"Евроинтеграция приближает Молдавию к катастрофе": Молдавия за неделю

Москва, 28 сентября 2012, 08:51 — REGNUM  "Евроинтеграция" VS евразийская интеграция: "Отказ от вступления в Таможенный союз и однобокое стремление к ЕС приближает Молдавию к катастрофе". Энергетика: "Уступок России не будет". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Русское консульство в Тирасполе - это предложение из разряда мафиозных".

"Евроинтеграция" VS евразийская интеграция: "Отказ от вступления в Таможенный союз и однобокое стремление к ЕС приближает Молдавию к катастрофе"

Отказ от вступления в Таможенный Союз и однобокое стремление к интеграции с ЕС приближает Молдавию к катастрофе, пишет "Независимая Молдова". О поездке премьер-министра РМ Владимира Филата в Москву и Сочи сказано немало. Большинство журналистов и экспертов оценили ее без лишнего пафоса, как есть: практический результат близок к нулю; документы, которые были подписаны, по своему уровню и значению не тянут на статус "важных"; никакого "прорыва" нет и в помине; по действительно главным проблемам - газ, приднестровский конфликт, Таможенный союз - согласие не достигнуто.

Тем не менее, отдельные СМИ, главным образом те, что находятся на содержании ЛДПМ, продолжают усердствовать, повествуя об "успехе", "прорыве", "взаимопонимании", продолжает "Независимая Молдова". Пропагандистской трескотней они пытаются прикрыть провал и абсолютную пустоту. Мотивы понятны. Окружению премьер-министра, во что бы то ни стало надо выжать из визита как можно больше дивидендов, чтобы продолжить сложение мифа о "человеке слова, с которым можно иметь дело" и т.д. Слагаемые мифа: Меркель похвалила, Путин захотел встретиться, Баррозу собирается проведать, в общем, Запад и Восток поддерживают Альянс за европейскую интеграцию. У граждан Молдавии есть все основания для торжества и веселья. Все это пропаганда АЕИ, которая к реальности не имеет никакого отношения.

Филат добивался встречи с Путиным с 2010 года, пишет "Независимая Молдова". Канцелярия премьер-министра РМ регулярно отправляла соответствующие запросы в Москву. Наконец, стараниями Дмитрия Рогозина такая встреча состоялась. Ну и что в итоге? Для чего она была нужна? Какие эпохальные предложения прозвучали? Если настаивали на встрече, следовательно, была определенная цель. Как минимум можно было предложить к обсуждению перспективные темы. В современных условиях такой серьезной и перспективной темой могла и должна была стать тема вступления Молдавии в Таможенный союз. Российская сторона предложила рассмотреть такой вариант. Филат дал понять, что это противоречит национальным интересам Молдавии. Хотя можно было бы не "хлопать дверью", а оставить ее открытой, например, сказать, что "это интересное предложение, мы обязательно его изучим, рассмотрим, обсудим" и далее в том же духе, вежливо и дипломатично.

Беглый анализ перспектив участия Молдавии в Таможенном союзе показывает, что это дает возможность экономического возрождения страны, доступ к рынку государств-членов ТС, привлечения инвестиций, формирование цивилизованной системы социальных стандартов, предоставления гарантий гражданам РМ, находящихся на заработках в России, укрепление нейтрального статуса и безопасности РМ, решение приднестровского конфликта и многое другое, продолжает "Независимая Молдова". Альянс отказывается обсуждать тему Таможенного союза наотрез, не принимая во внимание тот факт, что все аргументы против участия Молдавии в этой организации не выдерживают критики.

Альянс за европейскую интеграцию противопоставляет Таможенный союз Европейскому союзу, пишет "Независимая Молдова". Примитивная отговорка. Любой грамотный и честный экономист вам скажет, что проведение интеграционной политики, независимо от направления (Запад или Восток) зависит от уровня профессионализма в решении конкретных задач. Пребывание в СНГ не мешало Молдавии принимать законы, направленные на внедрение европейских стандартов в экономике и социальной сфере. Вступление в Таможенный союз не только не отдалит, а наоборот, приблизит Европу, хотя бы потому, что страны ТС ведут свой диалог с Брюсселем об экономическом сотрудничестве, взаимовыгодной торговле, безвизовом режиме. Пока же однобокое стремление к интеграции с ЕС приближает Молдавию к катастрофе. Дело в том, что в ближайшие годы Европу ждет падение евро, формирование новых валютных зон, уничтожение местного производства, массовое обнищание, распад социальных связей, трудовая эмиграция. Есть пример соседних Румынии и Болгарии: после вступления в ЕС в этих странах фактически перестало существовать собственное сельское хозяйство, миллионы людей выехали на заработки в другие государства.

Фактически отклонив предложение рассмотреть участие Молдавии в ТС Филат, а вместе с ним и весь правящий Альянс за европейскую интеграцию отказывается воспользоваться шансом Молдавии на будущее, на перспективу стратегического прорыва, продолжает "Независимая Молдова". Так зачем же нужна была встреча Филата с Путиным? Если отбросить пропагандистскую мишуру, то выходит она была необходима Филату для обычного пиара. Для того, чтобы прикормленные и продажные политологи могли и дальше вводить в заблуждение граждан относительно вечной темы "с кем Москва намеревается иметь дело в Молдавии".

Накануне визита было выдвинуто предположение о том, что его либо отменят, либо сократят, пишет "Независимая Молдова". Действительность превзошла все ожидания. Во-первых, российская сторона предоставила возможность встретиться, и внимательно выслушала визитеров. Во-вторых, внесла в повестку дня тему Таможенного союза. В-третьих, различными протокольными деталями (итальянское вино на приеме, ожидание в приемной Путина) продемонстрировала свое отношение к АЕИ. В целом, Москва получила исчерпывающее представление о позиции альянса. А она, эта позиция, недружественная по всем принципиальным вопросам: Таможенный союз, отношение к НАТО, нейтральный статус, приднестровское урегулирование.

Тема Таможенного союза не на шутку встревожила европейцев, продолжает "Независимая Молдова". Сейчас снова последуют визиты и встречи. Снова западники будут нахваливать АЕИ за "прогресс в реформах" и "развитие демократии" с целью вытеснить на периферию общественного внимания тему Таможенного союза и вновь запустить шарманку о евроинтеграции. Снова они будут пытаться подменить реальную интеграцию либерализацией визового режима и Договором об ассоциации, который никому не нужен и ничего Молдавии не дает (впрочем, как и другим странам).

И все же "лед тронулся", пишет "Независимая Молдова". Последние опросы показывают, что сторонников ТС сегодня не две трети населения Молдавии, как два-три месяца назад, а почти 80 процентов. Это означает, что из арсенала АЕИ выбито самое важное оружие, с помощью которого им удавалось вводить в заблуждение людей - обещание европейской интеграции. Люди больше не верят им. И правильно делают, подводит итог издание.

В реальности перед Молдавией не стоит выбора между Европейским и Евразийским союзами, пишут "Молдавские ведомости". В действительности есть лишь безответственные политические заявления, за которыми скрывается примитивная хитрость людей, претендующих на лавры лидеров общественного мнения, а также слабая внутренняя экономическая политика и засилье коррупции. За последние три года товарооборот между Молдавией и Россией достиг предкризисного периода. По итогам 2011-го он составил 2 млрд долл., а за половину текущего - уже превысил миллиард. Это значит, что результат нынешнего года превысит прошлогодний показатель. Если этого не случится, объяснением будет вовсе не то, что молдавские предприниматели стали активнее торговать со странами Евросоюза. Причиной будет совершенно другое. Для пояснения приведем пример: мы поставляем яблоки в Россию насыпом, а не, например, как словаки в клетях, как яйца, продолжают "Молдавские ведомости". И если наше яблоко по дороге к покупателю по каким бы то ни было причинам подгнивает, то "ведет" за собой еще несколько штук, а словацкие и от боя предохранены, и от заражения. Словацкие менее вкусные, но их возьмут охотнее. Там меньше потерь. Значит, выгоднее. Не говоря уже о цене: себестоимость наших яблок на выезде из страны составляет 50 центов за килограмм, а, например, польских - 25 центов. Причем здесь выбор между ЕС и Евразэс? Молдавии не быть членом ЕС, пишут "Молдавские ведомости". Во всяком случае, в обозримом будущем. Но этой цели она перед собой и не ставила. Речь шла и идет о модернизации и европейской интеграции. Только об этом уже никто не помнит. Так же как и о том, что точно такой процесс происходит и в России. Более того, Россия, так же как и Молдавия, ведет с ЕС переговоры о свободной торговле и безвизовом режиме. Притом начала она их раньше! Модернизация и интеграция в более эффективные и современные системы - это совершенно нормальная реакция отстающих стран на свое плачевное состояние. Выбирая такую политику, они ставят цель повысить уровень своего развития, хоть немного приблизиться к тем, кто живет лучше. Период модернизации был у стран Латинской Америки, у Китая, а теперь он начат в странах бывшего СССР. И никакого отношения к политическому выбору это не имеет.

Это выбор политиков, понимающих, что многое придется менять, продолжают "Молдавские ведомости". Наши вроде поняли, но менять взялись все, сразу и делают это плохо. Доходит до глупости и абсурда. Почему, чтобы образование в нашей стране стало лучше, решено увеличить количество учеников в классах до 35 человек? Как реформе в системе здравоохранения способствует закрытие нескольких старых больниц и строительство с нуля нового огромного медицинского комплекса?

Когда партийные деятели заявляют о необходимости геополитического выбора для Молдавии, они путают божий дар с яичницей, пишут "Молдавские ведомости". Разрушенная и отсталая Молдавия не нужна ни Европе, ни России. А призывы к выбору - всего лишь прикрытие для желаний оставаться у власти или прорваться к ней, к контролю за финансами, кредитами, грантами. Глашатаи выбора рассчитывают, что разочарованный народ через два года больше не поддержит неудачливых модернизаторов и евроинтеграторов. Они держат людей за простаков, наивное быдло, которое куда повернешь, туда и пойдет. Вряд ли таким политикам задачи модернизации дадутся лучше. Одно из обязательных условий успеха в развитии - честное отношение к реальности. А признавать реальность никто не желает.

Любой вменяемый человек хочет жить в стране, в которой есть хорошие дороги, качественная медицина, современные предприятия, честные суды, продолжают "Молдавские ведомости". Нам все это не раз обещали, но не дали ничего. И к планам России, Казахстана и Белоруссии строить Евразийский союз это не имеет никакого отношения. Точно так же, как к любым политикам Евросоюза. Молдавия сегодня крайне затратный и трудный партнер для любого сообщества. Затевать с ней дела - себе же хуже. Американцы дали денег на дороги, а теперь вынуждены сами же думать, как так поменять в Молдавии систему госконтроля за использованием средств, чтобы они пошли именно на дороги, а не кому-то в карман. Европейцы вынуждены финансировать общественный контроль за использованием своих же дотаций молдавскому государству на проведение реформ. Россияне вынуждены спасать свои инвестиции от одностороннего решения молдавского правительства отдать часть дорогостоящей газотранспортной системы какому-то независимому администратору. Курам на смех: партнер по бизнесу договаривается на стороне, а потом удивляется, почему компаньон не желает с ним считаться. Зато, как звонко одни партийные баламуты заверещали, что Россия тянет Молдавию в прошлое, а другие, что ЕС обрекает республику на нищету.

Примечательно, что центральной темой в прессе и в политических выступлениях газовые разногласия стали сейчас, хотя проблема существует довольно давно, пишут "Молдавские ведомости". Еще в ноябре 2011-го во время попытки молдавского премьера лично порешать вопросы по газовому контракту с главой "Газпрома" Миллером стало понятно, что дело пахнет керосином. И тогда Владимир Путин еще не выступил с большой статьей, в которой обосновал целесообразность создания новой интеграционной структуры в Евразии. И тогда еще Молдавия не подписала новые обязательства перед ЕС по энергохартии (к этому документу РМ присоединилась еще в 2009-м, а потом постепенно начала принимать на себя обязательства и по разным дополнительным пакетам обязательств). Что мешало Молдавии тогда, в конце 2011-го, или позже, в течение 2012-го, оговорить с европейцами для себя особые условия? Ведь сейчас она пошла на такие переговоры. Премьер Филат и вице-премьер Лазэр недавно отправились в Брюссель именно для этого. Не имеет это никакого отношения к геополитическому выбору. Все наши проблемы - от низкого качества управления внутренними политиками, подводит итог издание.

Чем больше либералы-западники пугают страны постсоветского пространства возрождением СССР, тем яснее проявляется экономическая сущность Таможенного союза, пишет "Пульс". Москва, Минск и Астана действительно очень четко разделяют политику и экономику. А Киев и Кишинев в разной степени всё еще пытаются политическими аргументами обосновать неприглядность экономической выгоды. Тем временем кризис в Евросоюзе достигает своего апогея, продолжает "Пульс". Председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу дает понять, что ЕС больше не будет никогда таким, как это представлялось последние 20 лет. Скажите единой Европе прощальные слова: из сообщества равных оно превращается в сообщество разных. И хоть там все и равны, но некоторые теперь вполне официально будут равнее.

А на европейском востоке президент Украины Виктор Янукович допускает, что Киев пойдет на углубление экономического сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках механизмов Таможенного союза и Единого экономического пространств, пишет "Пульс". По его словам, Украина прилагает максимум усилий для налаживания стабильных партнерских отношений со своими соседями: Россией, со всеми странами Европы. Янукович обратил внимание, что Украина уже завершила работу над созданием зоны свободной торговли со странами СНГ, а также внимательно анализирует опыт создания и функционирования таких интеграционных объединений, как Таможенный союз и Единое экономическое пространство. "Сегодня Украина выстраивает модель сотрудничества с Таможенным союзом, изучает пути сотрудничества и приемлемые формы интеграции. Особое внимание мы уделяем вопросам трансформации этих объединений в Евразийский экономический союз, при котором Украина сегодня уже имеет статус наблюдателя", - заявил Янукович на ялтинской конференции. Другими словами, Киев ставит во главу угла экономику, что более чем четко подчеркивает, что Таможенный союз и ЕврАзЭС - антикризисные механизмы. В этом смысле Киев, который настороженно относится к ТС, сделал шаг вперед.

А вот страны-члены ТС раз за разом дают понять, что ни о какой политической интеграции речь не идет и никого суверенитетом делиться не просят, продолжает "Пульс". Так, советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев сообщил, что разговоры о создании Евразийского парламента, пока не налажена работа Таможенного союза, в Казахстане считают преждевременными. "О каком Евразийском парламенте может идти речь, если мы не наладили в полном объеме работу ТС?! Если бы вы увидели свод перечня административных барьеров во взаимной торговле пищевыми продуктами, то у вас бы волосы дыбом встали!" - сказал он. При этом политик предложил внимательно посмотреть на работу Европарламента, который всё больше превращается в балаган, номинальный орган, подмахивающий решения Еврокомиссии и саммита лидеров стран-членов ЕС (это к вопросу о том, где же демократия идет стабильным регрессивным путем?). "Столь же очевидно, что номинальный статус Европарламента в Европейском союзе, отсутствие единого законодательного и нормативно-правового поля, взаимных и солидарных гарантий банковских вкладов и породили массу проблем в ЕС", - отметил Ертысбаев.

Таможенный и Европейский союз впервые могут помериться на пространстве Центральной и Восточной Европы, чтобы показать, кто же из них ближе, пишет "Пульс". Последние 20 лет ЕС был фактическим монополистом гигантского географического пространства, где превратил процесс интеграции в процедуру подачи "челобитной" - унизительного и бесконечного выполнения самых разных и самых глупых заданий, требуя быть святее Папы Римского. Монополия закончилась. Ставка Востока оказалась, как никогда, высокой и заманчивой. И вот наконец-то старые, исторические, местами проржавевшие, но прочные связи обрели экономическое содержание. Обрели настолько стремительно, что задуматься есть над чем... Наконец-то Евросоюз из некоего божественного света превратился во вполне себе приземленный набор правил и уложений, часть из которых явно кормят западные столпы и не дают ничего взамен.

Вспомним здесь и другое: Евросоюз далек от мысли, чтобы не только сказать, что вот, выполнив все условия, Киев, Тбилиси, Кишинев, Минск и все остальные соискатели, среди которых Анкара, Белград, Скопье и другие, получат вожделенное членство, продолжает "Пульс". И это, конечно же, само по себе тормозит ход реформ. В это же время на Востоке предложено присоединиться со всеми плюсами и минусами к пространству, которое не называет себя Господом Богом и истиной в последней инстанции. Присоединитесь к тому, кто нуждается в вас и даст вам взамен выгоду, - достаточно заманчиво, не так ли? Так же откровенно лгут те, кто говорит, что где-то там, на Западе стандарты выше, пишет "Пульс". Но это от лукавого не единожды, а дважды. Во-первых, чем восточнее двигаться от побережья Атлантического океана, тем становится очевиднее, что стандарты не соблюдаются, игнорируются, пропускаются и просто не внедрены. Более того, они простираются от политики до экономики, и если в Париже стандарт - это некий высокий критерий качества, то вот в восточноевропейском отражении - Бухаресте - ничего подобного нет.

Сегодня Таможенный союз берет самую высокую планку среди своих членов: Белоруссии, России и Казахстана, продолжает "Пульс". Скажем, очевидные успехи России, которая из трех членов ТС единственная может похвастаться фактически уже состоявшимся членством во Всемирной торговой организации. По правилам Таможенного союза, обязательства, которые приняла на себя РФ, стали частью нормативно-правовой базы для всех остальных членов союза. В настоящее время идут переговоры между Казахстаном и ВТО, несколько отстает Минск, но и там процесс идет. А теперь следует взглянуть, в каком качестве та же Румыния, раз уж в Кишиневе ее некоторые считают братской республикой, присоединилась к ЕС в 2007 году. По итогам пятилетнего проживания в большой европейской семье, Бухарест не в состоянии выполнить критерии получения денег из фондов регионального развития ЕС, против Румынии введено несколько ограничений Еврокомиссии за несоблюдение положений договора о присоединении к ЕС и так далее. Сегодня экономики РФ, Казахстана и Белоруссии как членов ТС, согласно правилам международной торговой организации, фактически суммируются, пишет "Пульс". И когда ВТО восполнится еще двумя членами организации, то единым целым это будет более чем мощный игрок.

Во многом Молдавия с 2005 года приблизилась к стандартам ЕС и вполне может стать в Таможенном союзе лидером по повышению уже действующих норм и правил, продолжает "Пульс". Таким образом, всем остальным придется достигать позиции Молдавии, если, конечно, Кишинев не низведет эти преимущества через несколько лет на нет. Сегодняшние молдавские власти не видят преимуществ в том, что сейчас связи, которые когда-то назывались братскими, еще не окончательно разорваны и могут быть скреплены. Позиции лидера упустить можно очень легко, а быть догоняющим - очень сложно. Первые 10 лет молдавской независимости, тотальная деиндустриализация, война на Днестре, политико-этнический геноцид и прочие прелести ускоренной демократизации и олигархизации сделали Молдавию не просто отстающей от ЕС - Молдавию выкинули в разряд третьего мира, низведя ее до уровня африканских государств. Сегодня на Западе нам уже искать нечего: ЕС входит в период изоляции, оставляя всем желающим миленький зоопарк в виде "Восточного партнерства" с тем, что перспектива членства когда-нибудь (50-100 лет?) да проявится. Восток еще открыт для нас, сегодня мы можем не только стать лидерами, но и подтолкнуть Украину, получив прямой, безостановочный и скорый путь от Кишинева до самых границ Китая, где будут действовать единые стандарты. И с подобным подходом согласны в Минске, Москве и Астане. Единственными, кто не может перебороть в себе синдромы холодной войны, остаются молдавские правители-"евроинтеграторы". Но даже они не вечны, подводит итог издание.

Энергетика: "Уступок России не будет"

РМ заметалась между Москвой и Брюсселем, пишет "Панорама". После своего безрезультатного визита в Россию премьер-министр Владимир Филат поехал в Евросоюз поговорить о гарантиях российских газовых инвестиций в республике. Вопрос об инвестициях - ключевой в молдо-российских отношениях (за ним, впрочем, сразу же следуют трудовая миграция и экспорт из Молдавии). Москве и, в частности, газовому гиганту "Газпрому", не нравится, что Кишинев ведет переговоры с Евросоюзом по подписанию так называемого Третьего законодательного энергетического пакета. Они напрямую затрагивают интересы компании, представленные в республике "Молдовагазом".

Экономические преимущества и риски Молдавии, связанные с внедрением Третьего энергетического пакета, детально изучили эксперты неправительственного аналитического центра Expert-Grup еще в начале этого года, продолжает "Панорама". Условия договора предполагают, в первую очередь, защиту именно новых поставщиков энергии на рынке. Либерализация рынка, говорят аналитики, может привести к появлению новых заинтересованных компаний-поставщиков из-за рубежа. Энергорынок откроется сначала восточно-европейскому региону, а потом и всему Евросоюзу. Потекут инвестиции, сулят эксперты. Понятное дело, пострадают лидеры поставок: в газе - "Молдовагаз", который распределяет 100% поставляемого газа в стране, в электричестве - компания Union Fenosa. Впрочем, итальянцы уже знакомы с Третьим энергопакетом, который уже реализуется в Европе, и уже подпадают под его действие.

С "Газпромом"-"Молдовагазом" сложнее, пишет "Панорама". По условиям пакета, "Молдовагаз" предстоит реструктурировать. Предлагается выделить газопроводы в независимую от поставщика структуру. Смысл в том, чтобы все игроки на энергетическом рынке той или иной страны могли ею пользоваться на равных условиях. Чтобы сети и газопроводы работали, как дороги, которые не принадлежат никому из пешеходов, но каждый из них может ими пользоваться. Благодаря этому выиграет потребитель, которому будет, наконец, предоставлена немыслимая на сегодняшний день возможность выбора, чьими услугами пользоваться, появятся новые поставщики и будет дан толчок инвестированию в инфраструктуру. Помимо юридических механизмов, условия пакета предполагают строгий контроль за энергосбережением и утечками компаний. Если потребитель вдруг чем-то недоволен, он просто разрывает контракт и меняет поставщика. Пока в Молдавии это сделать нереально - и трубы, и сети принадлежат компаниям, которые просто так ими не поделятся.

Не в последнюю очередь важно, что ЕС будет помогать финансами из своих фондов, если Молдавия продолжит курс на сближение, продолжает "Панорама". К сожалению, единственное, что не могут предсказать аналитики, - это как изменятся цены на конечную продукцию. Ведь компании захотят вернуть инвестиции. С другой стороны, цены на услуги могут снизиться из-за появившейся конкуренции. Министр экономики Валерий Лазэр выглядит оптимистичным. "Мы ищем механизм, который обеспечил бы российским партнерам гарантии того, что их инвестиции здесь, настоящие и будущие, не будут задеты в негативном плане внедрением в Молдавии Третьего энергопакета", - заявил он в начале месяца. Глава Минэкономики рассказал о варианте превращения республики в транзитера газа. "Мы транзитная страна для 18% экспорта российского газа. То есть мы уже очень важный оператор в данной зоне и хотим укрепить этот статус", - заметил Лазэр. Неизвестно, однако, велась ли речь о чем-либо подобном на недавних переговорах руководства двух стран в Москве.

На прошлой неделе премьер-министр Владимир Филат и министр экономики Валерий Лазэр ездили в Брюссель: искать компромисс между взаимоисключающими друг друга требованиями Евросоюза и Российской Федерации о Третьем энергетической пакете ЕС, пишет "Кишиневский обозреватель". Европейский союз требует пакет внедрить, Россия - денонсировать. Согласно разработанному сценарию, в столице объединенной Европы молдавские визитеры должны были сыграть роль хитрых бедных родственников: заявив о незыблемости курса на евроинтеграцию, добиться, чтобы Евросоюз не настаивал на внедрении Третьего энергопакета в Молдавии. Или хотя бы, чтобы положения этого документа не распространялись на газовую сферу. Для этого, считает Валерий Лазэр, есть все юридические основания - при подписании обязательств по Третьему энергетическому пакету, Кишинев сделал официальное, а потом и письменное заявление о том, что газовой сферы предписанные ЕС нововведения не коснутся, так как реализация любых политик в этой области требует согласования с "Газпромом".

Однако "Газпром" настаивает на официальном юридическом документе о гарантиях за подписью высокопоставленных чиновников из ЕС, продолжает "Кишиневский обозреватель". Предыдущая попытка Кишинева получить в Брюсселе такую бумажку (дело было в конце прошлого года) потерпела фиаско. Сомнительно, что молдавская делегация получит гарантию и на этот раз, так как 18 из 27 стран-членов Евросоюза сами находятся в состоянии судебных разбирательств с Еврокомиссией из-за Третьего энергопакета. Тем временем уже 28 сентября на саммите глав правительств стран СНГ в Ялте Владимир Филат должен представить Дмитрию Медведеву окончательный ответ на полученные им во время переговоров в Москве "пакетные предложения" по газу. Поэтому в Кишиневе так спешат.

Премьер-министра и министра экономики в Брюссель отправляли всем Альянсом, пишет "Кишиневский обозреватель". Во вторник поздно вечером после долгого перерыва состоялось заседание Совета Альянса за евроинтеграцию. В повестке значилось два основных вопроса: приближающаяся осенне-зимняя сессия парламента и официальная позиция АЕИ по энергетической проблематике. "Уступок России не будет", - дружно постановила правящая тройка. Это решение было и ожидаемым, и предсказуемым. Но не потому, что "расторжение ради скидки на российский газ соглашения об энергетическом сотрудничестве с ЕС означало бы не один, а десять шагов назад по пути европейской интеграции", как заявил сразу же после сочинско-московского визита Владимира Филата председатель парламента Мариан Лупу. А потому, что ничего другого "правящая тройка" сказать просто не может, поскольку политически, идеологически, а, главное, финансово находится в полной и бесповоротной зависимости от европейских партнеров.

Как бы заманчиво ни было предложение о 30%-ной скидке на газ или торгово-экономических преференциях для молдавских товаров, как бы соблазнительно ни выглядели возможные выгоды РМ от вступления в Таможенный союз, для Альянса за евроинтеграцию политика соглашательства с Россией означала бы полный крах, продолжает "Кишиневский обозреватель". Как финансовый - Евросоюз и США тут же, под благовидным предлогом (нарушение прав человека, несоблюдение Конституции, торговля людьми, зашкаливающий уровень коррупции), перекрыли бы Кишиневу денежный "кислород", да еще потребовали незамедлительно ответить по долгам. Так и электоральный - правый электорат ЛДПМ и с недавних пор ДПМ никогда не простит своим лидерам "такого предательства".

Так что, выбирая между инстинктом самосохранения и реальными социально-экономическими перспективами для страны и ее народа, лидеры АЕИ всегда выберут самосохранение, пишет "Кишиневский обозреватель". Поэтому как бы ни колотило Евросоюз, какие кризисы бы его ни сотрясали, какой бы туманной ни была перспектива присоединения РМ к ЕС (если Евросоюз к тому времени еще сохранится), правящая в Молдавии "тройка" до последнего вздоха будет демонстрировать свою приверженность идее евроинтеграции. Потому что на этой идее, собственно, и замешан "бетон" АЕИ.

В Москве не могут не видеть и не понимать такого расклада, продолжает "Кишиневский обозреватель". Поэтому одно из двух: либо "пакетные предложения" Дмитрия Медведева по газу - откровенная насмешка над увязшим в евроинтеграции и борьбе с ветряными мельницами "тоталитарного прошлого" молдавским руководством. Либо это попытка подтолкнуть молдавский электорат к определенным действиям, итогом которых станет переформатирование власти в РМ и формирование пророссийской "патриотической" коалиции. Если не случится чего-то экстраординарного, то в конце 2013 года в Молдавии стартует предвыборная кампания. В этих условиях логичной линией поведения для кремлевской администрации было бы перманентное выдвижение ряда заманчивых экономических предложений для "подогрева" молдавского электората без предоставления каких-либо преференций действующему руководству РМ.

На руку Москве играет то, что поля для маневра у молдавских властей нет, пишет "Кишиневский обозреватель". Реально помочь с газом Евросоюз не может - он сам безуспешно пытается избавиться от влияния всесильного "Газпрома". Единственный для АЕИ выход - получить доступ к румынскому энергорынку. Поэтому вернувшись с провальных переговоров в Москве, Владимир Филат тут же встретился с министром иностранных дел Румынии Титусом Корлэцяном, и попросил Бухарест ускорить строительство газопровода Унгены-Яссы для объединения газовых систем Молдавии и Румынии. Газопровод до Ясс планировалось сдать в эксплуатацию до конца текущего года, но Румыния даже не приступала к строительным работам - для этого ей нужно выделить 10,2 млн евро. Молдавия настаивает. "Перед нами много новых вызовов", - заявил после поездки в Москву Владимир Филат.

Но даже если румынская сторона выполнит свои обязательства, надежды на получение дешевого румынского газа более чем призрачны - и не только потому, что в Румынии законодательно запрещен экспорт газа, продолжает "Кишиневский обозреватель". Даже если этот запрет будет отменен, реальность такова, что в ясской зоне нет достаточного объема газа, который можно было бы поставлять Молдавии. Кроме того, Румыния сама закупает у России от 30 до 40% от потребляемого объема голубого топлива. Как утверждает бывший премьер-министр Ион Стурза, газ, реализуемый на свободном рынке Румынии, дороже, чем тот, что поставляется Молдавии. А разработка залежей газа, найденных на отсуженном Румынией у Украины черноморском шельфе начнется не раньше конца этого десятилетия. Так говорят специалисты, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Русское консульство в Тирасполе - это предложение из разряда мафиозных"

Приднестровье готовится обзавестись новой концепцией внешней политики, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В ней вдобавок к прежнему курсу на независимость от Молдавии прописана новая национальная идея непризнанной республики - евразийская интеграция. Эксперты считают, что разнонаправленные интеграционные векторы Кишинева и Тирасполя сводят шансы на воссоединение двух берегов к нулю. По крайней мере, до тех пор, пока сам Кишинев не развернется в сторону Москвы.

МИД Приднестровья обнародовал проект новой Концепции внешней политики, которую предполагается принять к концу месяца, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Сейчас в республике проходит процесс ее широкого обсуждения на общественно-экспертном уровне. "Президент поручил нам максимально вовлечь институты гражданского общества в разработку этого документа, с тем чтобы он как можно больше отвечал общественному запросу", - сообщила глава МИД Нина Штански. Через неделю все поступившие предложения и поправки будут обобщены, и окончательная версия документа поступит на подпись главе Приднестровья Евгению Шевчуку.

Опубликованный на официальном сайте МИД проект новой Концепции примерно на треть повторяет положения прежней версии документа, принятой в 2005 году, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В частности, неизменным остался основной политический приоритет - курс непризнанной республики на независимость и международное признание. Главное же нововведение - провозглашение евразийской интеграции важнейшим приоритетом внешней политики и даже национальной идеей Приднестровья. "Эта идея заключается во всеобъемлющей интеграции Приднестровья в евразийские объединения под ведущим руководством Российской Федерации", - пояснила госпожа Штански. Как следует из самого документа, Приднестровье намерено поэтапно интегрироваться в Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, а также в только формирующийся на данном этапе Евразийский союз.

Что касается отношений с Молдавией, то их Приднестровье, как и ранее, намерено выстраивать исключительно как с "соседним государством", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Исходя из государственных интересов, приоритетами Приднестровской Молдавской Республики на международной арене являются комплексная евразийская интеграция, а также урегулирование отношений с Республикой Молдова на основе самостоятельного и независимого развития Приднестровья", - отмечается в четвертой главе документа.

По словам Нины Штански, при разработке новой внешнеполитической концепции ее авторы стремились, с одной стороны, сохранить преемственность внешнеполитического курса, с другой - актуализировать многие положения нынешней Концепции в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Приднестровские эксперты уверены, что такая необходимость назрела давно. По словам директора тираспольского Бюро политических исследований и информационных технологий "Медиатор" Сергея Широкова, прежний вариант Концепции внешней политики, принятый еще в 2005 году, морально устарел. "Сегодня Приднестровью требуется новое, более четкое и ясное определение приоритетов, целей и задач", - заявил эксперт. По его словам, несмотря на то, что проект Концепции находится еще в стадии доработки и обсуждения, уже сегодня с уверенностью можно сказать, что он будет максимально близко отображать внешнеполитический курс президента Евгения Шевчука, включая вектор на евразийскую интеграцию Приднестровья.

В свою очередь кишиневские эксперты полагают, что юридическое закрепление евразийского вектора интеграции Приднестровья на фоне аналогичных, но направленных в сторону ЕС, процессов в Кишиневе сводит на нет шансы на урегулирование конфликта, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "В Приднестровье решили институционализировать свои геополитические предпочтения", - говорит политический аналитик Алексей Тулбуре. По словам эксперта, период настороженности между новой администрацией региона и Кремлем, похоже, преодолен, а закрепление евразийского вектора интеграции в официальных документах приднестровского региона "означает, что с нынешним правящим альянсом Молдавии шансы на урегулирование конфликта становятся исключительно теоретическими".

В то же время господин Тулбуре не исключает, что евразийский вектор может вскоре стать объединяющим для обоих берегов Днестра, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Кишинев только заявляет, что движется в противоположном направлении, то есть интегрируется в ЕС, - говорит он. - Однако на деле, на правом берегу происходят вещи, ничего общего с евроинтеграцией не имеющие. Ни о какой модернизации не идет речи. Наоборот, происходит демодернизация всего, начиная от правосудия, медицины, образования и заканчивая промышленностью, вернее ее ошметками. И все это на фоне разгула повсеместной коррупции и воровства". В этих условиях, отмечает эксперт, идея евразийской интеграции завоевывает все больше сторонников и на правом берегу Днестра.

Другой молдавский политолог, Роман Михаеш видит за действиями приднестровских властей как раз попытку Москвы "заставить Республику Молдова свернуть с курса на европейскую интеграцию", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Появится еще один мотив для отказа от урегулирования конфликта - мол, Приднестровье хочет интеграции в Евразийский союз, которого пока даже не существует", - сказал эксперт. Он, однако, уверен, что Кишиневу следует продолжать политику евроинтеграции, не обращая внимания на подобные шаги Тирасполя.

В свою очередь глава делегации Евросоюза в Молдавии Дирк Шубель не склонен драматизировать ситуацию, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Он считает, что принятие Тирасполем новой Концепции внешней политики не скажется на ходе переговоров по урегулированию конфликта. "В этом нет ничего принципиально нового, - заявил дипломат. - Тирасполь всегда больше смотрел в сторону Москвы, чем Брюсселя. Однако это не мешало сторонам на протяжении последнего года вести вполне конструктивные переговоры и решить массу практических и экономических проблем".

Заявления Михая Гимпу о предполагаемом открытии российского консульства в Тирасполе (20 сентября в эфире кишиневского телеканала N4 лидер Либеральной партии Михай Гимпу заявил, что либералы выступают против открытия в Тирасполе Генконсульства России. По его словам, если открытие консульства РФ в Тирасполе все же произойдет, "ситуация в АЕИ сильно пошатнется". Гимпу добавил, что премьер-министр Молдавии Владимир Филат или МИД страны не могут принимать такое решение самостоятельно. "Власть - это не Филат, не Лупу и не Гимпу, а все трое вместе взятые. Мы втроем подписали соглашение и проголосовали за программу правления. Необходимо уважать договоренность", - подчеркнул лидер либералов, - прим. ИА REGNUM) говорит о существующем расколе внутри Альянса, пишет Timpul. Гимпу сказал, что если консульство все таки откроют, то Альянс "закипит", а это означает, что внутри Альянса есть кто-то, кто хочет, чтобы дипломатическое представительство Москвы было открыто в Тирасполе. И учитывая, что в Альянсе всего три партии, и лидер одной из них - Гимпу - ярый противник консульства, значит остаются еще двое. И не важно даже кто это, важно, что такой есть. Потому что понятно, что процесс интеграции в Европу не может идти по принципу "лебедя, рака и щуки", более того, она невозможна при условии вступления Молдавии в Таможенный союз.

Если коснуться бюрократического вопроса: каким образом будет происходить открытие этого русского консульства в Тирасполе? - продолжает Timpul. Понятно, что на официальном уровне русские дипломаты соблюдут все международные правила: открытие обсуждено с правительством в Кишиневе, утверждение должно исходить от министерства иностранных дел Молдавии. Но о каком контроле можно говорить на территории непризнанной республики со своим собственным законодательством, отличным от молдавского? Консульство в Тирасполе будет использоваться, как пропаганда признания независимости Приднестровья. Кто от этого выиграет? Приднестровье, естественно.

Тревожное заявление Михая Гимпу намного более серьезно, чем желание Москвы иметь свое представительство в Приднестровье, пишет Timpul. Интересы России в этом регионе всем давно известны. А вот Гимпу доказал, что раскол существует и в правящих кругах. Раскол, который может использоваться Москвой в классическом стиле российских дипломатов: они ставят препятствие, которое никто не может убрать, весь мир просит их "подвинуться", а они в ответ требуют награды и признательности за то, что освободили дорогу, которую сами же и заблокировали. Русское консульство в Тирасполе - это предложение из разряда мафиозных, от которых невозможно отказаться, но если их принять, то выгоды будет меньше, чем проблем, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail