Михаил Пак: Назначение Масимова сформирует политическую ситуацию нового типа в Казахстане
Казахстан, 25 сентября, 2012, 14:20 — ИА Регнум. Череда рокировок в Казахстане, вопреки политическим традициям последних лет, растянутая на несколько дней, включая выходные, все-таки не даст окончательного ответа на самые актуальные политические и социально-экономические вопросы последних месяцев. Бывший глава администрации президента Аслан Мусин "ушел" руководить Счетным комитетом, а экс-премьер министр
****
Однако же, рассуждения о природе перестановок были бы неполными без небольшого разбора: что же такое в Казахстане администрация президента и в чем ее отличие от постсоветских аналогов. С одной стороны, уже много лет ведомство, подчиняющееся напрямую президенту
Администрация президента во всех смыслах является наместником главы государства на местах и зачастую выполняет куда более важные функции, нежели любой из членов кабинета министров.
К этому списку можно приплюсовать еще и "теневой" функционал. Как это принято на пространстве
****
В публикациях ИА REGNUM ранее так или иначе затрагивалась эта проблематика. Например, когда речь заходит о представительстве родоплеменной элиты запада Казахстана среди центральных чиновников в Астане, подавляющее большинство исследователей призывает с большим вниманием отнестись к представленности во власти родовой знати именно этого региона. Почему?
Как, например,отмечал в своей статье казахстанский эксперт Марат Шибутов, хотя бы по одной причине - западные регионы страны формируют немалую часть выручки, являясь едва ли не основными донорами республиканского бюджета. При этом родоплеменные авторитеты в номенклатурной табели о рангах являются классическими "технарями", выдвигаясь в центральную элиту по нефтяной линии - из них получаются прекрасные министры нефти и газа, управляющие нефтяными компаниями и технологи. Среди управленцев высшего звена, хозяйственников и экономистов, можно выделить, пожалуй, только нынешнего мэра Астаны Имангали Тасмагамбетова.
В свою очередь, отсутствие региональных и родовых авторитетов в центральных органах власти приводит к другому перекосу - бюджетному, когда подавляющее большинство денежных потоков, официальных и не очень, уходит представителям других родов и регионов, что само по себе является основанием для латентного сепаратизма. И он уже проявляется - в разных формах: например, довольно часто недовольство региональной элиты можно отследить по выступлениям рабочих. Одно из таких, по версии многих исследователей, завершилось беспорядками в Жанаозене 16 декабря 2011 года. Первоначально, напомним, нефтяники вышли под требованиями, которые больше напоминали ультиматум местной элиты. К слову, если бы администрация Аслана Мусина отреагировала в самом начале, кровопролития можно было бы избежать. Однако, по некоторым данным, тогдашний губернатор области Крымбек Кушербаев не сумел пробиться с соответствующим докладом к главе государства, поскольку считался очень вероятным преемником на место руководителя администрации президента. Понятно, что доступ такого человека к президенту был резко ограничен.
Хотелось бы оговориться - мы привели этот пример именно для наглядности: любому главе администрации президента приходится решать вопросы, которые могут вовсе не касаться напрямую социально-экономического положения в стране. И умение договориться с региональными лидерами и родоплеменными авторитетами зачастую в обход губернатора - это особое, чисто казахское искусство и обладает им далеко не каждый представитель высшего дивизиона власти в Казахстане.
****
Доподлинно неизвестно, есть ли такие качества у нового главы администрации президента Карима Масимова, но справедливости ради заметим: в Астане не очень много управленцев, про которых точно известно, что они знают самые потаенные глубины родовых взаимоотношений.
Кроме того, в силу определенных причин Карим Масимов не сможет говорить со значимыми казахскими авторитетами с позиции силы - а к этому его обязывает должность. Почему? Согласно многочисленным свидетельствам, он по ряду причин попросту не вхож в большинство внутриказахских раскладов, поскольку является классическим, да простят меня читатели, "ирландским consigliere", если пользоваться терминологией
****
Зато нет сомнений в том, что республика находится на пороге неслабого политического кризиса. И речь здесь идет не только о возросшей в разы террористической активности на западе страны, где, судя по всему, ситуация уже начинает выходить из-под контроля. Слишком часто за последнее время в информационном поле проявлялась информация о том, что силовики не только зачищают экстремистов, но и активно участвуют в местных родоплеменных разборках.
Речи не идет и о зачистке "мусинской команды" (Аслан Мусин - предыдущий глава АП - ИА REGNUM) по всему периметру политического поля страны.
Важнее всего, на наш взгляд, проговорить важный момент - на фоне социально-экономической нестабильности и террористической активности - в Астане, похоже, сформировался полноценный кризис государственного управления, когда любое бюрократическое движение может привести к масштабным коррупционным скандалам. Этот политический клинч между ключевыми представителями высшей элиты страны уже привел к дефициту важных государственных решений - а как иначе, если любая из крупных управленческих команд засветилась в отчетах Агентства по борьбе с коррупцией? И в условиях, когда любой шаг может спровоцировать начало новой "драки всех против всех", президент меняет ключевого переговорщика в стране.
Мы, конечно, уверены, что опыт переговоров у Карима Масимова очень разносторонний - в конце концов, он дольше всех премьеров в истории независимого Казахстана возглавлял правительство республики и имеет довольно неплохой имидж за рубежом. Но есть одна деталь, которая немного смущает: нынешний глава администрации президента никогда не был руководителем региона или города - а это автоматически означает, что опыта переговоров "на местах" у него нет. А ведь именно "на местах" его ожидают самые тяжелые переговоры. А это уже политическая ситуация нового типа.
****
Впрочем, и сложившаяся ситуация - тоже трактуется двояко. В частности, на этот счет есть мнение экспертов, хорошо разбирающихся в ситуации - по их мнению "не погруженный" в региональные реалии человек иногда лучше "погруженного". Хотя бы потому что не будет вспоминать обиды, бережно переданные родовой элитой по наследству.