Единый европейский супер-концерн вооружений: вызов России и американо-британскому альянсу

Москва, 1 октября 2012, 11:34 — REGNUM  

12 сентября 2012 года крупнейшая в Европе аэрокосмическая компания EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн) и британский оборонный концерн BAE Systems (название от ех-British Aerospace - BAe) подтвердили информацию о том, что они ведут переговоры о слиянии. Стоимость означенной операции оценивается в €35 млрд. Речь идет о крупнейшей оборонной сделке десятилетия. В случае ее реализации в мире появится самая крупная аэрокосмическая и оборонная компания с объемом продаж около $100 млрд. и численностью сотрудников в 240 тыс. человек. Сведения о переговорах между двумя концернами просочились в биржевые круги, и накануне 12 сентября стоимость акций BAE Systems на лондонской бирже сразу же взлетела на 10,6%. Руководству британской компании пришлось объяснить поведение биржевых дельцов перспективой своего присоединения к EADS.

Объединение EADS и BAE станет самым значительным европейским ответом на американскую оборонную и аэрокосмическую консолидацию, создавшую на рубеже двух столетий новый уровень оборонно-экономической мощи США. Для сравнения, по итогам прошлого года выручка EADS составила $63 млрд., BAE Systems - $28,5 млрд., а у Boeing этот показатель равнялся $68,7 млрд., у другой американской оборонной компании Lockheed Martin - $46,5 млрд.

В случае реализации проекта новый европейский аэрокосмический гигант будет основываться на государственном контроле тройки ведущих стран ЕС - Германии, Франции и Великобритании, и на европейской системе труда. Новая первоклассная аэрокосмическая и оборонная группа будет базироваться на конструкторских бюро, производственных и технологических предприятиях, главным образом, во Франции, Германии, Испании, Великобритании и США.

После объявления о плане слияния EADS и BAE должны к 10 октября 2012 года выставить формальные предложения. Согласно предварительно заявленным условиям сделки, EADS в новой объединенной компании получит долю в 60%, а BAE Systems - 40%. У компаний будет объединенное руководство и структура управления, акции будут котироваться на двух биржах - в Париже и Лондоне. Очевидно, что слияние устраняет конкуренцию в аэрокосмической отрасли в Европе. Для слияния необходимы разрешения нескольких европейских правительств, которые имеют политический интерес в этом деле. Поэтому не прошло и недели после объявления о предстоящей сделке, как политики Франции, Германии и Великобритании задумались о стратегической и геополитической подоплеке слияния британской ТНК с франко-германо-испанской ТНК. Сделка по слиянию EADS и BAE нуждается в санкции правительств Франции, Германии и Великобритании. Правительство Франции владеет 15% акций EADS, а правительство Великобритании - "золотой акцией" в BAE Systems. В конечном итоге, для слияния EADS и BAE необходимо политическое одобрение в ЕС, с его специфическим положением Великобритании, и в США. И Франция, и Германия сейчас играют ключевую роль в EADS и любая сделка со слиянием будет означать отказ двух стран от стратегического влияние в новой фирме через назначение членов совета директоров. Слияние само по себе должно неизбежно ослабить влияние германского, французского и британского правительств, имеющих каждое свою стратегию безопасности. Тройке государств - ведущих участников в новой военной европейской корпорации предстоит договориться о форме национального представительства в ней. Речь, по-видимому, должна идти о согласовании интересов между тремя странами и предоставлении в будущей корпорации правительствам Франции, Германии и Великобритании права "золотой акции" для гарантии их национальных интересов.

В понедельник 24 сентября 2012 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел переговоры с президентом Франции и канцлером Германии о предстоящем возможном слиянии BAE и EADS. На минувшей неделе британское правительство начало изучение дела с точки зрения влияния слияния на рабочие места, экспорт и потенциальные угрозы национальной безопасности. Ранее на встрече в субботу 22 сентября 2012 года президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель не пришли к определенному решению по вопросу. В связи с переговорами Олланд заявил по поводу проекта слияния: "Речь идет о занятости, индустриальной стратегии, оборонной активности и интересах наших наций". В минувшую среду 26 сентября 2012 года глава EADS Том Эндерс выступил в германском бундестаге, а министры обороны Франции, Германии и Великобритании обсуждали в этот и на следующий день план создания объединенной военно-технической корпорации на Кипре. Британский парламент в понедельник 24 сентября 2012 года начал рассмотрение вопроса о слиянии EADS и BAE. По данным британской Telegraph, комитет по обороне полагает, что слияние двух крупнейших европейских оборонных поставщиков будет иметь значительное влияние на стратегические отношения Великобритании, США и континентальных стран ЕС. Оно может привести к радикальному изменению оборонно-промышленной базы в этих странах.

На минувшей неделе, как власти Германии, так и Франции выразили сомнения в целесообразности сделки. Министр экономики Германии выразил опасение, что слияние оборонных гигантов приведет к сокращению рабочих мест в этой стране. В настоящее время на предприятиях EADS в Германии занято 50 тыс. сотрудников. Подобные же опасения относительно французских предприятий EADS выражают и во Франции. Крупнейший профсоюз Великобритании Unite потребовал от правительства гарантий, что слияние BAE и EADS не приведет к сокращению рабочих мест в Великобритании. По информации в германской финансовой прессе, какая-то часть немецких технократов сейчас выражают сомнение в целесообразности соединения компании, имеющей успех в гражданском авиастроении, с имеющим проблемы военным концерном. Хотя, следует отметить, что после слияния европейский концерн по своей структуре станет больше напоминать американский Boeing, чем это имеет быть в настоящее время в структуре EADS. Но во всех случаях претензии относительно влияния сделки на рынок труда связаны скорее с формальным основанием. Гораздо существенней опасения, основанные на возможности утраты государственного контроля за стратегическим оборонным комплексом континентальных европейских партнеров. Берлин на прошлой неделе выразил уверенность, что доля EADS в предполагаемой сделке при слиянии занижена и составляет, на самом деле, не 60%, а - 70%.

Что касается BAE, то правительство Великобритании обладает в ней золотой акцией с символической ценой в один фунт стерлингов. BAE имеет исполнительного директора британца, большинство членов управляющего совета этой группы также британцы. Иностранные держатели не могут иметь акционерную долю в BAE, превышающую 15%. Разумеется, и британское правительство желало бы сохранить национальный контроль над аэрокосмической компанией после слияния. Британское правительство также может опасаться, что германо-французский контроль над объединенной аэро-космической корпорацией может негативно отразится на связях BAE с Пентагоном. Сейчас британская фирма является поставщиком компонентов для самолетов F-35 американской компании Lockheed Martin и для изделий Boeing, который является основным конкурентом европейского Аэробуса. Поэтому неслучайно, что германская Handelsblatt полагает, что главное достоинство слияния - это получить EADS посредством BAE через черный ход доступ к Пентагону. В условиях финансового кризиса в Европе Великобритания, как и другие европейские страны, вынуждена сокращать свои расходы на оборону. BAE пытается компенсировать свои потери в Великобритании, став одним из пятерки ведущих игроков на рынке вооружений США. Тем не менее, он тоже сжимается, и BAE понесла в последнее время убытки в США. Последнее обстоятельство заставляет британскую корпорацию смотреть не только на США, но и Европу. Интересы BAE имеют, как европейский, так и американский вектор. Собственно EADS и BAE имеют уже многолетний опыт сотрудничества в создании боевого самолета Eurofighter Typhoon и партнерства в компании по производству ракетных вооружений MBDA. Но британская BAE в 2006 года демонстративно продала принадлежавшие ей 20% акций крупнейшей компании EADS - Airbus. Сделано это было для развития возможностей британской компании в США. Airbus является основным конкурентом Boeing. Интересы EADS и BAE переплетены. BAE имеет 35 тыс. занятых в Великобритании, EADS - 15 тыс. в этой стране. Но при этом BAE имеет 40 тыс. занятых в США. BAE имеет специальное соглашение безопасности с Пентагоном, что позволяет ей работать субподрядчиком важнейших контрактов американского оборонного ведомства.

По-видимому, на решение BAE пойти на слияние влияет грядущее к 2014-2015 годам сокращение военного бюджета Великобритании на 8%, которое может привести к сокращению 2 тыс. рабочих мест в аэрокосмическом подразделении BAE и 1 тыс. - в его судостроительном подразделении на верфи в Портсмуте. В мае 2012 года было объявлено о планах закрытия исторического объекта британской оборонной промышленности - фабрики Armstrong в Ньюкасле с 620 занятыми на ней.

23 сентября 2012 года британский Observer сообщил о том, что еще одним стимулом к слиянию EADS и BAE может стать участие в перспективном проекте века - создании трансконтинентальной современной высокоскоростной магистрали через Евразийский континент, которая соединит Европу и Китай, о чем якобы уже ведутся разговоры с Пекином.

Проблемы с бизнесом BAE являются частностями перед стратегическими интересами британского военно-промышленного комплекса в его связях через BAE с США и Пентагоном. Со времен II Мировой войны сложилась тесная кооперация Великобритании и США в военно-технической сфере, включая такие фундаментальные области, как атомный проект, и ракетные технологии. Так, в частности, судостроительное подразделение британской BAE готовит строительство в Великобритании нового поколения британских атомных подводных лодок (ПЛАРБ). Прежние британские ПЛАРБ типа "Вэнгард" сейчас вооружены американскими стратегическими ракетами Trident 2 D5. Четыре британские ПЛАРБ в настоящее время являются единственными стратегическими носителями Великобритании. Новое поколение британских ПЛАРБ планируется оснастить универсальным американским ракетным отсеком. Проект BAE по новому поколению британских ПЛАРБ не может быть осуществлен без сотрудничества с США.

США на протяжении длительного времени передавали ключевую технологическую информацию британскому концерну и его предшественникам. BAE имеет "особые соглашения по безопасности" с Пентагоном, что позволяет британскому концерну работать в нескольких крупных и стратегически важных американских проектах, в частности, в $1,5 трлн. программе по созданию и производству единого ударного истребителя пятого поколения F-35. На вооружение ВМС Великобритании должны поступись 138 машин типа F-35B. Ими предполагается вооружить строящиеся сейчас BAE новые британские авианосцы типа "Куин Элизабет". На программу новых британских авианосцев работает сейчас две верфи BAE: Говэн и Бэрроу. BAE, являющийся одним из пяти ведущих подрядчиков Пентагона, после слияния станет частью европейской группы. Как на это посмотрят американцы?

Что касается Boeing, то ему в лице его генерального директора Джима Макнерни только остается выражать уверенность в силе своей компании даже перед лицом объединенных BAE и EADS. Он признал, что процесс является отражением глобальной консолидации.

После объявления о слиянии отмечено снижение котировок акций EADS, что, как кажется, подтверждает то, что доля этой корпорации, как считают немцы, занижена. Они указывают на соотношение 70 (EADS) и 30 (BAE), вместо заявленного 60 и 40. Министр обороны Германии Томас де Мазиер после встречи в Никозии заявил, что потребуется больше времени для обсуждения проблемы. Это означает, что в срок до 10 октября уложиться не удастся. Но со стратегической точки зрения втягивание британского концерна в общеевропейское оборонное мероприятие должно быть выгодно именно Берлину. Показательно, что польский министр иностранных дел Радослав Сикорский 21 сентября 2012 года в Бленхеймской речи, произнесенной им в Великобритании, заманивал британцев в федерализирующуюся Европу соблазном ключевой их роли именно в оборонной политике обновленного Евросоюза.

Сейчас ясно одно. После обнародованного 17 сентября 2012 года проекта политической реформы ЕС в сторону его централизации, проект создания единого европейского супер-концерна вооружений является самым серьезным вызовом, в том числе России, провозглашенной новой оборонной политики Евросоюза. Слияние EADS и BAE является самой серьезной геополитической головоломкой, над которой сейчас размышляют ведущие политики, как в Европе, так и в США. Предстоящее положительное или отрицательное решение проблемы создания единого европейского оборонного суперконцерна выявит ключевые аспекты будущей внешнеполитической стратегии главных центров Запада.

Для справки:

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (сокр. EADS - англ. European Aeronautic Defence and Space Company) - крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической и военной промышленности. Официально зарегистрирована в Амстердаме, имеет штаб-квартиры в Париже (Франция) и в Оттобрунне (Германия). EADS основана 10 июля 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG с французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA. Акционеры компании: правительство Франции и французский концерн Lagardère - 22,35% (7,5% Lagardère), Daimler AG - 22,35%, испанский государственный холдинг SEPI - 5,45%, 49,3% акции распределены между менеджментом, инвестиционными фондами и в торговле на европейских биржах. EADS управляется двумя генеральными директорами, одним от Франции (Луи Галлуа) и другим от Германии (Томас Эндерс).

EADS является второй в мире по величине аэрокосмической компанией после американского концерна Boeing. EADS является вторым в Европе производителем вооружения и военной техники после компании BAE Systems. EADS разрабатывает, производит и продает гражданские и военные самолеты, ракеты-носители и связанные с ними системы.

EADS является единственным акционером (100%) компании Airbus S.A.S. (гражданские, грузовых и военно-транспортные самолет. EADS принадлежит: 100% компании Eurocopter (вертолеты), 100% EADS Astrium (спутники), 50% ATR (турбовинтовые самолеты), 47% Dassault Aviation (истребители), 40% MBDA (ракеты).

EADS участвует в строительстве Международной космической станции (лабораторный модуль "Колумбус") и в создании первого европейского беспилотного грузового корабля ATV.

Оборот EADS €49,13 млрд. (2011 год); Чистая прибыль €1,003 млрд. (2011 год); Персонал 133 тыс. человек (2011 год).

BAE Systems plc - оборонная компания Великобритании, основана 30 ноября 1999 года слиянием Marconi Electronic Systems (MES), подразделения по оборонной электронике и строительству кораблей компании General Electric Company plc (GEC), и British Aerospace (BAe). Занимается разработками в области вооружений, информационной безопасности, аэрокосмической сфере. Штаб-квартира расположена в Фарнборо, Хэмпшир, Англия. Работа с иностранными заказчиками, в частности с США, ведется через дочернее предприятие BAE Systems Inc. Оборот BAE Systems - £22,4 млрд. (2009), чистая прибыль - £48 млн. (2009); персонал 90 тыс. человек (2012), из которых 35 тыс. работают в Великобритании. BAE имеет коммерческие связи с 7,5 тыс. британских компаний.

The Boeing Company - американская корпорация, один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США). В состав корпорации входят два основных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Integrated Defense Systems (продукция военного назначения). Кроме того, в состав корпорации входят "Boeing Capital Corporation" (вопросы финансирования проектов), "Shared Services Group" (инфраструктурная поддержка) и "Boeing Engineering, Operations & Technology" (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов). Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.

Оборот Boeing Co - $64,3 млрд. (2010 год), чистая прибыль $3,3 млрд. (2010 год). Персонал 160,5 тыс. человек (январь 2011 года).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.03.17
Amnesty International: США не защищают мирных жителей Мосула
NB!
28.03.17
Отношения Трамп—Меркель — новое окно возможностей для России?
NB!
28.03.17
Израиль нацелился на ПВО Сирии. Реальны ли его угрозы?
NB!
28.03.17
Убийство Вороненкова: будет ли расследование?
NB!
28.03.17
Робер Брессон. Всевидящее око объектива
NB!
28.03.17
Откуда есть пошло воскресенье и зачем
NB!
28.03.17
На АЭС в Южной Корее произошла авария, остановлен реактор
NB!
28.03.17
Ватикан и Египет — вместе на защите христиан Ближнего Востока
NB!
28.03.17
Северная Корея готовит «ракету для США»
NB!
28.03.17
«Гринпис» шантажирует Кремль дестабилизацией Русского Севера
NB!
28.03.17
Война в Крыму. Как Европа атакует русскую мечту
NB!
28.03.17
Патриотизм в условиях всеобщего безразличия
NB!
28.03.17
Кинг-конг и Вьетконг: два образа страха
NB!
28.03.17
Роза к радости. О музыке и гармонии
NB!
28.03.17
Пентагон «сочувствует» гражданским в Мосуле, но продолжит их бомбить
NB!
28.03.17
Немецкий реваншизм на острове Калининград
NB!
28.03.17
26 марта 2000 г. президентом России избран Владимир Путин
NB!
28.03.17
Опрометчивые эксперименты Израиля на территории Сирии
NB!
28.03.17
Жгут лодки, пугают экологов — мексиканские рыбаки снова устроили беспорядки
NB!
28.03.17
Нацбанк Украины: меры по спасению неспасаемого. Народ идет лесом
NB!
28.03.17
350 лет спустя: государство делает шаг навстречу старообрядцам
NB!
28.03.17
Коррупция по-африкански: Украсть миллиард долларов и остаться на свободе