День Скобаря объединил Санкт-Петербург, Новгород и Ленобласть: фоторепортаж

13

Москва, 1 октября 2012, 11:48 — REGNUM  В событиях кузнечного фестиваля "День Скобаря", проходившего в Пскове, обнаружились не только псковские корни. Санкт-Петербург, Новгород и Ленобласть (в частности, Старая Ладога) оказались причастными к происходящему в древнем городе на реке Великой, объединёнными знаменательной датой - 1150-летним юбилеем зарождения российской государственности. В этом убедился корреспондент ИА REGNUM, посетивший праздничные мероприятия.

Творческий подарок Скобарям традиционно преподнесли петербургские Митьки. В разгар фестиваля они принялись расписывать стены псковского Кузнечного двора с наружной стороны, создавая два неповторимых полотна. Одно, как объяснил Дмитрий Шагин, посвящено грандиозному историческому событию: Скобари встречают Трувора, Сенеуса и Рюрика. Второе - не менее значимому подвигу: Митьки помогают ликвидировать знаменитый Баториев пролом в стене - место битвы псковичей с армией польско-литовского короля Стефана Батория в годы правления Ивана Грозного.

Тогда, в 1581 году Баторий был крайне обеспокоен успехами Руси в Ливонской войне и потому двинулся на Русь. Взяв Полоцк и Велиж, и осадив Великие Луки, подошёл к Пскову. Внутри Окольного города была возведена дополнительная деревянная стена. Баторий установил напротив городских стен артиллерию, устроил насыпи, и начал штурм.

Пролом горожане буквально закрыли своими телами.

Исторический факт: защитники Пскова отбили 31 штурм неприятеля и совершили 46 вылазок в стан осаждавших. Неудача 107-дневной осады Пскова заставила Стефана Батория пойти на переговоры о мире с Москвой.

При ближайшем рассмотрении, с течением времени, которое "Митьки" провели за работой, предполагаемые "боевые верблюды", которых поляки использовали в древних сражениях, преобразились в скакунов с крыльями, а исторические личности стали разительно походить на авторов полотен. Но в остальном, всё натурально: архитектурный ансамбль Кремля, крепостные стены, церкви и река Великая. Таким образом, Митьки организовали собственное прочтение "Повести временных лет".

Напомнив слова летописца: "И бысть Рюрикъ старъйшина в Новгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белозере, а Триворъ - во Изборце", Шаги, указывая на первое полотно, объяснил: "Мы из варяг в греки несколько лет назад уже плавали - знаем. К этому путешествию тоже причастны. "Видите, у Синеуса действительно синий ус".

Художник рассказал, что в прошлом году "Митьки" в первый раз приехали в Псков на "День Скобаря", озаглавив визит "Братание Митьков и Скобарей". С тех пор братские отношения продолжаются. Сейчас в Новгороде, по случаю 1150-летнего юбилея зарождения российской государственности, организована выставка, где Митьки тоже представляют собственный взгляд на историю.

"Санкт-Петербурга тогда и в помине не было, а вот город Старая Ладога (до 1703 года Ладога) стал частью пути "из варяг в греки" - значит, говоря об истории, нельзя упустить воспоминания об этом городе, расположенном на территории Ленинградской области, - считает Шагин. - В одном из вариантов толкования "Повести временных лет" Ипатьевского списка древне-русской летописи, именно ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика. Отсюда версия, что она была первой столицей Руси - точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год".

"И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик", - сказано в летописи. А в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Как бы ни расходились мнения историков, Митьки их примиряют собственной версией причастности к "делам давно минувших дней". То же подтвердил Псковский праздник, объединивший целый ряд заметных событий.

"Кузнечная свадебка", организованная на Кузнечном дворе, заключалась в старинном обряде "заковывания свадебки". Молодожены Ирина и Илья Ильины получили в подарок от кузнецов два сердца, которые были прикованы друг к другу в присутствии молодых и их родственников. Кто-то в толпе наблюдающих за такой необычной ковкой, сказал: "Если сына они назовут Ильёй, будет Илья в третьей степени - Илья Ильич Ильин!"

Руководитель Псковского кузнечного двора Евгений Вагин продемонстрировал свои владения - в частности показал, по его словам, самый несерьёзный памятник под названием "Псков - пуп земли кузнечной", открытие которого тут же и состоялось.

В окружении кованых экспонатов (памятник кузнецу, земной шар, снежная баба в человеческий рост, пушка, стреляющая петардами, бескозырка и т.д.)

"Из железа можно сделать всё, - объяснил Вагин. - Принято думать, что скобарь - человек в меру или не в меру хамовитый, и для названия праздника это странное слово. Но люди забыли красивую легенду: Петр I назвал псковичей "скобарями" после того, как не смог разогнуть скобу, выкованную местными кузнецами, хотя легко разгибал и подковы". Главного кузнеца поддержала начальник отдела творческих индустрий комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Екатерина Татаринова: "Мы, разрабатывая идею праздника, изначально боялись назвать его "Днём Скобаря", но пора ломать стереотипы, напоминать людям об исторических фактах - например, о версии, по которой произошел постепенный переход от слова "псковский" к названию "скобарь" путем замены отдельных звуков и частей слова. "Псковский-пскопский-скопский-скобский-скобской". Вполне могло произойти обратное словообразование: "скобский-скобы-скобарь"".

Во дворах, на задворках праздника "затерялись" строения - пустые, старинные, полуразрушенные. Рядом с двухэтажным деревянным домом 12 на улице Некрасова, разговорились с женщиной, которая рассказала, что одно время здесь жила Анна Ахматова. Указывая на окна второго этажа, она объяснила: "Вот её окна. Раньше дом этот не расселяли, потому что в нём проживало чуть ли не шестьдесят человек".

Выяснилось, что женщину зовут Гетой Николаевной, она снимала здесь комнату больше десяти лет подряд, теперь охраняет дом и регулярно сажает перед ним, совершенно пустым, цветы, и проверяет, все ли в порядке, не протекает ли крыша, не оседают ли стены.

"Беда таких домов в том, что формально они охраняются государством, но их никто не торопится реставрировать. Вот, кстати, дом Мнишек, говорят сама Мария в Пскове никогда не была, но он постройки того времени. Правда, в начале двадцатого века, в 1906 году, некому землемеру Хитрову вместе с двумя деревянными домами достались древние развалины. Он приспособил их под жильё, но с тех пор еще век прошёл, и давно пора реставрировать", - она указала на каменное полуразрушенное строение.

Поучительным оказалось и возвращение к праздничным мероприятиям. Неподалёку от Кузнечного двора демонстрировали своё мастерство народные умельцы. Рукодельница Елена Михайлова, как выяснилось, научившаяся этому мастерству у своей бабушки, в деревне Солоново (находится в трёх километрах от Пскова), объяснила предназначение кукол - оберегов. Столбушка, домовушка, домовик, зернушка, кубышка - тарвница - каждая имеет собственное предназначение. Метлушка-помелушка, например, выметает из дома неугодных гостей.

"Конечно, есть секреты изготовления - взять хотя бы куклу - матушку, берёзовую основу для изготовления которой, надо брать на "растущей луне" - не в полнолуние. Всё это - народная наука, основанная на любви к дому, к близким и любимым людям".

Евгения Дылева

Фото автора

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail