Таджикские тюремные власти опровергают наличие спецсредств "Сангтуда" и "Рогун" (название гидроэлектростанций в Таджикистане) для пыток заключенных, передает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на руководство Главного управления исполнения наказаний министерства юстиции Таджикистана (ГУИН).

Как заявил заместитель министра юстиции Таджикистана и руководитель ГУИН Изатулло Шарипов, в таджикских тюрьмах не применяются пытки и нет особых спецсредств. "Раньше были случаи недозволенных методов обращения с заключенными, но сейчас этого нет. У охранников нет других спецсредств, кроме наручников и дубинок. И они используются в исключительных случаях для предотвращения беспорядков", - отметил Шарипов.

Напомним, поводом для заявления стало сделанное таджикскими правозащитниками сообщение по проблеме пыток задержанных и подсудимых в Таджикистане, которое было озвучено на Совещании ОБСЕ по вопросам человеческого измерения 26 сентября в Варшаве. Агентство "Азия плюс" цитирует директора ОО "Независимый центр защиты прав человека" Сергея Романова, который подробно остановился на уголовном деле "53-х истаравшанцев": "Анализ данного уголовного дела, а также наблюдение за судебным процессом позволяет сделать следующие выводы: все подсудимые в ходе судебного заседания рассмотрения кассационной коллегией по уголовным делам Верховного Суда кассационных жалоб подсудимых сделали заявление о незаконном задержании и применении пыток во время задержания и предварительного следствия, - сообщил он. - В результате применения пыток они признались в совершении преступлений". По его словам, основными видами пыток подсудимые называли физические пытки: электрический ток, обливания холодной водой в зимнее время на улице, избиение руками и ногами, избиение милицейской дубинкой, сажание на шпагат, завязывание скотчем, удары дубинкой по пяткам и почкам, оставление в холодных подвалах без постельных принадлежностей, прижигание сигаретами различных частей тела, изнасилования.

Также, по словам Романова, к задержанным применялись и психологические пытки: "привод близких родственников и издевательство над ними в присутствии задержанных лиц, угроза раздеть близких родственников, в частности жену, и распространить фото по интернету, раздевание догола, пытки других задержанных в их присутствии".

"В качестве орудий пыток были использованы: "Сангтуда" - прибор, применяемый на уроках физики в качестве наглядного пособия, а также "Рогун". По описанию, которые сделали подсудимые и даже назвали прямо, это полевой военный телефон. Аппарат проверки кабелей военно-полевой связи, - пояснил Романов. - Отличие приборов друг от друга состоит в том, что "Сангтуда" даёт короткие переменные разряды меньшей мощности, чем "Рогун". А "Рогун", если непрерывно крутить специальной ручкой, даёт постоянный ток".

Тем временем, Коалиция НПО против пыток в Таджикистане выражает свою серьезную озабоченность в связи с гибелью 27-летнего Хамзали Икромова, смерть которого наступила 20 сентября 2012 г. в исправительной колонии ЯС №3/1 Душанбе, где он отбывал наказание за ранее совершённое преступление. По сообщениям родственников погибшего, на теле Хамзали Икромова отчётливо видны различные следы телесных повреждений, в том числе сильнейшие ожоги в области ребер, спины, шеи, гематомы на спине и на ногах, повреждения головы, отмечается в заявлении. По утверждению родственников погибшего, причиной столь жестокого обращения послужило то, что сотрудники исправительного учреждения систематически вымогали у осужденного и его родственников деньги, но они не смогли выплатить им требуемую сумму ввиду отсутствия средств.

Как уже сообщало ИА REGNUM, заместитель начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний министерства юстиции Республики Таджикистан Бахромом Абдулхаков заявил журналистам, что осужденный Икромзода попытался свести счеты с жизнью, а врачи с помощью баклажек с горячей водой пытались его реанимировать, отчего на теле остались следы от ожогов.

Коалиция НПО против пыток обращает внимание на то, что это не первый случай смерти в результате применения пыток в местах предварительного заключения и исправительных учреждениях Таджикистана. Коалиция призывает власти Таджикистана провести незамедлительное, тщательное, беспристрастное и независимое расследование смерти Хамзали Икромова.