"Законопроект о едином дне голосования, принятый Госдумой, не первый и, наверняка, не последний. Чехарда с "едиными днями" (октябрь - март - сентябрь...) в сегодняшней России не имеет никакой рациональной подоплёки (вроде, "совершенствование избирательного законодательства РФ, экономия бюджетных средств, времени" и т.п.). Разве что, кроме, озабоченности власти последующими выборами", - заявила корреспонденту ИА REGNUM 24 сентября доктор политических наук Ирина Гоптарева, комментируя решение Госдумы РФ об утверждении единого дня голосования в сентябре.

Гоптарева отметила, что регулирование подготовки и проведение выборов могут быть разными, как и способы формирования органов власти (с определением даты выборов и другими избирательными процедурами): в одних странах, как правило, небольших (например, Коста-Рика) дата выборов устанавливается конституцией, поэтому менять её по чьей-то прихоти, невозможно, в других (и это, чаще всего) - нормативные правовые акты устанавливают не дату, а условия выборов ("...после истечения сроков даты полномочий..." такого-то органа и т.п.). В России, как известно, порядок выборов регулируется в зависимости от их уровня - федеральным или региональным законодательством. В конечном счёте, не это важно, а важно квалифицированное применение упорядоченного правового механизма организации и проведения выборов, который, несомненно, за почти последние 20 лет в РФ сложился, пояснила политолог.

"Однако вопрос о грамотном использовании избирательного законодательства продолжает оставаться открытым, - подчеркнула эксперт. - Можно бесконечно переустанавливать даты выборов, определять не одну, а несколько и так далее, но при существующей сегодня жёсткой системе манипулировании выборами, это не будет иметь никакого значения, так как их результаты предопределяются заранее".

По ее словам, в подавляющем большинстве стран, где не только граждане, но и политики руководствуются здравым смыслом, преимущественно действуют две модели установления даты выборов: 1) после истечения обычных сроков полномочий, 2) внеочередные выборы после роспуска парламента. "Понятно, что есть еще и такая модель, как - "по обстоятельствам". Доклад Европейской комиссии за демократию через право "Об определении даты выборов" (2007) года довольно подробно о них рассказывает", - уточнила Гоптарева.

Установление в России единого дня голосования в сентябре политолог считает не очень удачным: "Если исходить из здравого смысла, то сентябрь, да ещё его первая половина, не самое подходящее время для общественно-политической жизни в России: это и не закончившиеся ещё отпуска, и начало учебных занятий, и время трудоустройства выпускников вузов, и "огородные страсти" и т.д. Так что, как видим, в это время почти весь российский электорат в хлопотах и заботах". Она не исключает, что возможно именно такой, занятый бытовыми проблемами, избиратель и нужен организаторам выборов.

Напомним, что 21 сентября Государственная дума РФ приняла поправки в действующее законодательство в редакции согласительной комиссии. Все выборы в России будут проводиться в единый день голосования - второе воскресенье сентября каждого года, начиная с 2013 года.