден лишь условно и в местах лишения свободы не находится, он при желании сможет побороться за место в Госдуме.

Кстати, он уже пытался баллотироваться в Госдуму в 1999 году. Тогда он занял второе место в избирательном списке ЛДПР, однако Центризбирком отказал ему в регистрации (кандидат Быков не указал в декларации об имуществе дом в Красноярском крае площадью 600 кв. м) и вообще не зарегистрировал список ЛДПР: по действовавшему тогда законодательству, снятие с выборов хотя бы одного кандидата из первой тройки центральной части федерального списка автоматически влекло за собой снятие с выборов всего избирательного объединения. Для участия в выборах "жириновцам" тогда пришлось в спешном порядке создавать новое объединение - "Блок Жириновского". А Анатолию Быкову было отказано и в регистрации кандидатом по Ачинскому одномандатному округу: скрывавшийся тогда от правосудия за границей и находившийся в розыске предприниматель не стал лично являться в избирком для сдачи документов на регистрацию, как того требует законодательство.

СМИ Красноярска

"Возвращение почетного гражданина". ("Московский комсомолец" - в Красноярске", 17.09.03, Анатолий Мошницкий)

В последнее время в Норильске все чаще говорят о том, что руководство НГМК определилось с кандидатурой будущего мэра. И, по версии наблюдателей, им станет, как легко догадаться, не профсоюзный лидер Валерий Мельников, с которым директор Заполярного филиала НГМК Виталий Бобров никак не может найти общего языка. И не и.о. главы 'Большого Норильска Лев Кузнецов, который воспринимает свой нынешний пост как почетную ссылку.

По данным МК предварительное согласие баллотироваться в норильские мэры дал Джонсон Хагажеев, Почетный гражданин Норильска, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством 3 степени", "Орде на Ленина", член "Клуба капитанов", генеральный директор (впоследствии - первый заместитель) ОАО ГМК "Норильский никель".

В прошлом году на выборах он отказался выдвинуть свою кандидатуру в губернаторы Красноярского края, поддержав Александра Хлопонина:

"Больше пользы смогу принести на производстве, а не в политике". Однако в настоящее время Джонсон Талович занимает в компании пост отнюдь не производственный. Его нынешняя должность - председатель научно-технического совета ГМК.

Эта структура образована в июне сего года "для реализации на высоком техническом уровне и с максимальной экономической эффективностью важнейших мероприятий, предусмотренных концепцией производственно-технического развития ГМК на период до 2015 года. Говорят, весь Совет (состоящий из двух десятков ведущих специалистов крупнейших НИИ) создан "под Хагажеева", (расставаться с которым гендиректор "Норникеля" Михаил Прохоров не хочет. Хагажеев стал символом трудовых побед норильчан, и отправку его на пенсию в 63 года большинство жителей Норильска сочли бы просто кощунством.

Удовлетворяет ли Джонсон Талович "минимальным требованиям", которые "Норникель" предъявляет "своему" кандидату? Помнится, перед первым туром Виталий Бобров огласил список по пунктам:

"Bo-первых, он (будущий мэр) должен быть переговороспособным и сохранить на территории мир, который является главный достижением норильчан за последние три года, во-вторых он должен быть профессионалом и прекрасно разбираться во всех тонкостях городского хозяйства". И, кроме того, "Будущий глава Норильска должен представлять не только комбинат или только город, а быть кандидатом всех норильчан. Джонсон Хагажеев, в принципе, удовлетворяет всем условиям. Кроме, может быть, отдельных "тонкостей городского хозяйства". Главное - он "переговороспособен" и обладает в Норильске непререкаемым авторитетом и может противостоять "харизматическому оппоненту" Виталия Боброва - Валерию Мельникову.

"Ценные бумаги". ("Известия-Красноярск", 17.09.03, Александр Брент)

Новый этап соглашения губернатора с финансово-промышленными группами.

Сегодня в Москве заканчивается подготовка к самому важному политико-экономическому событию в крае за текущий год - по информации агентства НИА, "пройдут рабочие встречи губернатора Александра Хлопонина с руководителями компании ЮКОС, ОАО "Русский алюминий" и "Евразхолдинга". Как сообщила пресс-служба совета администрации края, соглашения практически подготовлены, и губернатор намеревается на этих последних перед подписанием переговорах еще раз обозначить позицию администрации в отношении финансовой, налоговой и внутрикорпоративной политики деятельности крупных ФПГ, работающих на территории края. Как оценивают эксперты, среди 6-7 крупнейших корпораций, с которыми планируется заключить соглашение, переговоры с ЮКОСом, "РУСАЛом" и "Евразхолдингом" проходят наиболее сложно". В связи с этим напрашивается знаменитый булгаковский вопрос - что у вас тут происходит, граждане? В чем дело?

Соглашения, о которых говорится в релизах - не что иное, как знаковые договоры о мире, дружбе и сотрудничестве между краевой администрацией и крупнейшими олигархическими группировками, работающими на нашей территории. Кроме "ФПГ, с которыми сложно", Хлопонин еще намерен подписать документы с более удобными для политической власти группами: очевидно, это МДМ - СУЭК, "Норильский никель", РАО "ЕЭС России" и, возможно, "Альфа-груп" - эта ФПГ, в частности, примечательна тем, что Александр Геннадиевич, став главой Красноярского края, встретился с нею первой. Именно год назад и начался интереснейший макроэкономический детектив на тему "Как добрый олигарх (так шутил о себе когда-то Хлопонин) строил в шеренгу злых олигархов". Вкратце напомним о том, как развивались отношения администрации и самых сильных частных компаний страны.

Победа на губернаторских выборах топ-менеджера акционерного общества, как вскоре выяснилось, вовсе не означала тесной смычки всех капиталистов против простого народа: металлургам надо было подешевле покупать уголь и электроэнергию, топливным магнатам - приобретать металлические конструкции с профитом для себя, а всем вместе, разумеется, платить поменьше налогов. При условии того, что в Красноярском крае работают пять-шесть мощнейших финансово-промышленных групп, соблюсти идеалы собственных интересов всем сразу совершенно невозможно. Например: "Русскому алюминию" и "Норильскому никелю", где трудятся десятки тысяч человек, никак не разойтись в оценке текущих обязательных платежей. Ибо в городском и краевом реестре- рабочей силы, площадей территории и прочих составляющих элементов не может быть массовой двойной бухгалтерии - одного труженика не записать в холопы двух олигархов сразу, на одном земельном участке не могут располагаться два завода одновременно и так далее. Но Хлопонин политически выше Дерипаски и имеет полное право приказывать ему соблюдать действующее законодательство.

Недаром информация об окончательном подписании договоров между олигархами и губернатором то и дело переносилась. Официальные рупоры гласили сначала: 15 августа мир будет подписан, потом "мир" превратился в Брестский (аудиторию захлестнули сообщения об уводе финансово-промышленных активов за пределы края к мордвинам и чукчам), затем уже 15 сентября назвали окончательным рубежом. Однако и позавчера ясность не наступила, потому что на повестку дня вышла поездка губернатора в Китай и в дальнейшем - уже московские встречи в Министерстве финансов и других рабочих кабинетах.

Но, собственно говоря, так ли уж важна рубежная дата "документального сериала"? Ведь из кулуаров администрации края уже просочилась гораздо более весомая информация о том, что тексты соглашений с олигархами не могут и не будут иметь никакой юридической силы. И это, к сожалению, горькая правда. Все дело вот в чем. Ни в какой Конституции и уж, тем более, в подзаконных актах нет такого легитимного понятия, как "олигарх" или "финансово-промышленная группа". Зато есть нечто другое. "Акционерное общество", например. Или "Холдинговая компания". Перед богом, президентом и губернатором все равны, если есть государственный номерочек. И соразмерные налоги должны нести в житницы как "Русский алюминий", так и бараночно-бубличная артель "Московские баранки". Пропорционально величине цилиндра, конечно.

Однако Александр Хлопонин с мелкими бизнесменами предпочитает встречаться пореже, чем с бывшими коллегами по миру большого бизнеса. Ведь суммы, перечисляемые производителями меди или алюминия, исчисляются сотнями миллионов долларов в год! Впрочем, когда магнатов попрекают всякими там снижениями фискально-облагаемой базы и "уводами трейдеров", те также резонно отвечают - но никто не запрещал выводить управляющие фирмы что в офшор, что в другие мягкие зоны. Вывод? И политикам, и олигархам, живущим на одной земле, приходится играть по НЕПИСАНЫМ, а не по КОНСТИТУЦИОННЫМ правилам. Се ля ви. Поэтому всякие договоры первого путинского срока носят исключительно пропагандистский характер...

Еще одно занятное обстоятельство. Почему в кругах, близких к команде Александра Хлопонина, считают самыми неудобными "Русал", ЮКОС и "Евразхолдинг"? Источник, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил "Известиям - Красноярск" напрашивающуюся версию - суть проблемы в том, что компании Дерипаски и Ходорковского близки к оппозиционной стойке по отношению к Кремлю. Мисевра, Чубайс, Потанин - более лояльные к высшей власти бизнесмены и предпочитают не ссориться с самыми сильными региональными лидерами, уплачивая фискальную дань в объеме, близком к интернетовскому обету молчания о переходе разных активов.

Остается "Евразхолдинг", но с ним немного попроще. Железорудные месторождения, что на юге Красноярского края, кормят стальные комбинаты Кемеровской области. Вероятнее всего, все регистрационные дела находятся в руках губернатора Тулеева. А ровно год назад Аман Гумирович публично поддержал перед вторым туром Александра Усса Не исключено, что политические коллеги рано или поздно помирятся.

В ТЕМУ

"Первые отклики на "равное удаление олигархов" оказались весьма комплиментарными, хотя решение власти перейти на язык долгосрочных документов - отнюдь не ноу-хау Хлопонина. Это, скорее, изобретение генерала Лебедя, который ровно четыре года назад подписал генеральное соглашение с компанией ЮКОС. В остальном олигархи обычно действовали как им вздумается: в Красноярске хорошо помнят переделы собственности на предприятиях, ныне принадлежащих "Русскому алюминию", МДМ, РАО "ЕЭС" и так далее. Помогут ли бумаги удалить финансово-промышленные группировки в равной степени, пока неизвестно. Зато совершенно очевидно другое - местные силовики, будь то налоговые или милицейские структуры, бессильны против крупных игроков сырьевого рынка. За разрешением любой проблемы, связанной с федеральными владельцами красноярских предприятий, следует обращаться только в Москву. Вот такая "модель России" здесь работает безотказно уже несколько лет". (Интернет-сайт SATCOR. август 2003).

"Ежики в правовом тумане". ("Красноярский рабочий", 17.09.03, Эрих Пырх)

VIII сессия Законодательного Собрания края, знаменующая начало нового парламентского сезона, словно решила взять рекордный вес, нагрузив повестку первого заседания полусотней разнокалиберных вопросов.

Вчера лишь трое депутатов из всего списочного состава не почтили вниманием это заседание. В их числе - находящийся в отъезде Анатолий Быков, который по собственному желанию и по решению коллег досрочно прекращает полномочия народного избранника. В принципе, и так было ясно, что его "низложение" - это дело техники. И все же московский адвокат Генрих Падва не преминул уколоть своих оппонентов юридически отточенной рапирой. По его словам, утверждение о второй судимости Быкова является неверным, поскольку согласно Уголовному кодексу РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Так что приговор по делу Губина, полагает Падва, никак нельзя рассматривать как основание для лишения Быкова депутатского статуса. По делу же Струганова подана жалоба в Верховный суд, а еще Быков ждет рассмотрения своей "челобитной" Европейским судом по правам человека. Впрочем, эти факты теперь не столь важны, раз уж депутат сам написал "увольнительную". А там пусть защитники и обвинители как кому угодно толкуют нормы закона и самозабвенно сражаются на юридическом поле. Только бы не поранили друг дружку сгоряча в правовом тумане, который иной раз сами же и напускают.

Кстати, юридические "непонятки" характерны не только для пресловутого дела Быкова. Взять хотя бы вопрос номер девять, на котором после целой череды согласований, прошедших почти без проблем, дружно "застряли" вчера депутаты ЗС. Речь идет о ходатайстве инициативной группы по проведению краевого референдума с такой формулировкой: "Согласны ли вы, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни населения края и приводит к падению ее уровня?".

Казалось бы, с обывательской точки зрения ответ яснее ясного: "Конечно, согласны, ведь большая часть квартиросъемщиков стала платить за услуги ЖКХ в несколько раз больше при прежнем уровне доходов". А вот с точки зрения юридической здесь не ясно ровным счетом ничего - сплошной туман и полная неопределенность. В самом деле, действующее законодательство не дает определений таким понятиям, как "достойная жизнь населения края" и "условия достойной жизни". Такая оценка целиком субъективна и зависит прежде всего от личных потребностей - что достойно для быка, то недостойно для Юпитера. Нет однозначного правового содержания и у понятия "проводимая исполнительной властью края жилищно-коммунальная политика". На это указало в своей негативной справке экспертно-правовое управление ЗС. Оно даже провело параллель с неудавшимися ("спасибо" Конституционному суду) всероссийскими референдумами 1993 года о доверии Ельцину и одобрении социально-экономической политики тогдашних президента и правительства. Главный вывод таков: формулировка вопроса краевого референдума не исключает возможности его множественного толкования и неопределенности правовых последствий принятого решения. Примерно в том же духе высказались ЦИК и Минюст.

Председатель избирательной комиссии края Константин Бочаров, как ему и предписывает закон, умыл руки - пусть, мол, депутаты скажут "да" или "нет", только тогда крайизбирком примет соответствующее решение о регистрации инициативной группы. Мнения же депутатов разделились практически поровну, что и показало затем их оригинальное волеизъявление (к слову, чтобы не было недоразумений, по просьбе Петра Медведева сразу же были изъяты пульты для голосования отсутствующих депутатов).

Председатель постоянной комиссии ЗС по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу Виктор Зубарев напирал на то, что референдум - удовольствие дорогое, он обойдется в 50-100 миллионов бюджетных рублей. Между тем последствия его совершено не ясны. Писали бы уж конкретно: "Вы за то, чтобы отменить "коммунальный закон"?" или "Вы за то, чтобы пересмотреть в крае норму социальной площади жилья?" И вообще, добавил от себя Зубарев уже как депутат, эта акция опасна, так как наносит удар по реформе ЖКХ, и носит она чисто политический характер. Лучше бы члены КПРФ, инициировавшие референдум, за свой счет заказали соцопрос ВЦИОМ на интересующую их тему.

Депутаты-коммунисты, разумеется, в долгу не остались. Один за другим они брали слово и без излишних эмоций отстаивали свою точку зрения. Валентина Бибикова убеждена, что ожидаемый результат референдума дал бы основание для пересмотра одиозной 90-процентной планки оплаты населением края услуг ЖКХ. Всеволод Севастьянов, признав, что "формулировка вопроса слабоватая", сказал, что референдум дал бы пищу для размышлений Александру Хлопонину, и губернатор, быть может, поставил бы перед президентом вопрос об изменении жилищно-коммунальной политики в стране. Валерий Мельников, оговорившись, что сам он не коммунист, заявил, что поддерживает идею референдума, и никакой это не пиар. А Игорь Захаров, который вчера выступал в непривычном амплуа самого активного депутата, предложил инициативной группе изящный выход из острой ситуации - она отзывает свою инициативу, шлифует формулировку вопроса и вновь представляет ее на суд краевого парламента.

Это предложение не прошло, хотя сами представители инициативной группы были согласны с тем, что вопрос поставлен далеко не идеально. Они призывали "не запутывать эту инициативу в казуистике юридических норм" - им и так пришлось изрядно ломать голову над тем, как не угодить под запретительные нормы закона. Дело в том, что на референдум нельзя выносить много чего, к примеру экономические вопросы, те, которые могут вызвать изменение бюджета либо дополнительные финансовые обязательства.

В итоге на вопрос Марины Добровольской: "Что же помешало грамотно сформулировать вопрос?" ответил многоопытный и против обыкновения доселе молчавший Юрий Абакумов. Высказав свое крайнее недовольство проводимой в крае жилищно-коммунальной политикой, он резюмировал: "Подозреваю, что само законодательство не позволяет придумать разумную формулировку вопроса". Депутат призвал коллег принять определенное решение, иначе начнутся суды и все та же правовая неопределенность. Его опасения были не напрасны - сессия вынесла свой вердикт по принципу "ни вашим, ни нашим". Сначала не хватило одного голоса для того, чтобы поддержать "хоронящее" референдум постановление зубаревской комиссии, а затем 6 голосов, скажем так, не добрала инициативная группа. Вопрос повис в правовом тумане...

"Решение важных вопросов в Москве". ("Красноярский рабочий", 17.09.03)

Губернатор края Александр Хлопонин сейчас находится в рабочей поездке в Москве, где у него запланированы встречи в Минфине и Минэкономразвития по согласованию позиций, параметров и стратегических направлений краевого и федерального бюджетов.

Цель встреч - организовать конструктивное взаимодействие с федеральными органами, в том числе по восполнению выпадающих из краевого бюджета средств в результате изменений бюджетного и налогового федерального законодательства. На этой неделе состоятся встречи губернатора по вопросам реформирования местного самоуправления, а также с вице-премьерами правительства Владимиром Яковлевым и Галиной Кареловой по проблемам реформирования ЖКХ и совершенствования системы адресной компенсации и учета доходов населения. Также запланирована работа по подготовке соглашений о сотрудничестве с крупными финансово-промышленными группами.

"Красноярская девственница". ("Сегодняшняя газета", 17.09.03, Михаил Цыбульский)

Губернатор Александр Хлопонин говорит решительное "нет" разврату и порнографии на территории края.

По сообщению телекомпании "Афонтово", Законодательное Собрание Красноярского края пересматривает закон о защите общественной нравственности. Предлагается создать в крае своеобразную полицию нравов, а все рекламные плакаты и изображения человеческих тел, вызывающие интерес к сексу, запретить. Эта идея, правда, как-то не вяжется с предвыборным обещанием Хлопонина устроить в крае демографический взрыв. Взрыва пока не получилось, зато стало понятно, что на уме у губернатора и краевых законодателей. Под удар попала вся продукция скабрезного содержания, эротика на рекламных плакатах, словом, все, что способно отвлекать граждан от производительного труда. Почему-то красноярские фонтаны "Валентин и Валентина" и недавно открывшийся "Похищение Европы" были амнистированы, следовательно, любовь к животным и тезкам будет разрешена. Законодатели предложили в бюджете на будущий год предусмотреть средства на содержание отдела по борьбе за соблюдением нравственности. Предполагается, что в особом подразделении милиции будет работать семь человек. Что ж, семь - счастливое число. Пока неизвестно как именно будут отбирать "особистов" и на ком проверять тлетворное действие "наглядной агитации". Тревожит другое. В самое ближайшее время краевой бюджет, и без того трещащий по швам, значительно сократит расходы на социальные проекты. Губернатор Хлопонин искренне считает, что все беды в регионе от того, что "в последние годы практически весь бюджет край тратил на социальную сферу". Безобразие, конечно. "В результате мы раздули "социалку" до таких размеров, что содержать ее уже нет никаких сил. Поэтому ситуацию надо переламывать". Полиция нравов, видимо, поможет и в этом. Хотя на голодный желудок, в общем-то, как-то не до любви. Может быть, у кого-то в "мерседесе" кривые стекла, поэтому кажется, что по улицам ходят хорошо упитанные люди с полными авоськами деликатесов. Однако, статистика утверждает прямо противоположное. Например, по сообщению пресс-службы администрации города Красноярска, опубликованному НИА (Независимым информационным агентством), с начала 2003 года половина жителей Красноярска оказались не в состоянии оплачивать свое жилье и вынуждены были обращаться за субсидиями. Почему реформы в крае начинаются опять с низов, почему чтобы что-то дать, необходимо сначала отнять? Отнять детские пособия, пенсии, поставить на грань выживания инвалидов. Отнять у учителей, врачей, у всех тех, кого властьпредержащие презрительно называют "бюджетники". Почему люди, изо дня в день отдающие родине свой труд, не могут с гордостью сказать: "Это образование, это лечение, эту зарплату мне дала Родина"? Почему вместо гордости мы должны испытывать стыд перед своими детьми хотя бы за то, что не в состоянии баловать их так, как нам хочется? Может быть мы и сами виноваты - раз за разом верим чужим обещаниям, открывая дорогу во власть людям, которые ни за что ответственности не несут. И раз за разом выходит одно и тоже: мы внизу решаем свои мелкие проблемы - как прокормить семью, а они там, наверху, свои личные проблемы давно уже решили, к сожалению, за наш счет. К власти приходят те, кто прожиточный минимум меряет мифическими потребительскими корзинами, предлагая носить, не снимая, одни носки по три года. Хотя большинство новых хозяев жизни - экономисты по образованию, менеджеры, взращенные на стройках приватизации. Им и карты в руки. Административный ресурс есть, связи - в порядке, а работа - не налаживается. Тоскливо. Осень - время года печальное, и как раз на осень приходится утверждение бюджетов будущего года. От этого плакать хочется и простым смертным, и даже губернатору. В узком кругу приближенных к губернатору хорошо известна его частая смена настроений. Частые депрессии, как правило, сопровождаются глубокими психическими стрессами, вспышками неуверенности в себе, тщательно скрываемыми даже от ближайшего окружения. Вот и самоутверждается человек, высматривая на столбах скабрезности. И хотя губернатор не в курсе как живет вверенный ему народ, зато теперь будет знать с кем и каким именно образом...

"НПО ПМ станет корпорацией ("Красноярский рабочий", 17.09.03)

Как сообщил редакции заместитель губернатора края, председатель КУГИ Вадим Медведев, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год, утвержденный распоряжением правительства РФ 15 августа нынешнего года, предусматривает и приватизацию ряда объектов оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории края.

В частности, НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева после акционирования предполагается преобразовать в корпорацию "Информационные спутниковые системы". Бюро по связям с общественностью НПО ПМ поясняет, что этот проект уже успешно прошел в июле защиту в комиссии по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса". Сейчас проекты нормативных актов о создании корпорации имени Решетнева переданы на рассмотрение в Министерство госимущества Российской Федерации. По расчетам, корпорация будет сформирована в начале 2005 года. После приватизации 100 процентов акций НПО ПМ будут закреплены в федеральной собственности.