"Состав Палаты представителей был абсолютно предсказуем еще до начала голосования", - заявил 24 сентября корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Александр Шпаковский, оценивая итоги выборов в Палату представителей Национального собрания Белоруссии.

Напомним, в Белоруссии завершается парламентская кампания. С 18 по 23 сентября проходило голосование на участках по выборам депутатов нижней палаты Национального собрания - Палаты представителей. Совет Республики (верхняя палата Национального собрания) будет сформирована 25-30 сентября. ЦИК Белоруссии и миссии наблюдателей 24 сентября обнародовали предварительные отчёты по итогам выборов нижнюю палату Нацсобрания. По официальным данным, в ППНС не попал ни один представитель оппозиции, зато пропрезидентское объединение "Белая Русь" получило большинство (63) депутатских мандатов. Наблюдатели ОБСЕ в своем отчёте заявили о непризнании парламентской кампании в Белоруссии соответствующей принципам демократических выборов, наблюдатели СНГ сделали обратный вывод и признали демократичность избрания ППНС. В октябре ЕС может рассмотреть вопрос о санкциях, применяемых к официальному Минску, приняв во внимание итоги парламентской кампании.

По мнению Шпаковского, стремление властей Белоруссии к формированию максимально подконтрольного парламента из числа представителей номенклатуры было ясно ещё до начала выборов в Национальное собрание. "Однако я не стал бы категорично увязывать полученный результат с административным вмешательством либо нарушениями избирательного законодательства со стороны членов участковых и окружных избирательных комиссий, руководства местных исполнительных органов власти", - сказал политолог.

"Выборы проходили фактически на безальтернативной основе, потому административное вмешательство не имело никакого смысла, - пояснил Шпаковский. - Структуры политической оппозиции продемонстрировали свою полную кадровую несостоятельность. Анализ анкет оппозиционных кандидатов показывает, что перед избирателем предстали в основном безработные, пенсионеры, либо лица, занятые в социально непрестижном секторе трудовых отношений. Тактику бойкота вообще сложно назвать эффективной, фактически она привела к совершенно обратному эффекту - т.е. способствовала легитимации выборов".

"Учитывая кадровую маргинализацию оппозиции, кандидаты от номенклатуры без проблем выиграли бы эти выборы и в случае наличия прямого противостояния, однако присутствие оппозиционного кандидата усиливало бы соблазн чиновников местной исполнительной власти "перестраховаться" и на всю катушку задействовать административный ресурс, а, значит, возросла бы вероятность нарушений избирательного законодательства. В случае фактически безальтернативных выборов по ряду округов необходимость в административном регулировании отпадает на все 100%, а значит, ликвидируется сама вероятность и почва для возможных нарушений. В этих условиях численность нарушений явно будет минимальной, выборы состоялись достаточно честно при реальной явке не менее 70% избирателей", - добавил Шпаковский.

Как стало известно 24 сентября, не только наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ не признали демократичность выборов в Национальное собрании е Белоруссии, но я ряд евроструктур. С негативной оценкой итогов парламентской кампании в Белоруссии выступили председатель Европарламента Мартин Шульц, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности и вице-президента Еврокомиссии Кэтрин Эштон и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. Официальный представитель главы европейской дипломатии Майя Кочиянчич сообщила, что Совет министров иностранных дел ЕС запланировал на 15 октября дебаты по ситуации в Белоруссии, в ходе которых могут быть пересмотрены санкции ЕС, применяемые к ответственным за репрессии представителям официального Минска.

Шпаковский считает, что "в сложившейся ситуации у западных наблюдателей отсутствуют серьезные основания для непризнания результатов голосования белорусских избирателей" - идеальных выборов не бывает. При этом политолог отметил: "Ряд нарушений, связанных со спецификой несколько девиантной белорусской политической культуры все же был отмечен: некорректное поведение отдельных сотрудников правоохранительных органов с журналистами и независимыми наблюдателями в период досрочного и в основной день голосования, факты принуждения к досрочному голосованию со стороны администраций вузов и руководства некоторых организаций и т.д. Все эти факты с учетом устоявшейся международной политической тенденции, когда Белоруссия в любом случае "плохой и нелюбимый ученик", приведут к тому, что полный итоговый отчёт миссии наблюдателей ОБСЕ будет критичным, однако достаточно мягким, что для официального Минска можно считать относительно неплохим результатом".

По словам Шпаковского, "реальной силой, действительно бросившей перчатку власти, является партия Либерально-демократическая партия Белоруссии под руководством Сергея Гайдукевича, чьи кандидаты прошли все стадии избирательной кампании до конца и по ряду округов составили серьезную конкуренцию кандидатам от номенклатуры". Политолог констатировал: "ЛДПБ являет собой принципиально новый тип белорусской оппозиции, которая критикует действующую власть за недостаточно тесную интеграцию с Российской Федерацией".

"По итогам выборов 2012 года очевидно: в Белоруссии вырисовываются контуры трехпартийной политической системы. Если РОО "Белая Русь" будет преобразована на ноябрьском съезде организации в политическую партию, то конфигурация будет следующая: "партия власти" на базе "Белой Руси", примыкающая к ней Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) и оппозиция в лице ЛДПБ. С учетом геополитической ориентации белорусских либерал-демократов, на белорусском политическом поле может появиться совершенно иная реальность - пророссийская оппозиция", - заявил Шпаковский.

"Что касается нынешней прозападной оппозиции, то ее структуры уже давно носят характер диссидентского движения, продолжится их вытеснение с политического поля и маргинализация. Данный процесс уже идет и не встречает серьезного противодействия западных государств, так как партийная оппозиция является "чемоданом без ручки" для своих "доноров". Запад уже давно пытается влиять на ситуацию в Белоруссии через совершенно иные институции: различные межгосударственные проекты, аналитические центры, общественные организации", - отметил белорусский политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, 24 сентября председатель Европарламента Мартин Шульц выказал глубокое сожаление в связи с тем, что "парламентские выборы в Белоруссии снова не соответствовали международным стандартам справедливого и прозрачного избирательного процесса". Шульц отметил, что оставил надежды на готовность официального Минска к проведению реформ и заявил о невозможности восстановить официальные отношения с Национальным собранием Белоруссии. Глава Европарламента назвал прошедшие выборы депутатов Палаты представителей Нацсобрания Белоруссии "издевательством над демократическими выборами". По мнению Шульца, ЕС должен определиться с механизмами реакции на грубые нарушения прав человека и верховенства закона в Белоруссии, а также поддержки гражданского общества республики.

Напомним, в отношении представителей официального Минска (243 физлиц и 32 предприятий) действуют санкции ЕС и США, к которым также присоединились их ближайшие союзники. ОБСЕ, Евросоюз, США и их союзники не признали президентскую кампанию 2010 года в Белоруссии соответствующей европейским стандартам свободных и демократических выборов, как и парламентскую кампанию 2008 года. ЕС, США и их партнёры не признали таковыми ни одни выборы с 1996 года в Белоруссии, они также не признают легитимность Нацсобрания Белоруссии и не поддерживают с ним отношений.